• По законам рынка. Укрощение Эльдорадо

    30.07.08 22:29

    По законам рынка. Укрощение Эльдорадо - фото

    Фото: сайт РПЛ

    Нам постоянно твердят, что футбол — дело убыточное, работать на западный манер наши клубы не обучены, прибыли не приносят, а потому все гранды про-сто стоят на балансе у крупных компаний — Газпрома, РЖД, ЛУКойла, ВТБ. Иначе, мол, не видать бы ни ЦСКА, ни «Зениту», к примеру, Кубка УЕФА.

    Но недавно у спортивных аналитиков появилась возможность разобраться в структуре доходов и расходов ведущих российских команд.

    В системе СПАРК-Эмитент (Система профессионального анализа рынков и компаний), представляющей собой информационный срез примерно о 2000 крупнейших эмитентах, появились данные о четырех ведущих российских клубах — «Зените», ЦСКА, «Спартаке» и «Локомотиве». Само их наличие в такой базе данных делает разговоры о бедности неуместными — говорить теперь можно об убыточности или прибыльности. И о прибыльности, как ни странно, уже даже нужно.

    Сразу оговоримся — речь не идет о прозрачности бюджетов. Анализировать можно только данные, поданные на основании Российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ). То есть той части расходов и доходов, о которых извещены налоговые органы.

    И последняя оговорка: если в отношении «Зенита», «Спартака» и ЦСКА все ясно — они самостоятельные эмитенты, то «Локомотив» является дочерним предприятием РЖД. А РСБУ не предусматривает консолидации отчетности для холдинговых компаний, и потому в клубных бюджетах с этой точки зрения остаются белые пятна: если какая-то часть трат на футбол идет по расходным статьям спонсора — головной компании (например, РЖД), то в базе СПАРКа они не учитываются.

    Итак, бесспорным лидером российского футбола в сезоне-2007 по объему выручки стал «Зенит». Она выросла у петербуржцев почти вдвое и составила 2,51 млрд рублей. Себестоимость у сине-бело-голубых была больше выручки и составила 2,87 млрд рублей. Таким образом, прошлый год чемпион страны закончил с чистым убытком свыше 350 млн рублей. То есть приблизительно 10 млн евро. Всего! Вот сумму убытка, если следовать логике, и покрыл «хозяин» питерцев — Газпром. Кроме того, «Зенит» — единственный футбольный клуб страны, чей бюджет в минувшем году вышел за пределы 100 млн долларов.

    Размер выручки (около 70 млн евро) серьезен даже по европейским меркам. Например, немецкий «Вердер», расположившийся на 20-м месте в списке самых богатых клубов Европы, за тот же период имел доход в 97 млн с небольшим. Самый богатый — мадридский «Реал» — 351 млн. И почти все они потратили больше, чем заработали. А «Реалу», например, не так давно «простили» около 300 млн евро долга… Получается, наши клубы могут не только тратить деньги, но и что-то зарабатывать.

     

    «Локомотив» тоже убыточен. Пусть выручка дочернего предприятия РЖД в прошлом году и составила 1,52 млрд рублей, увеличившись, правда, на 12% по сравнению с предыдущим периодом, но и чистый убыток вырос более чем вдвое — с 440 млн рублей до 1,07 млрд. Но на то у «Локо» и не спонсор, а головная компания в холдинге — РЖД покрыла убытки за счет соб-ственных средств.

    У московского «Спартака», которому помогают жить ЛУКойл и его вице-президент Леонид Федун, по сравнению с «Зенитом» и «Локомотивом» выручка скромная — всего 778 млн рублей, а себестоимость почти вдвое больше — около 1,6 млрд. Однако высокие «прочие операционные доходы» (в этой графе, как правило и в основном, учитываются доходы от трансферов футболистов) — 1,4 млрд рублей — обеспечили «Спартаку» чи-стую прибыль в размере 466,7 млн. Это в 86 раз больше, чем годом ранее.

    У ЗАО «ПФК ЦСКА» выручка в 2007 году составила всего 558 млн рублей (прочие операционные доходы — 306 млн) — больше, чем в 2006-м, но меньше, чем в 2005-м, когда армейцы завоевали Кубок УЕФА. Несмотря на скромную выручку, ЦСКА из года в год остается прибыльным. В 2007 году положительный финансовый результат выражался в сумме 82,5 млн рублей.

    Конечно, структура доходов в российском футболе далека от европейской, и большинство наших команд пока напрямую зависят от вливаний. В Европе бюджеты наполняют, торгуя билетами и абонементами, атрибутикой, правами на трансляции, рекламными контрактами и развитием сопутствующего бизнеса. Так, лидер по доходам от продажи билетов — лондонский «Арсенал» (134,6 млн евро за сезон), а по продаже телевизионных прав — «Милан» (153,6 млн). Но сразу и из ничего прибыль не появляется. Очевидно, что наши клубы учатся зарабатывать, и немало. Надежда на то, что вложенные спонсорами миллионы прорастут во что-то дельное, велика, как никогда. То, что футбол сродни легендарной золотой реке Эльдорадо, в Европе поняли давно. Постепенно понимание этого факта приходит и к нашим футбольным менеджерам. Осталось только эту бурную реку укротить, подчинить и заставить работать себе на благо. Тогда, глядишь, Кубок УЕФА станет и для нас второразрядным турниром…


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»