-
Партия сказала: «Надо»! История первого советского футболиста-легионера
Переход Анатолия Зинченко в «Рапид» можно было сравнить с трансфером марсианина в «Зенит»24.08.22 18:58
Все советские спортсмены официально считались любителями. Во время легендарной хоккейной суперсерии комментатор Николай Озеров язвительно подчеркивал: «Канадские профессионалы». Про любительский статус наших ребят и напоминать не требовалось.
Естественно, советский спортсмен не мог оказаться легионером априори. Как не могли в СССР в те годы появиться, скажем, фабриканты или домовладельцы. Впрочем, чудеса случались.
Одно бесспорно: Анатолий Зинченко — первый советский спортсмен-легионер, более того, выступал он в капиталистической стране, не в третьем мире. Приключилось это в самый разгар очень развитого социализма. Советский футболист в Австрии по тем временам звучало так же, как марсианин в составе «Зенита».
«Окрутить Зинченко, привезти в «Зенит»!
О Зинченко вообще множество ходило и ходит по сей день слухов, а он, вдобавок, интервью давать не любит. И как прикажете эти слухи опровергать? Ближайшим другом Анатолия Алексеевича много лет был Владимир Казаченок, он нас и познакомил, ему я и обязан общением. В 1969 году связка Зинченко - Проскурин в ростовском СКА наводила панику на сильнейшие команды Советского Союза.
За забивным дуэтом устроили подлинную охоту. Владимир Проскурин перешел в «Спартак», где вскоре выяснится, что бомбардирствует он эффективно… только с передач Зинченко, который и сегодня считался бы классической «десяткой».
А тот оказался в «Зените», во что в Питере не мог поверить ни один болельщик. Бедная же команда, значит, в борьбе за лучших футболистов не конкурентоспособная, на трибунах все это понимали. Мечтали лишь удерживать доморощенных ребят на городском патриотизме.
Так родилась романтическая версия: руководители завода ЛОМО, патрона команды послали в Ростов красавицу с берегов Невы со спецзаданием: окрутить Зинченко и привести его в Питер. Та с поставленной задачей блестяще справилась.
Все болельщики «Зенита» единодушно в это верили! Но Анатолий прибыл в наш город с женой-ростовчанкой.
Ростовчанин, влюбленный в Питер
– Анатолий Алексеевич, а все-таки почему вы тогда, в 1971 году, выбрали именно «Зенит»? Ну, если не воспринимать всерьез версию, согласно которой вас «охомутала» и привезла в Питер специально подосланная красавица…
– Конечно, эту версию всерьез воспринимать не стоит. Это слухи. И до меня они доходили тогда.
– Еще бы. Весь город говорил! Вы с тех пор не выяснили, кто был автором этой романтической версии?
– Нет. Для меня это осталось тайной. Но слухи забавляли. Говорили даже, что я женился не на простой ленинградской красавице, а чуть ли не на дочери командующего Ленинградским военным округом. А выбор мой на самом деле объяснялся предельно просто: я всегда очень любил этот город. Влюблен был в Питер с детства.Жаирзинченко и Зонин
Заиграл он в «Зените» Евгения Горянского здорово, и даже времени на акклиматизацию Анатолию не потребовалось. На трибунах его из Зины быстренько переделали в Жаирзинченко. Кто видел героя чемпионата мира-1970 бразильца Жаирзиньо, понимает, как высока была эта оценка.
Все шло здорово, даже несколько матчей за сборную СССР Анатолий провел. Но тут в 1976-м году приключился конфликт с Германом Зониным. Тренер отказывается от услуг Жаирзинченко, тому всего 27, приглашений хватает, но он действительно влюблен в Питер и переходит в местное «Динамо». Впрочем, через 2 года Юрий Морозов, возглавив «Зенит», возвращает Зинченко в команду.
Анатолий Алексеевич вспоминает:
– Стоило вам появиться в «Зените», и команда сразу же занимает седьмое место. По тем временам – большой успех.
– Успех, в значительной мере связанный с именем великолепного тренера Евгения Ивановича Горянского. Он создал ту команду, ее прекрасную атмосферу.
– И городские власти помогли, одни только поздравления чего стоили, с демонстрацией по телевидению.
– Это верно. И поздравления те были незабываемы, действительно. Мария Пахоменко пела, Эдуард Хиль, да все практически лучшие артисты Питера. А незабываемый Виктор Набутов вел праздничный вечер, посвященный успешному выступлению.
