• Первая восьмерка

    02.05.10 13:41

    Первая восьмерка - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Практически все заметные в советском тренерском цехе фигуры начинали работать с клубами в молодом возрасте. Кто-то из них, завершив карьеру игрока, принимал предложение команды невысокого ранга, а затем постепенно поднимался наверх, либо — с этой ­командой, либо с другой, более высокого класса. Кто-то сразу становился тренером знаменитого клуба. Кто-то, наконец, чередовал команды, перебираясь из рядовой в классную, а затем из классной — в рядовую.

    Тренеров в советской футбольной истории было много. Можно составить их рейтинг — с учетом достижений, проведенных матчей, работы со сборными, — однако даже на глазок несложно определить первую восьмерку  специалистов без распределения их по местам, скажем, с первого по восьмое, а просто вспомнив класс, который демонстрировали их команды, достигнутые результаты и вклад большинства из них в развитие футбола. В восьмерку эту, несомненно, можно включить Бориса Аркадьева, Константина Бескова, Гавриила Качалина, Валерия Лобановского (на фото), Виктора Маслова, Олега Романцева, Юрия Семина и Никиту Симоняна. Не стоит, разумеется, при этом забывать Михаила Якушина, Эдуарда Малофеева, Павла Садырина, Николая Морозова, Юрия Морозова, Германа Зонина, Вячеслава Соловьева, Олега Ошенкова.

     

    От 29 до 37

    Когда вспоминают о тренерах, выросших в Советском Союзе и создавших, собственно, ту самую тренерскую школу, которую называют «советской» (сейчас — отечественной), то говорят в первую очередь об их огромном опыте и вкладе в развитие футбола. Но забывают при этом о таком существенном моменте, как возраст, в котором начинали тренерскую карьеру будущие звезды цеха.

    Все они начинали в очень раннем возрасте. Одни сразу возглавляли команду высшей лиги, другие дебютировали классом ниже, но быстро перемещались наверх.

    Валерий Лобановский принял «Днепр», когда игроку, только-только завершившему из-за травмы карьеру, исполнилось 29 лет, довольно быстро вывел днепропетровскую команду из первой лиги в высшую, и в 34-летнем возрасте был назначен главным тренером киевского «Динамо».

    Олег Романцев к тренерской работе (в московской «Красной Пресне») приступил в 30-летнем возрасте. Потом был «Спартак» из Орджоникидзе, а затем, когда Романцеву исполнилось 35, ему доверили «Спартак» московский, в котором он проработал с 1989 года по 2003-й.

    Виктору Маслову было 32 года, когда он первый раз возглавил «Торпедо». Дебют Константина Бескова (тоже, к слову, в «Торпедо) состоялся, когда ему исполнилось 35 лет. Никита Симонян принял «Спартак» в 34-летнем возрасте. Борис Аркадьев стал главным в московском «Металлурге» — была в свое время такая командочка, неплохая, стоит заметить — в 37 лет, Гавриил Качалин в забытых нынче московских «Трудовых резервах» — в 34, спустя четыре года он стал главным в выступавшем в высшей лиге «Локомотиве». Юрий Семин в 36-летнем возрасте отправился в душанбинский «Памир», ставший хорошим трамплином в карьере одного из лучших отечественных тренеров.

     

     

    Постоянство и перемены

    Все звездные советские тренеры на себе испытали прелести постоянного пребывания в зоне выживания. Применительно к каждому из них можно вспомнить стрессовую историю (и не одну!), для тренерской жизни, в общем-то, обычную.

    Виктор Маслов, приведший в 1960 году «Торпедо» к чемпионскому титулу, нарушившему монополию «Спартака», «Динамо» и ЦСКА, и выигрышу Кубка СССР, на следующий год за второе место во всесоюзном первенстве был уволен и об увольнении своем узнал от уборщицы клубного помещения.

    Константина Бескова, занявшего со сборной второе место в розыгрыше Кубка Европы 1964 года, за которое сейчас бы носили на руках и награждали званиями и орденами, безжалостно отстранили от работы с национальной командой.

    Советскую сборную, дебютировавшую под руководством Бориса Аркадьева на футбольном турнире Олимпиады в Хельсинки в 1952 году, подвергли дома анафеме за поражение от югославов, команду ЦДСА, многие игроки которой входили в олимпийский состав, расформировали, а самого Аркадьева едва не посадили.

