• Почему Россия не Исландия

    Футболисты и болельщики сборной Исландии души друг в друге не чают и после побед, и после поражений. В России об этом можно только мечтать

    05.07.16 01:02

    Почему Россия не Исландия - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK Photo

    Раз в два года отечественное футбольное сообщество обильно посыпает голову пеплом, горько причитая по поводу очередной неудачи футбольной сборной. В этом горестном плаче явственно ощутим комплекс большой державы, проявляющийся в громком недоумении: «Я все понимаю, но как можно было уступить Японии? Не обыграть Корею? Алжир?!»

    Пожалуй, после Евро-2016 наш болельщик чаще всего задается вопросом: ну почему мы не можем как Исландия? Маленькая страна, «Красноярский край покрывает ее, как бык овцу», население, считай, на наш провинциальный городишко, где в лучшем случае команда второй лиги, а вот поди ж ты! Что же мы, такие огромные, не можем? Небось, селедку все уважаем, особенно в винном соусе. Действительно, обидно. Почему мы не в состоянии как Исландия?

    Лифт для школяров

    Стандартная отмазка про северную страну, не футбольный климат — это про них, не про нас. А у нас Поволжье и Кубань, Дон и Кавказ, Ставрополье — играй не хочу. Вот они-то как раз хотят. Исландская премьер-лига реально существует, в ней двенадцать команд, среди которых лидирует «Хабнарфьюрдюр», благоволите выговорить. На всю страну сто профессиональных футболистов. Выходит, по восемь примерно профи на команду. Только это неправильная арифметика.

    Практически вся эта «лихая сотня» выступает за пределами Исландии, которой содержание профессионалов не по средствам. А местные клубы — любительские. При очень профессиональном отношении к делу у тех юнцов, которые в основном за них и играют. У этих ребят есть стимулы расти. Несколько стимулов. Футбол для них — это шанс. Лифт.

    Возьмем, к примеру, Рагнара Сигурдссона, похоронившего на Евро-2016 сборную Англии. Он отнюдь не сразу удостоился чести стать одноклубником Павла Константиновича Мамаева. В семнадцать лет школяр из Рейкьявика дебютировал в основном составе «Филкира» и три года бился за этот клуб. Вы никогда не бывали на МСА стадиона «Петровский», когда там тренируется молодежный состав «Зенита»? Ах охрана не пропускает? А жаль, ведь так интересно полюбоваться на припаркованные рядышком роскошные авто одаренных и перспективных наших юниоров. Да и на тех молодых красавиц, что поджидают в салонах своих возлюбленных, отдающих в этот момент все силы на тренировке (или не все).

     

    Ну вот, а Сигурдссон в «Филкире» играл за футбольную науку, за шанс проявить себя. И в двадцать лет оказался в «Гетеборге». То был гигантский шаг вперед. Хотя, положа руку на сердце, и шведский клуб из весьма небогатых. Но на виду. Ступенька за ступенькой, Рагнар оказался в датском «Копенгагене», а затем уж и в «Краснодаре». За сборную начал играть в двадцать один год. Рост мастерства сопровождался ростом доходов. Непременное условие в Европе. У нас-то — совершенно необязательно. Российские футболисты, выступающие в ведущих клубах премьер-лиги, живут по-королевски. В минувшем сезоне титулованное и знаменитое столичное «Динамо» впервые в своей истории вылетело из высшего футбольного общества. В составе бело-голубых выступали игроки с контрактами в размере нескольких миллионов долларов в год, группа довольно внушительная: Владимир Габулов, Алексей Ионов, Игорь Денисов... Когда дела команды шли уже из рук вон плохо, заключили соглашение с Павлом Погребняком. Не помогло.

    Ничего подобного в Европе и представить себе невозможно. Прогресс в футболе достигается тяжелейшей, изнурительной пахотой. Зачем она молодому миллионеру?!

    Подальше от болельщиков

    Пахота на тренировках, но такая же и в матчах. В этой микроскопической Исландии бьются. Бьются, практически не получая денег. У нас получают и... не бьются.

    У наших клубов, нашпигованных очень богатыми футболистами, множество проблем. У них стадионы, на которых нельзя играть. Временно, разумеется, вскоре будет можно, старший приказал. Но нет ничего более постоянного, чем нечто временное. Так возникают команды-бомжи, проводящие «домашние» матчи вдали от родного города. Это значит, без своих болельщиков. Что, впрочем, никого не волнует. В премьер-лиге в нынешнем сезоне новичок — «Оренбург». Уже объявлено: стадион к началу чемпионата готов не будет. Поэтому дебютант намерен играть в Уфе. ФК «Оренбург» не для Оренбурга. Компанию этой команде составила «Томь», не впервой пробившаяся в премьер-лигу. Сибиряки «домашние» матчи проведут в Перми. Стадион на реконструкции, дело привычное. В России нормальное. Население Оренбурга, как и Томска, в полтора раза больше, чем в Исландии. Но в «стране льдов» у каждой команды свой стадион. А у наших — временная реконструкция. РФС же не против. Клубы премьер-лиги без собственной арены — это бред, если руководствоваться аксиомой, гласящей, что футбол — для болельщиков.

    Команды без звезд

    У нас эту мантру уже и не повторяют, как-то уж очень неприлично. Вы видели, как благодарил своих болельщиков после поражения от французов исландский капитан Арон Гуннарссон? Бородач чуть не плакал, и это было искренне! Единение чудо-команды с ее чудо-торсидой — добрая и счастливая сказка нынешнего Евро.

    Во Франции наши болельщики били морды англичанам, загремели за решетку, кого-то выслали... Да они, собственно, и не приучены с футболистами общаться, как-то их энергией заряжать. Поэтому у нас футбольное боление превратилось в нечто иное, с игрой и не связанное. Исландские футболисты после матча бегут к своим поклонникам. Наши посылают подальше журналистов, посылают привет в «Инстаграме», и лишь один Игорь Акинфеев подошел к российской трибуне. Примерно так же они ведут себя и дома.

    В сборной Исландии ведь, при всем к ней уважении, звезд-то не было. Как и в нашей, хотя, если судить по контрактам, у нас что ни игрок — звезда первой величины. Но островитяне бились не просто в каждом матче — в каждом эпизоде. А наши на это не способны. Во-первых, для такого футбола нужна привычка отдаваться игре, вырабатываемая в каждой встрече на протяжении девяноста минут. