-
Парни с Невского. Ждем трамвая!
03.04.14 01:34
Питерские хоккейные болельщики по весне напоминают людей на остановке, ждущих трамвай, которого нет. Отменили маршрут, но табличку на остановке снять забыли. А народ стоит — все еще верит во что-то… Постепенно толпа потенциальных «пассажиров» редеет — уходят граждане, потеряв надежду. Но самые стойкие ожидают чуда. Ехать-то хочется, а других вариантов особо нет. Как нет в Петербурге второй хоккейной команды. Ходить в Ледовый дворец невский зритель будет в любом случае. А вот веры в то, что СКА доберется до заветной вершины, к сожалению, с каждым годом все меньше и меньше…
Красота по-бродвейски
И все-таки давайте вспомним, на кого в СКА мы прежде всего взирали с надеждой перед началом сезона? Естественно, на главных людей в команде — на тренера, на капитана, на вратаря… Но верили ли мы в то, что структурно эта самая команда выстроена верно? В качестве некоего эталона — для учебников — многие называют чемпионский «Рейнджерс» Майка Кинэна образца 1994 года. К слову, старина Кинэн сегодня, 20 лет спустя, — лучший тренер КХЛ. Его «Магнитка», выигравшая регулярный чемпионат, прямо сейчас — главный фаворит Кубка Гагарина.
Ну а 20 лет назад Железный Майк добрался до Кубка Стэнли вместе с Парнями с Бродвея. Все в том коллективе было складно. Наверху — главный тренер Кинэн, один из жесточайших диктаторов и лучших мотиваторов в истории НХЛ, вдобавок ко всему и стратег великолепный. Второй человек в командной иерархии — естественно, капитан. Вожак того созыва «Рейнджеров» Марк Мессье, по признанию большинства североамериканских специалистов, — лучший капитан в истории мирового хоккея. Как рассказывал Сергей Зубов, Марк (на минуточку — второй бомбардир НХЛ за все годы) в перерыве мог толкнуть такую речь, после которой ноги сами несли хоккеистов на площадку, к победе!
Далее — вратарь. Ценность Майка Рихтера — одного из сильнейших в истории американских голкиперов — в гениальном умении вытаскивать «мертвые» матчи, в способности совершить «чудо на льду» в самый важный, ключевой момент.
Идем дальше: без классного плеймейкера добиться успеха практически невозможно. У «Рейнджеров» же в тот год имелись аж два величайших дирижера — Сергей Зубов и Брайан Лич. В равных составах они, естественно, играли порознь, зато в большинстве, выходя вместе, представлялись для соперников «смертельным оружием».
Еще одна важная составляющая — бойцы, силовой хребет команды. «Плюшевым» коллективам в ледовых джунглях плей-офф просто не выжить. Адам Грэйвз — блестящий пример результативного «силовика». В кубковых битвах вообще дорогого стоят универсалы вроде техничного и крепкого Алексея Ковалева или Сергея Немчинова — хладнокровнейшего «убийцы времени» в меньшинстве.
Итак, мы обрисовали идеальную, проверенную десятилетиями кубково-чемпионскую модель. Попробуем наложить эту кальку на армейскую систему, тем более что параллелей между питерцами и нью-йоркскими Парнями с Бродвея — начиная от дизайна формы и заканчивая размерами бюджетов — провести можно немало. Подчеркнем, что умышленно не сравниваем руководство клубов — генменеджеров и прочих руководителей. Просто потому, что бизнес-механизмы — кахаэловские и энхаэловские — сопоставлять как минимум некорректно. Даже с 20-летним гандикапом.
Лед на скамейке
Начнем, пожалуй, с тренеров. Обозначенные выше критерии наставника-победителя — мотиватор, стратег, психолог, к тому же непререкаемый авторитет для подопечных. Что из упомянутого подходит к рулевому СКА Юкке Ялонену?
Мотиватор? Это вряд ли. Сравните поведение Юкки на скамейке, например, с действиями Знарока или Ржиги. Флегматичный финн вряд ли был в состоянии эмоционально встряхнуть игроков. Забавно, что после серии коуч словно себя самого по затылку ударил, заявив, что его подопечным не хватило… мотивации.
