• Питер и Казань: найди шесть отличий

    36-й тур. «Зенит» — «Рубин». Накануне

    24.03.12

    Питер и Казань: найди шесть отличий - фото

    Фото: Вячеслав Евдокимов / ФК «Зенит»

    В девяностых и двухтысячных и представить было невозможно, чтобы золото российского чемпионата уезжало из столицы. Сейчас же тот факт, что московские клубы на протяжении пяти лет не могут стать чемпионами, воспринимается абсолютно спокойно. «Спартак» перестал ассоциироваться с бессменным лидерством с тех пор, как прервалась эпоха Олега Романцева, «Динамо» все еще продолжает возвращение к славе советских времен, ЦСКА, создав бренд сильного и самодостаточного клуба, топчется рядом с вершиной на общих основаниях. Наверху остались «Рубин» и «Зенит», такие разные иногородние чемпионы. «Спорт» нашел ключевые различия между казанским и петербургским клубами.

    № 1 Опережая на шаг

    Первое, хотя и не самое главное, отличие «Зенита» и «Рубина» — историческое. Две команды находились на разных полюсах. Казань («Искра», а затем «Рубин») никогда не была представлена в высшей лиге союзного чемпионата. Ленинград, в лице «Зенита», лишь на финише эпохи покинул элиту.

    Тем не менее путь в новейшей истории «Зенит» и «Рубин» начали из одного пункта. В 1992-м молодежь Вячеслава Мельникова покинула «вышку», куда и попала-то лишь из-за недобора российских команд после развала Союза, опустившись в зону «Центр» первой лиги, где питерцев поджидал «Рубин».

    Когда же первый раз пересеклись пути будущих чемпионов России? Уверен, большинство болельщиков назовет 2003 год — и ошибется. Свидание случилось десятью годами раньше. На полупустом стадионе имени Кирова «Зенит» разгромил «Рубин» (4:0), в Казани на «Рубине», где совсем не так давно месили грязь хозяева и «Локомотив», соперники разошлись миром (2:2).

    А затем, обратите внимание, «Зенит» постоянно на шаг опережал «Рубин». Питер вернулся в «вышку» в 1995-м, Казань в 1998-м вышла в первую лигу, а в 2003-м впервые оказалась в элите. Первые медали Северная столица подарила своим болельщикам в 2001-м, в столице Татарстана праздновали бронзовый успех двумя годами позже. Наконец, чемпионат России «Зенит» выиграл в 2007-м, а «Рубин» — в 2008-м.

    № 2 Верный «Рубин», переменчивый «Зенит»

    С тех пор как идеи бывшего президента «Зенита» Виталия Мутко сделать из Анатолия Бышовца «нашего Фергюсона», а позже из Бориса Рапопорта «нашего дель Боске» безнадежно, пусть и по диаметрально противоположным причинам, провалились, отношение к посту главного тренера в Казани и Петербурге заметно разнится. Пока Бердыеву (во всяком случае до последнего времени) безгранично доверяли на протяжении более чем десятка лет, невзирая на отдельные неудачные сезоны, «Зенит» сейчас признает исключительно успешных тренеров. Аппетит приходил во время еды. После чехарды 2002 года, увенчавшегося затяжной серией без побед и тотальным зрительским унынием, мощнейший импульс для развития клуба придал риск, на который по­шло его руководство, которое сейчас в народе называют «банкирами». Давид Трактовенко и Илья Черкасов отважились дать возможность Властимилу Петржеле провести революцию в составе, и по сей день сине-бело-голубые пожинают плоды, все выше поднимая над головой знамя с ликами «своих»: Денисова и Малафеева. После прихода «Газпрома» задача изменилась: необходимо было много, очень много, гипермного побед, понадобилось присутствие «престижного» тренера, и никто уже не собирался и до сих пор не собирается ждать, что «завтра будет лучше, чем вчера».

