• Питерский бунтарь

    09.12.09 17:14

    Форвард лондонского «Арсенала» и сборной России Андрей Аршавин на прошлой неделе еще раз вошел в историю — сотый гол в карьере, забитый в ворота «Сток Сити», позволил питерцу войти в символический клуб бомбардиров имени Григория Федотова. «Спорт» попытался вспомнить самые интересные вехи карьеры Аршавина, пользуясь рассказами тех, кто его хорошо знает, — мамы, первого тренера, руководителей «Зенита», партнеров по команде и друзей.

    Дорогу в футбол могла закрыть болезнь

    Про трудное детство будущего кумира российских мальчишек написано немало. Попробуем вспомнить некоторые подробности. Почти десять лет нынешний капитан сборной России прожил в коммуналке на Васильевском острове, куда семья въехала, когда Андрею исполнилось два года. Мама Татьяна Ивановна, отец Сергей Викторович и маленький Андрюша занимали одну комнату в трехкомнатной квартире, расположенной в доме недалеко от набережной Смоленки. Жили дружно, хоть временами и приходилось непросто.

    — У нас нередко возникали проблемы с соседями из-за Андрея. Бегать сын научился в девять месяцев, начиная с двух лет постоянно играл с мячом. Дома в качестве ворот Андрюша использовал дверь. А поскольку удар у сына был неслабым, жильцам коммуналки приходилось несладко. Причем если сперва он просто пинал мяч в стену, то, повзрослев, стал комментировать свои действия — называл команды и фамилии известных футболистов. Первые места у него постоянно занимал игрок по фамилии Аршавин. Все остальные игрушки, кроме мяча, надоедали Андрею через пять минут, в итоге в один прекрасный день мы собрали все машинки и конструкторы и отнесли в детский сад. Я никогда не сомневалась, что сын станет футболистом, и, когда возраст Андрея позволил ему прийти на просмотр в спортивную школу, не допускала и мысли, что его не возьмут в «Смену»,— вспомнила в разговоре с корреспондентом «Спорта» Татьяна Ивановна.

    Правда, на пути в большой футбол Аршавин должен был преодолеть немало соблазнов и препятствий. В пять лет Андрей успешно занимался шашками и даже получил юношеский разряд по этому виду спорта. Тренер отмечал способности мальчишки и пророчил ему блестящее будущее («У меня ты станешь чемпионом мира, в отличие от футбола»). Но когда встал выбор, игрок предпочел мяч. Дорогу в большой футбол могла закрыть и болезнь.

    — Когда сыну исполнилось четыре года, врачи диагностировали у него астигматизм. Нас предупреждали, что занятия футболом могут ухудшить зрение и даже привести к слепоте. Но мы решили, что Андрей должен заниматься футболом, и отдали его в секцию. До семи лет он носил очки, — рассказала Татьяна Ивановна.

     

    Юный тренер

    Сейчас болельщики и специалисты поражаются скоростным прорывам Аршавина, его остроумным финтам, между тем уникальной технике Андрей во многом обязан отцу.

    — Сергей в свое время окончил в Ленинграде футбольную школу «Динамо» и выступал за команду завода «Светлана» в чемпионате города. Те, кто видел в деле отца Андрея, находят много схожего между ним и сыном, — рассказал один из первых тренеров Аршавина Сергей Гордеев.

    — У мужа и бег, и рывки отличались от других игроков. Его на поле ни с кем не спутаешь: у него совершенно особая структура тела. Да и футбольное мышление у сына нестандартное, такое же, как у Сергея, — заметила Татьяна Аршавина.

    В 1992 году тренер петербургской СДЮШОР «Смена» Сергей Гордеев возглавил команду мальчиков 1981 года рождения, с которой раньше работал Виктор Виноградов (он тогда стал главным тренером профессиональной команды «Смена-Сатурн»). Последний и посоветовал коллеге обратить внимание на невысокого хрупкого паренька с номером 10 на спине.