Стратег? Как методист, Ялонен, написавший пару неплохих книжек по хоккейной тактике, конечно, хорош. Золото чемпионата мира — 2011 и бронза Олимпиады-2010 — доказательство высокой квалификации специалиста. С другой стороны, методист экстра-класса (даже покруче Ялонена) в СКА уже был — Барри Смит. Результаты помним. И еще один момент. Смит добивался больших успехов в НХЛ, но — как помощник главного тренера; Ялонен же, выигрывая титулы со сборной, в качестве клубного наставника не блистал (одно чемпионство в Суоминен-лиге с ХПК в 2006-м). А коуч сборной и клуба — две большие разницы. Да и Финляндия, взяв опять-таки бронзовые награды на Олимпиаде в Сочи (уже с другим тренером, Эрккой Вестерлундом), убедила, что причины ее успехов далеко не в одном только наставнике.
Между тем седовласый Дейв Кинг, успешно руководивший как национальной сборной, так и клубами, недавно вчистую переиграл Ялонена — тактически. Во многом потому, что Кинг очень грамотно вносил коррективы — перед каждым матчем серии и в ходе каждой встречи, а Ялонен, казалось, лишь наблюдал за происходившим со скамейки. Во всяком случае игра СКА по ходу четвертьфинала практически не менялась. Короче говоря, тактические схемы в теории, на планшете — одно, а реализация их на практике, на льду — совсем другое. Сильный теоретик Ялонен, увы, показал себя неважным практиком — по крайней мере в течение полутора проведенных им в СКА лет.
Психолог? Тема эта вообще очень тонкая. Финляндия вроде бы рядышком с Питером, но понять загадочную русскую душу «горячие парни» на сто процентов смогли разве что в вопросе выпивки. Даже схожим с нами по менталитету канадцам в России проще, чем финнам. Ялонен не был на «одной волне» с игроками. Разве что Мортенссона с Торесеном он понимал прекрасно, да и армейских чехов — с их западноевропейской философией. Так легионеры и сыграли в Кубке Гагарина более-менее прилично. Чего не скажешь о россиянах, которых в команде подавляющее большинство. А в свете потенциального ужесточения лимита становится ясно: если и приглашать тренера-иностранца, то такого, кто сумеет найти психологический контакт с местными хоккеистами.
Ковальчук «съел» Ялонена
Был ли, наконец, Ялонен непререкаемым авторитетом для вверенных ему игроков? Здесь мы плавно переходим ко второй по значимости фигуре в команде — к капитану. В легендарном составе Парней с Бродвея слово Кинэна было законом даже для вожака Мессье. Для нынешних же «Парней с Невского» тренер — далеко не такая грозная фигура. Кинэна если не уважали, то боялись. А Ялонена… Его «съел» Илья Ковальчук. Давайте подумаем: мог ли Юкка при желании убрать Кови из состава, перевести в запас? После этого героического шага, вполне вероятно, «в запас» перевели бы самого Ялонена. Определял ли Юкка хотя бы партнеров для Ильи по звену или, не рискуя положением, полностью следовал рекомендациям Ковальчука?
Говорить о Кови как о капитане очень сложно в принципе. А сравнивать его с Марком Мессье и вовсе глупо. Поэтому для краткости признаем очевидное: Илья не был лидером СКА — ни по духу, ни по игре. Капитанской нашивки в нынешнем армейском составе больше других заслуживал Патрик Торесен: норвежский «викинг» заводил команду как мог да еще и играл здорово.
Так ли уж важно, у кого на свитере латинская литера С и мог ли коллектив сам выдать Ковальчуку «черную метку»? Маловероятно. Россияне и легионеры в команде — все-таки два разных лагеря, а среди армейских россиян Ковальчук был, без сомнения, номером один. Решение сделать Кови капитаном было скорее политическим, как и в целом приглашение Ильи в Петербург. В маркетинговом плане и как пиар-ход приезд Ковальчука себя, безусловно, оправдал. А вот турнирного результата не дал.
Виноват ли Ковальчук в том, что он по натуре не вожак, не «генерал» от бога, как Мессье? Нет, конечно. Была надежда, что Илья — как ни крути, великий снайпер — станет лидером по игре и его подвиги на льду — красиво заброшенные шайбы, результативные передачи — вдохновят команду. Но, к сожалению, Ковальчук, измученный травмами, стал заложником Олимпиады. До Игр — отчасти берег себя, боялся получить новое повреждения, а после Сочи уже не смог перестроиться. Когда ведущий игрок — невольно или вполне осознанно — себя бережет, остальные это видят. Когда так поступает капитан — вся команда подсознательно снижает обороты.
