-
Плинтус «Зенита»
16.11.07 16:02
«Зенит», которому единодушно отводили пару лет назад роль чемпиона по игре, в качестве настоящего чемпиона был принят не так единогласно. Еще бы – командой все это время едва ли не пугали футбольную общественность. И все благодаря ее высокому покровителю. «Футбол, в котором спонсор «Зенита» не силен, заменят деньгами и административным ресурсом» – внушаласьтакая мысль.
Газпром и сам поработал над созданием демонического имиджа, поставив в 2006-м знак равенства между своим и футбольным брендами. Эффект получился скорее отрицательный. А тут еще и бесшабашного Властимила Петржелу заменили на «скучного и прямолинейного» Дика Адвоката. Даже когда «Зенит» набирал очки в турнирной таблице, он терял их в зачете общественных симпатий.
Потом Газпром «всех купил». Вернее – сначала Павла Погребняка и Алехандро Домингеса. Позже – Анатолия Тимощука (дорого) и Константина Зырянова (недорого). Казалось, будет игра. Но она пропала. Настолько, что об этом говорили больше, чем о том, кто кого бил, кто с кем пил и кому доставалась повязка капитана. «Нет игры!» – соглашаясь друг с другом, кивали знатоки. Игроки не понимали, чего хочет тренер, а тренер жил в гостинице и ежедневно, как заметил комментатор, карабкался на плинтус.
Когда «Зенит» закончил на середине плинтуса первый круг – а остальные – ниже! – начались разговоры о том, что чемпионат-де выходит какой-то неправильный, неполноценный, слабый.
В общем, как бы он ни закончился, победитель будет ему соответствовать.
Когда Питер опять проиграл «Спартаку» и отпустил красно-белых на целых пять очков, возродилась – нет, не интрига, а лишь надежда на то, что чемпионат не признают-таки «недействительным». Что могло спасти репутацию «Зенита» и его турнирное положение в тот момент? Только чудо, наверное. Может быть, чудо и случилось. А может, гусеница превратилась сначала в куколку, а потом – в бабочку.
Метафоре место в литературе, а в спорте свои плоды дала изнурительная и нудная ежедневная работа по созданию команды. Невозможно в одночасье переделать человека, а тем более – целый коллектив. Нельзя одним махом вписать в команду четырех игроков «основы» и обойтись без потери формы и содержания. Нереально сформировать команду из одних лидеров так, чтобы между ними все прошло гладко, без сучка и задоринки.
Игра не возникает ниоткуда. Ее ставят. Иногда – легко и непринужденно. Иногда – долго и мучительно. Важен лишь результат.
И когда «Зенит» стал давать стабильный результат, выяснилось, что происходит это на фоне симпатичной и логичной игры.
Она достигла пика в решающую неделю осени. Сначала «Зенит» не оставил шансов «Москве», недавнему еще конкуренту. Затем, затратив минимум сил, вышел из переделки в Греции. И наконец, в нехарактерном для себя стиле (но это касалось только формы, содержание не изменилось) выгрыз долгожданное чемпионство. Причем на поле соперника, не на словах, а на деле ложившегося костьми на пути.
Обозреватель английской «Гардиан» Джонатан Уилсон, внимательно наблюдавший за чемпионатом России и прессой, назвал победный гол Радека Ширла, как и все наше первенство, «малопривлекательным» (и это очень мягкий перевод). Но и он, не болеющий ни за «Зенит», ни против него, отследивший все претензии к чемпиону за год и согласный с некоторыми из них, убежден: петербуржцам нет резона принимать их близко к сердцу, потому что и Андрей Аршавин («единственный русский, достойный места даже в английской сборной»), и Зырянов («несправедливо обиженный на ’’Уэмбли’’»), и Погребняк, и Владислав Радимов, и Вячеслав Малафеев, и Александр Анюков, и Тимощук, и «золотой» Ширл (список Уилсона ограничивается этими именами) – все они провели потрясающий сезон. Карабкались на плинтус, когда все вокруг смеялись. Карабкались, несмотря ни на что.
И сегодня они – вместе со своими болельщиками – имеют право посмотреть на мир свысока. И возвестить: «Плинтус наш!»
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»