– Все болельщики ждали продолжения банкета. Медалей на будущий год. И ведь все предпосылки для этого были. Состав у «Зенита» был, что называется, призовой. Что ни игрок - имя! Вот только финишировала команда в следующем чемпионате на одиннадцатом месте. Как это объяснить?
- Ушел Евгений Горянский. Он тогда возглавил сборную СССР. Произвел, выходит, его «Зенит» впечатление на футбольное руководство страны. Без Горянского наша команда начала стремительно разваливаться.Акция пролетарского интернационализма
В 1980-м году Зинченко решает проститься с футболом и… как гром среди ясного неба: появляется первый советский футболист-легионер, да не в стране третьего мира, а в капиталистической Австрии, в «Рапиде!».
На деле вышло так. У КПСС были тесные связи с австрийской компартией, которую, естественно, финансировали из Москвы. Журналист австрийской коммунистической газеты Курт Частка и задумал эту историю с приглашением советского футболиста… в заводскую команду.
Да, в «Рапид» (Вена), суперклуб по тем временам, но не в главную команду, а в заводскую, игравшую в любительском первенстве города. Пролетарский интернационализм. Зинченко становился легионером, но пока еще не профессионалом. Им он стал неожиданно даже для Москвы.
Самое любопытное, что Анатолий поначалу не хотел ехать. «Я и немецкого не знаю», – жаловался он другу Владимиру Казаченку. «Тебе и не надо», – успокаивал Казак Зину. – Прилетишь, к тебе подойдет какая-нибудь женщина, ты, главное, не забудь ей сказать: «Гутен морген, фрау Марта».
Сначала отметили бронзовые медали «Зенита». После чего Казаченок на своей машине повез Зинченко в Москву. Рейсы на Вену – только из столицы. В аэропорту, напомнив о фрау Марте, Владимир еще раз успокоил друга: «Станет невмоготу – звони, я подъеду в Москву, перевезу тебя с вещами обратно».
Шутка друга оказалась пророческой. Из офиса «Рапида» легионера отвезли в небольшой, снятый для него домик. Вышла хозяйка и, протянув руку, представилась: «Фрау Марта». Зинченко оторопел.
И тут подоспел Кранкль
Играть начал в заводской команде. Вот тут-то и приключилось непредвиденное, то, чего в Москве, где решался переход футболиста в Австрию, и вообразить себе не могли.
Примерно в это же время в «Рапид» из «Барселоны» вернулся обладатель «Серебряного мяча» и «Золотой бутсы» Ханс Кранкль – суперзвезда мирового футбола. И посетил матч рабочей команды. Кранкль пришел в ужас, что такой футболист, как Зинченко, вне главного «Рапида». Так возникла связка Зинченко – Кранкль. Играл дуэт блистательно, Анатолий стал двукратным чемпионом Австрии и выиграл Кубок.
Неподражаемый Кранкль забивал с филигранных подач советского футболиста больше, чем некогда Проскурин в СКА (Ростов) или Владимир Гончаров в «Зените». Но и петербуржец, действуя в оттяжке, наколотил немало, а вскоре звездный дуэт ветеранов превратился в трио: присоединился и чех Антонин Паненка.
– Разбогатели в Австрии, Анатолий Алексеевич?
– Разбогатеть было невозможно. Числился я инженером «Союзмедтехники», зарплату инженера и получал. Но переводили ее в наше посольство. «Рапид», конечно, меня не забывал, премиальные за победу получал регулярно.Шутки Кранкля
Кстати, где Зинченко, там и легенды. В Австрии тоже одна появилась. В Вене у него родился сын. По просьбе жены мальчика назвали Антоном. Тут же пошли разговоры, что в честь Паненки и что Кранкль жутко обиделся. Анатолий Алексеевич рассказал мне, что автором этой шутки про личную обиду и про Паненку был… сам Кранкль. Отсюда байка и пошла.
Разбогатеть-то Зинченко в Австрии не разбогател, но видеомагнитофон привез.Когда вместе со старым другом Казаченком возглавил ленинградское «Динамо», наши бело-голубые стали единственной командой второй советской лиги, разбиравшей свои матчи при помощи видеоматериалов. На личной аппаратуре главного тренера.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»