     

    № 3 У «Зенита» голов много, у «Рубина» — одна

    Курбан Бердыев, после того как в Смоленске ему не дали как следует развернуться безденежье и твердолобость местных властей, стал для «Рубина» не просто гарантом постоянного развития и существования, но жизнеспособности вообще. Вряд ли можно сомневаться, что руководство Республики Татарстан ничуть не менее авторитарно, чем люди из высших кабинетов «Газпрома», и оттого то безграничное доверие, что вызывал все это время Бердыев, выглядит еще более ценно. Бердыев сам разработал систему работы всей клубной вертикали, занимался основной командой, дублем и базой, отточил глаз на селекции, как внутренней, так и зарубежной, и де-факто является тем самым человеком, который принимает окончательное решение по приобретению того или иного футболиста. Недавно «Зенит» вроде бы вручил Лучано Спаллетти ключик от трансферного ларца с волшебным пультом внутри, но то ли итальянец не спешит пользоваться привилегией, то ли механизм у аппарата отсутствует в принципе. В любом случае без итальянца, каким бы он ни был первоклассным тренером, «Зенит» себе представить можно, а вот «Рубин» без Бердыева — нет.

    № 4 Одни вырастили, другие купили

    С переходом под крыло «Газпрома» положение обязывало «Зенит» вести трансферную политику с ориентиром на игроков, которые соответствовали бы респектабельному статусу клуба. Год за годом питерцы «снимали сливки», особенно в России. На бравшихся «на вырост» Томаша Губочана и Николаса Ломбертса приходились лучшие из лучших — Павел Погребняк и Роман Широков, Игорь Семшов и Фернандо Мейра, Данни и Анатолий Тимощук, Владимир Быстров и Фатих Текке. В «Рубине» не жалели денег в чемпионские годы, но выводили на качественно новый уровень не самых статусных игроков вроде Рыжикова, Калешина или Рязанцева.

    Курбан Бердыев находил алмазы в Аргентине и Эквадоре и придавал им огранку. Зенитовский ответственный за Латинскую Америку Шарль Кампоро таинственно исчез едва ли не со дня своего помпезного назначения.

    Игроки в Казани росли не в последнюю очередь благодаря семейной обстановке. Кривая карьеры Алехандро Домингеса и Александра Бухарова после перехода из «Рубина» в «Зенит» с его битвами на каждой тренировке поползла резко вниз.

    № 5 Бойцовский клуб

    «Считаю казанскую команду сильнейшей по менталитету в России», — утверждает Лучано Спаллетти. За словами зенитовского алленаторе, возможно, нет глубинного смысла, но ассоциируются они первым делом с выступлениями команд в еврокубках. В Лиге чемпионов ли, в Лиге Европы ли «Рубин» показывал разные результаты, но никогда не изменял себе. «Интер», «Вольфсбург», «Копенгаген» могли в чем-то команду Бердыева переиграть, подловить, продавить, но ни в коем случае не подавить. Проигрывала она «как-то не по-русски», по меткому выражению Ивана Жидкова.

    А вот стыковые по своему характеру поединки — это не специализация «Зенита». В отдельных игровых отрезках сине-бело-голубые затмевали «Бенфику» и «Порту» и гоняли по «Петровскому» мадридский «Реал». Но когда «Удинезе», «Осер» и АПОЭЛ, как из губки, капля за каплей, минута за минутой принимались выжимать из «Зенита» жизненные соки, с питерцев тут же слетал чемпионский лоск.

    № 6 Казань — город спортивный, Петербург — зенитовский

    Футбол в Татарстане непрофилирующий вид спорта. Это факт! С хоккейным «Ак Барсом» вообще невозможно конкурировать, а еще есть баскетбольный УНИКС, волейбольный… «Зенит», ватерпольный «Синтез», «Динамо-Казань» (бывшая «Ракета») — последний чемпион России по хоккею с мячом, «Динамо» — шестикратный чемпион страны по хоккею на траве. Многие уверены, что в Казани несколько перенасытились большими победами в игровых видах спорта.

    Никого не удивляет, что Центральный стадион заполняется по большим праздникам. При этом цены на матчи «Рубина» — словно из социалистического прошлого. Например, на матчах квалификации Лиги чемпионов каждый мог выбрать себе «квиточек» в зависимости от финансовых возможностей. Три тысячи рублей — для элиты, 800, 600, 400, 300 — для среднего класса, а сходить на футбол за 100 (!) рублей — что-то запредельно фантастическое!

    В Петербурге же все крутится вокруг «Зенита». И футбол — удовольствие недешевое. Хоккейному СКА или баскетбольному «Спартаку», командам с историей и традициями, не угнаться. Что уж говорить про остальных…

    Если Казань — город спортивный, то Петербург — узкопрофильный, даже не футбольный, а зенитовский!


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»