-
Петр Воробьев: «В Риге научился ходить в рестораны»
17.04.11 16:39
Знаменитый тренер – об окрыляющем отношении рижских хоккейных руководителей, спортивном интересе и культуре правильного питания.
Петр Воробьев выступал в рижском «Динамо» на позиции центрального нападающего. С 1982 года он работал в Риге помощником Владимира Юрзинова. В конце восьмидесятых дебютировал в качестве главного тренера. В 2006 году возглавил сборную Латвии на домашнем для нее чемпионате мира. В интервью «Спорту день за днем» тренер вспомнил свою работу в латвийской столице.
C: В Риге начинали свой путь целый ряд замечательных тренеров. Что такого специфического в этом городе?
В Риге было много спорта. Женская баскетбольная команда ТТТ, и волейбольный «Радиотехник», мужской баскетбол – ВЭФ, СКА. Но лидирующие позиции по популярности все равно оставались у хоккея. Так повелось после Виктора Тихонова. И работали в клубе в основном русские тренеры. У хоккея была особая аура. И это несмотря на то, что ведущие роли мы в чемпионате не играли. Только однажды второе место заняли – в 1988 году. Может быть, такое отношение влияло…C: Окрыляло?
Да. И, наверное, это подталкивало бывших игроков выбирать впоследствии тренерскую профессию. Уважение, восхищение. Нас буквально на руках носили.C: Много ли свободы предоставляли тренерам в Риге?
Там было полное доверие. Никто не вмешивался в работу. Можно было с размахом заниматься творчеством.C: Как высокопоставленные чиновники относились к хоккею, к команде, когда вы работали в Риге?
Хорошо относились. Только со мной не знали, что делать. Некоторые игроки были против меня настроены. Они считали, что я предъявляю к ним слишком высокие требования. Пытались даже снять. Это было году в 87-м. И еще пару раз чуть раньше. Я же там и предсезонку вел, и черновую работу тащил, когда Владимир Владимирович Юрзинов отлучался в сборную.C: Сейчас общественность любит говорить о патриотизме как важнейшем факторе для достижения результата. Но в Риге в советские годы играло много русских. Получается, срабатывала только спортивная мотивация?
Так оно и было. А сейчас у них, наоборот, практически все свои – играют, несмотря на небольшие зарплаты. Правда, слышал, что Лаурис Дарзиньш (лучший снайпер и бомбардир «Динамо» в нынешних регулярном чемпионате и плей-офф. – C) уже фактически ушел из команды.C: А могли тогда руководители попросить поставить в состав латыша? Только из-за национальности.
Нет, никогда таких разговоров не возникало. Это все разожгли уже после, когда Союз разрушился.C: Чувствовалось ли во времена СССР, что хоккейные победы над московскими клубами – это политика?
Нет, этого не ощущалось. У Риги, у Челябинска, у других городов было стремление проявить себя в матчах с московскими клубами в первую очередь потому, что ведущие клубы подпитывались игроками как раз из этих команд. Только появится хороший хоккеист где-то – и сразу его перетаскивают. Чувство всеобщей несправедливости – было! А политики не было.C: На каком уровне был клубный бюджет, зарплаты игроков?
Тогда у всех были одинаковые спорткомитетовские ставки. За исключением ЦСКА. Там за звездочки получали, за сборную, за заграничные поездки, плюс ребята в клубе имели возможность отовариться за рубежом и здесь перепродать… Чего уж скрывать – тогда именно это являлось одной из важных доходных возможностей игроков.C: Много ли у вас сейчас друзей в Риге, часто ли созваниваетесь?
Очень много. И латышей, и русских. Двадцать лет там провел. Двое детей родилось. Почти до сорока лет там прожил. Могу привести пример доброго отношения ко мне и к моей семье. Вообще-то, латыши дотошные, принципиальные. Без пропуска во дворец спорта не пропустят, если не положено. А мою семью могли и без документов пропустить. Мы чувствовали уважение к себе. Как говорится, все зависит от того, как сам себя поведешь. Может, поэтому к нам так относились.C: Когда в последний раз были в Риге?
Совсем недавно – в феврале со своей командой (Петр Воробьев сейчас тренирует команду Молодежной хоккейной лиги «Локо». – C). Были встречи с друзьями. В том числе и с новыми. Познакомился как-то с одним парнем в Майами. А тут он ждет меня во дворце – позвал в гости. Говорит: отец – ваш давний поклонник, видел, как вы с Хельмутом Балдерисом играли. Все это очень приятно. Хорошие времена были… Научился я в Риге в те времена ходить по ресторанам. Было свободное время. Сформировалась, как говорится, группа по интересам – Балдерис, Михаил Василенок, Валерий Одинцов. Все с женами. Тогда возникла мода на некоторые блюда. Ездили друг к другу по домам – пробовать, как готовит хозяйка. Курицу жарили в духовке. Картошку в фольге. Гриль потом стал популярным. Я научился правильно питаться – в хороших ресторанах. Все необычайно культурно.
У них привычка сразу говорить слово «лудзу» – «пожалуйста».
И так везде – в кафе, в парикмахерской, в магазине. Исключительно приятные воспоминания остались.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»