    — Андрей уже на первой тренировке поразил меня отличной техникой и взрослым мышлением, которого сложно было ожидать от 11-летнего мальчика. Он опережал сверстников по пониманию игры, и я этим стал пользоваться. Не люблю подсказывать своим игрокам на поле во время матча. Мои установки до ребят доносил Андрей — он давал всем игрокам задания и строго спрашивал с них, а я уже с него. Правда, не все было так гладко. В самом начале карьеры мне пришлось лишить Аршавина капитанской повязки, но он человек умный и сумел сделать правильные выводы.

    Бунтарский характер Андрея проявился в полной мере в подростковом возрасте. Однажды он был выгнан из школы за то, что, получив четверку, порвал классный журнал. Будущий футболист посчитал, что четверку ему поставили незаслуженно, а он был достоин пятерки.

    Опека Деда

    Не секрет, что большую роль в становлении Аршавина-футболиста сыграл тренер «Зенита» Юрий Андреевич Морозов. Он по-отечески относился к молодым игрокам, среди которых был и Аршавин, много доверял им. Именно при Морозове, которого за глаза звали Дедом, произошло становление Андрея как человека и футболиста. Хотя понятно, что в творческом союзе двух сильных личностей не все складывалось гладко. Андрей порой не раз критиковал мэтра, а Юрий Андреевич однажды даже отстранил Аршавина от команды из-за того, что он недорабатывал на тренировках. В дальнейшем Аршавин не раз выражал свою благодарность Морозову. Многие наверняка запомнили эпизод в домашнем матче с «Ротором» в начале 2002 года, когда красивый и точный удар Аршавина принес победу «Зениту». Забив гол, Андрей подбежал к тренерской скамейке и сказал несколько ободряющих слов Морозову, слухи об уходе которого из команды в то время ходили по Петербургу.

    Примечательный эпизод об отношениях Аршавина и Морозова припомнил Вячеслав Мельников, работавший в 2001-м в «Зените» начальником команды.

    — Помню, в середине сезона мы поехали на сбор в Финляндию, а Андрей к тому времени по версии одной из спортивных газет вошел в символическую сборную первой половины чемпионата. И вот после тренировки вызвал его к себе Морозов с газетой в руках и сказал: «Поздравляю тебя, Андрей. Футболист ты хороший». Потом подумал и давай ему втыкать: «Но вот в обороне не отрабатываешь, с пасом у тебя проблемы, да и вообще работать еще много над чем надо». Юрий Андреевич всегда был особенно строг к тем игрокам, кого ценил. А Аршавина любил.

    Мельникову вторит форвард Александр Панов, игравший с нынешним лидером «Арсенала» в 2000 и 2006–2007 годах за «Зенит»:

    — Талант Аршавина был заметен и в 2000 году. Думаю, в том, что он раскрылся, велико влияние Юрия Андреевича, который поверил в способности Андрея, давал ему регулярно играть. Был бы другой тренер, неизвестно, как сложилась бы судьба Аршавина. Плюс я видел, как самоотверженно работал Андрей на каждой тренировке.

    В тот период он запомнился мне скромностью — сидел в раздевалке тихий такой, слова лишнего не услышишь. Потом прибавил авторитета, но и в 2006 году, когда я вернулся в «Зенит», остался нормальным в общении.

    Мог оказаться в «Спартаке»

    Аршавин дважды мог уйти из «Зенита» и оказаться в «Спартаке». Первый раз переход мог состояться в 2002 году, но переговоры закончились, когда главный тренер «Спартака» Олег Романцев сказал Андрею, что видит его только на позиции правого полузащитника. Андрей, рьяно отстаивавший свою независимость на поле, на компромисс идти не захотел. Но руководство «Спартака» не оставило попыток купить форварда и в 2005-м вновь обратилось в питерский клуб.

    — Москвичи предлагали 8 миллионов долларов за двух игроков — Владимира Быстрова и Андрея Аршавина. Естественно, что нас такое предложение устроить не могло, и мы даже не стали выходить на игрока и сконцентрировались на продаже Быстрова. На мой взгляд, Андрей в тот период стоил в районе 10–11 миллионов долларов, но мы не продали бы его, даже если бы «Спартак» предложил такую сумму. Аршавин — уникальный игрок, я бы сказал, с запредельным для футболиста интеллектом, — рассказал бывший генеральный директор ФК «Зенит» Илья Черкасов.