Третий пункт нашей системы — вратарь. Александр Салак никогда не считался вратарем кубковым, да и к элитным киперам его можно отнести с большой натяжкой. Входит в состав сборной Чехии? Это скорее говорит об эпохе вратарского безвременья в чешской дружине после ухода Доминатора. Якуб Штепанек тоже был стражем ворот национальной команды. Мы говорили о «рейнджере» Рихтере как о вратаре, обладавшем ценнейшим качеством — умением «тащить» в самый важный момент. Штепанек же, напротив, в самые ответственные минуты не раз допускал чудовищные ошибки. Салак, к счастью, каких-то жестких ляпов в Кубке Гагарина не допустил, но и не спас, когда это было так необходимо. Вспомните ключевые шайбы, пропущенные питерцами от «Локомотива». Многие из них неберущимися никак не назовешь.
Оркестр без дирижера
Да что Рихтер — за примером так далеко ходить не нужно. Возьмите ярославского вратаря Сэнфорда! Пусть в четвертой игре он «поплыл», но только после того, как судьба встречи была уже решена. Абсолютно неважно, сколько шайб накидал СКА «железнодорожникам» в той встрече. Зато по ходу серии — в самых важных ситуациях — Сэнфорд спасал ярославцев неоднократно. Салак же и в «регулярке» отработал неважно — по проценту отраженных бросков чех был в лиге лишь двадцатым, уступив в том числе и своему сменщику Илье Ежову. Отсутствие кубкового характера, невысокий средний уровень по ходу всего сезона и, наконец, неумение совершать «чудо» в нужное время и в нужном месте — все это, к сожалению, об основном вратаре СКА.
Четвертая составляющая успеха — защитник-дирижер. Перед началом сезона казалось, что уж здесь-то у СКА полный порядок. Кевин Даллмэн — один из лучших оборонцев-созидателей в истории КХЛ. Однако и канадец этот сезон провалил — сначала Кевин получил травму, затем долго набирал форму, да так ее толком и не набрал. Ялонен, упорно ставя Даллмэна в паре с «разрушителем» Александровым, пробовал праворукого американца то на левом краю защиты, то на правом. От перемены мест слагаемых сумма, увы, не особо менялась.
Возможно, стоило попробовать 38-го номера в тандеме с Дмитрием Калининым, но тренер упорно разводил этих защитников по разным звеньям. Конечно, Даллмэн и Калинин — это не Лич и Зубов, но с поправкой на уровень могли бы для СКА стать их аналогом. К каждому из своих сильнейших оборонцев Ялонен приставил «оруженосца» — соответственно Александрова и Рясенского. Но творить плеймейкеры не спешили. Почему? Отчасти потому, что оба — и Даллмэн, и Калинин — не распасовщики, а «стрелки». Оба сильны прежде всего бросками (особенно Калинин — с его пушкой), тогда как гениального ассистента в СКА так и не нашлось. А без качественного плеймейкера армейцы лишились важного козыря — глубины мысли в атаке.
В завершение пункт пятый — о пресловутых бойцовских качествах, о «физике». Проблемы у СКА возникли и с тем, и с другим. Разумеется, все это крепко завязано и на мотивации, на работе тренеров и капитана. Тем не менее человек, похожий на Грэйвза, у питерцев нашелся — это Патрик Торесен. Вот только, помимо норвежца, силовых бомбардиров в питерском коллективе не оказалось. Габаритные и мощные ребята — Виктор Тихонов, Алексей Поникаровский, Игорь Макаров и Илья Каблуков — старались играть жестко, но очков набрали очень мало. Вспомните, сколько по-настоящему кубковых шайб — в силовой манере, «с мясом» — забросил-затолкал СКА в минувшем плей-офф? Оттого и фортуна снова отвернулась, которая, как известно, любит напористых.
Не отвернутся от невских хоккейных парней только болельщики. Нет сомнений: и осенью, и зимой, и следующей весной Ледовый дворец снова будет переполнен.
Будем снова ждать трамвая, нашего невского чуда!
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»