• Памятник мотивации

    25.02.11 11:08

    Дик Адвокат таким образом ведет работу в сегодняшней сборной России, что она представляет собой группу игроков, почти каждый из которых на 100 процентов уверен в каждом следующем вызове в национальную команду.

    Возрастной дисбаланс

    Дело даже не в среднем возрасте нынешней сборной, хотя и он высок (примерно 27 лет), а в наблюдающемся возрастном дисбалансе. В группе так называемых молодых – лишь два игрока (Мамаев и Дзагоев), в условной средней группе (от 23 до 27) – восемь футболистов, всем остальным (их двенадцать) – от 28 до 33. Крен очевидный. Через год, после победы (есть все основания на это надеяться) в отборочной группе, вся «бригада» станет ровно на год старше. Дик Адвокат не предпринимает никаких попыток для того, чтобы исправить положение – не формально, разумеется, не ради галочки в докладе президенту РФС (процесс, дескать, омоложения идет, можете не беспокоиться), а ради достижения ­разумного баланса, характерного, если внимательно проанализировать составы многих команд, для успешных клубов и сборных.

    Матчей, в которых можно было проверить ближайший резерв национальной команды, причем проверить в условиях, в той или иной степени приближенных к идеальным с точки зрения проверочных, не так уж и много. Никто, полагаю, не мешал в игре с Ираном просмотреть группу футболистов, пребывающих на подходе к сборной. Дик Адвокат не пожелал сделать это даже применительно к такой проблемной на сегодня позиции, как левый защитник. Надо полагать, тренер, как и все наблюдатели, понимает абсурдность появления на месте левого защитника Билялетдинова, но продолжает настаивать на своем. Голландский специалист говорит, что надеется на возвращение к матчу в Ереване Жиркова. Для сборной было бы хорошо, конечно, если бы Жирков, только-только приступивший в «Челси» к занятиям в общей группе и давно не имевший игровой практики, подошел к 26 марта в оптимальном состоянии, но почему бы, пока Жиркова не было, не проверить слева в обороне одного или двух не привлекавшихся в сборную прежде игроков?

    Деклараций вроде «двери в ­команду открыты для всех» или «приглашаться и играть будут все сильнейшие» мало. Не нужны специальные приборы для того, чтобы увидеть: подавляющее большинство сегодняшних сборников давно уверовали в то, что они незаменимы и будут приглашены в команду при любых обстоятельствах. Даже в том случае, если они не проходят в основные составы своих клубов, проваливают календарные матчи внутреннего чемпионата, выглядят значительно слабее тех, кто играет рядом с ними, но кого в сборную не вызывают.

     

    Чья команда?

    В матче с Ираном двенадцать из шестнадцати выходивших на поле футболистов выступали в составе хиддинковской сборной на чемпионате Европы 2008 года. Адвокат пользуется ресурсами Хиддинка. Более того, еще до приезда Хиддинка в Россию, когда в отсутствие официально назначенного главного тренера национальной сборной, в период между Юрием Семиным и Хиддинком, командой руководил Александр Бородюк, сборная, помнится, сыграла весной два товарищеских матча (в Москве с Бразилией и в гостях с испанцами). Против Бразилии играли, в частности, Акинфеев, Василий Березуцкий, Алексей Березуцкий, Игнашевич, Анюков, Билялетдинов, Аршавин, Кержаков (был еще и Жирков), против Испании – Акинфеев, Василий Березуцкий, Алексей Березуцкий, Игнашевич, Зырянов, Анюков, Билялетдинов, Аршавин, Кержаков. Против Латвии в первом хиддинковском матче – Акинфеев, Василий Березуцкий, Алексей Березуцкий, Игнашевич, Анюков, Билялетдинов, Семшов, Аршавин, Погребняк, Кержаков, Павлюченко. А еще в 2006 году за сборную выступали Быстров и Колодин. Сравните с составом, выходившим на поле в Абу-Даби, и с постоянным списком игроков, на которых рассчитывает Дик Адвокат. Из 2006 года, получается, 15 – в общей сложности – футболистов, ставших ровно на четыре года старше, считающихся незаменимыми и неприкасаемыми и испытывающих несомненные сложности с уровнем мотивации.

    Позиция Адвоката

    Новые российские футбольные власти не пожелали оставить на посту главного тренера сборной Гуса Хиддинка. Соображения, которыми они при этом руководствовались, ведомы только им. Вряд ли возглавивший РФС год назад Сергей Фурсенко и его советники задумывались о тренерской преемственности и о том также, что продолжение Хиддинком, уже все и вся применительно к национальной команде знавшим, своей деятельности в России позволило бы безболезненно приступить к постепенной смене состава (не всего, конечно, а лишь ряда футболистов) сразу после Марибора.

    Позиция Адвоката по кадровой проблеме базируется, надо полагать, на трех «китах», на которых опирается голландец «номер два». Первый – «в России нет талантливых молодых футболистов», а потому и огород с заменой тех, кто сейчас выходит на поле, нечего городить. Второй – какой смысл распыляться на новичков, тратить на них время, если неизвестно, получится из них что-то или не получится, а результат необходимо давать уже сегодня, потому что до завтра могут и не оставить. Третий – Адвокат, словно утреннее молитвенное заклинание, раз за разом объясняет свою приверженность схеме 4+3+3, утверждая при этом, что для иных тактических вариантов в его распоряжении футболистов нет.

    Односхемный подход к тактике команды обедняет, несомненно, ее игру, упрощает ее, делает доступной сопернику для противоборства. К тому же отсутствие тактической вариативности не самым лучшим образом сказывается на индивидуальных действиях игроков.

    Не стал бы утверждать, что ­Адвокат руководствуется девизом «После меня хоть потоп», но избавиться от ощущения, что этому голландцу, в отличие от его предшественника, все равно, как будет выглядеть сборная России после того, как ему – рано или поздно – придется из нашей страны уехать, очень сложно.

    Проводником спущенной Адвокатом вниз идеи о тактическом единообразии всех российских сборных – от самой младшей юношеской до первой – выступает его приятель Берт ван Линген, считающий, будто в этой дикой в плане творческой футбольной мысли стране до появления в ней тандема Адвокат – Линген и слышать не слышали о передовых идеях. Пока ван Линген будет в административном порядке насаждать схему 4+3+3 в юношеские сборные, от нее вполне могут отказаться даже те клубы и сборные команды, которые время от времени используют ее как один из вариантов ведения игры. На помощь Адвокату и Лингену, говорят, может приехать еще один голландец, который летом возглавит тренерскую Академию (ВШТ при таком раскладе останется готовить специалистов для работы в детских и юношеских командах, а также помощников главных тренеров клубов второго дивизиона).

    Неотвратимость перемен

    Адвокат не первый день в футболе и прекрасно понимает, что состав команды необходимо менять. Он тянет до последнего, то есть до выхода в финальную стадию Евро‑2012, после чего, полагает тренер, у него появится время и возможность для безболезненного кадрового вмешательства. Без серьезных перемен, понятно, не обойтись в любом случае, попадет команда в Польшу – Украину или проедет мимо континентального первенства. Весь вопрос в том, будет ли время для основательных изменений.


    Из еженедельника «Спорт день за днем» №6 (23 февраля — 1 марта 2011 года).


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»