    Тренеры в массе своей — кочевники. Константин Бесков, например, поработал во всех московских командах: «Торпедо», ЦСКА, «Локомотиве», «Динамо», «Спартаке» и даже в   появившемся на короткое время «Асмарале». Постоянство в их работе — исключение. Валерий Лобановский, начинавший в «Днепре», всю оставшуюся жизнь проработал только в одном клубе — киевском «Динамо», отлучаясь из него на короткое время в сборную СССР и в первой половине 1990‑х годов на Ближний Восток.

    У большинства же специалистов — внушительный список команд, в которые заносили их характерные для обычной тренерской жизни, совершенно непредсказуемые повороты судьбы.

    Склонность к постоянству стала, по всей вероятности, одной из основных причин прекращения Олегом Романцевым активной тренерской деятельности. Его неудачные попытки поработать в Раменском и в московском «Динамо» лишь подтвердили высокий уровень совместимости Романцева только со «Спартаком». Нет оснований утверждать, будто перерыв в работе с «Локомотивом» пошел на пользу Юрию Семину. Он, конечно, по характеру космополитичнее Романцева, однако и у него ничего не вышло в московском «Динамо», и после динамовского опыта Юрия Павловича стали поговаривать о приближении его карьеры к закату. Другое «Динамо» — киевское — Семина возродило: он доказал скептикам, что все у него только впереди, и вернулся в «Локо», на возрождение которого после нескольких лет хаоса вселил надежду.

     

    Разные судьбы

    Почти все из включенных в восьмерку тренеров возглавляли сборную страны. Все, кроме Виктора Маслова, кандидатура которого время от времени обсуждалась теми, кто принимал решение, но затем отвергалась. Наибольших успехов с национальной командой добился, несомненно, Гавриил Качалин: олимпийское «золото» в Мельбурне в 1956 году; дебют (не самый, надо признать, неудачный) советской сборной на чемпионатах мира — в 1958 году в Швеции (на игре команды сказалось отсутствие Эдуарда Стрельцова, Бориса Татушина и Михаила Огонькова, угодивших перед началом турнира в скверную историю); выигрыш в первом розыгрыше Кубка Европы — предшественника чемпионатов континента.

    Из восьмерки выбранных нами тренеров пятеро уже завершили земной путь. Остались последние из могикан — Никита Симонян, Олег Романцев и Юрий Семин. 83-летний Симонян, первый вице-президент Российского футбольного союза, от практических дел отошел после того, как несколько лет проработал в одном из самых мощных в истории советского футбола тренерских штабов сборной страны (вместе с Валерием Лобановским, Юрием Морозовым и Сергеем Мосягиным). Семин, которому 11 мая исполнится 63 года, по-прежнему полон сил, в футбольной жизни активен, сезон назад выиграл чемпионат Украины с киевским «Динамо», в  том году собирается победить (или, в крайнем случае, попасть в турнир Лиги чемпионов) в российском первенстве с «Локомотивом». Романцев от серьезных дел несколько лет назад отошел. Всего лишь консультационные обязанности в «Спартаке» и роль наблюдателя в команде второго дивизиона «Ника» — маловато, стоит согласиться, для 56-летнего специалиста, в стране не самого последнего.

    Гавриил Качалин в последние годы тренерской карьеры долго нигде не задерживался. Сезон-полтора, не больше: тбилисское и московское «Динамо», «Пахтакор». Автор знаменитой книги «Тактика футбольной игры», основные положения которой актуальны и поныне, Борис Аркадьев завершал тренерский путь, не подолгу работая в бакинском «Нефтянике», московском «Локомотиве», ташкентском «Пахтакоре», «Нефтянике» из Ферганы и ярославском «Шиннике». Константин Бесков, выдавленный интригами в конце 1988 года из «Спартака», потрудился несколько лет в новообразованной в Москве команде «Асмарал», и после 1993 года ни в одном из предсезонных справочников нельзя было больше встретить словосочетание «Главный тренер — К. И. Бесков». Виктор Маслов за два года до кончины привел ереванский «Арарат» к победе в Кубке СССР. Двукратный обладатель Кубка кубков и Суперкубка Европы Валерий Лобановский умер, можно сказать, на тренерской скамейке: во время матча «Металлург» — киевское «Динамо» ему стало плохо, и 13 мая 2002 года Лобановский скончался в запорожской больнице.      



    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»