    В 2003-м, уже при Черкасове, Аршавин подписал новый контракт с «Зенитом», который сделал его самым высокооплачиваемым игроком в команде.

    — Одним из самых высокооплачиваемых, — уточнил Черкасов. — У Кержакова, насколько помню, зарплата была чуть выше. Андрей подписал свой первый контракт в 2001-м при Морозове, следующий сезон команда провалила — десятое место не предполагало повышения зарплаты никому, зато в 2003-м при Петржеле команда «выстрелила», и мы переподписали контракт. Причем в нем не было пункта о том, что Аршавин может покинуть «Зенит» при условии, если какой-то клуб заплатит определенную сумму компенсации. У нас были доверительные отношения с игроком, и в случае, если мы получили бы интересное предложение, пошли бы игроку навстречу. Хотя отсутствие пункта об отступных жизненно необходимо, как показала практика. Можно вспомнить ситуацию и с Аршавиным в 2008 году, и с Кержаковым в 2006-м.

    Всегда говорил что думал

    Новый взлет в карьере Аршавина начался после прихода в «Зенит» чешского специалиста Властимила Петржелы.

    — Был ли Андрей лучшим из моих игроков? Наверное, нет, в «Спарте» я, например, работал с Недведом. Но с первых тренировок мне стало ясно, что это огромный талант. Его скорость и техника были просто феноменальны. Другое дело, что Андрюша поначалу не очень хорошо представлял, что такое профессиональный футбол. Например, много говорил, причем от лица команды, что мешало ему полностью сконцентрироваться на футболе. Хотя Андрей правильно говорил о том, что в «Зените» должны играть собственные воспитанники, но вспомните, с кем мы выиграли серебро чемпионата в 2003-м? Он, кстати, взял шефство над молодыми ребятами, и я его даже хотел сделать капитаном в 2005 году, но тогда не получилось. Вообще я бы не стал говорить, что у нас были конфликты. Просто Андрей такой человек, что ему надо постоянно высказывать свою точку зрения, а иногда это раздражает.

    Я очень рад, что Андрей забил сто голов. Какие мне больше всего понравились? Хет-трик в ворота «Амкара», когда в отсутствие травмированного Кержакова он играл один в нападении. Памятен и его чудесный удар в ворота Бартеза, — рассказал Петржела.

    «Зенит» не прогадал с суммой

    В 2008 году Аршавин высказал в ультимативной форме желание покинуть «Зенит».

    «Я понимаю Андрея, который хотел попробовать себя в новой команде. Все-таки европейские чемпионаты по уровню выше российского. Но не понимаю, почему он через прессу начал выяснять отношения с клубом, а не напрямую объяснился с руководством. Наверное, захотел пиара для себя. В итоге возникло много ненужного шума. Думаю, в этой ситуации Андрей действовал как хороший политик, продумывая каждый шаг, используя все средства для достижения своей цели», — заметил Панов. Бывший форвард «Зенита» считает, что клуб не остался внакладе, продав Аршавина в «Арсенал» за 15 млн фунтов.

    «Это была адекватная цена. С одной стороны, «Арсенал» не так просто расстается с деньгами, с другой — Аршавин стоил ну никак не меньше той суммы, что была за него заплачена. Андрей тоже не остался внакладе — «Арсенал» очень хороший клуб, в котором ему есть куда расти. Прибавить в плане жесткости, бойцовских качеств, на которые богат английский футбол. Но он и так уже прибавил в этих компонентах, не растеряв своей уникальной техники».

    «Удивлен ли я успехами Аршавина в «Арсенале»? Если бы переход состоялся года два-три назад, то я бы сомневался в успешности выступлений Андрея в английской премьер-лиге, учитывая психологическое и физическое состояние игрока на тот момент. Но за последнее время он прибавил в физической подготовке. Конечно, многое будет определять второй сезон, и складывается он не так успешно, но тут есть объективные факторы. Сейчас у Андрея поворотный момент в его карьере», — делает прогноз Илья Черкасов.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»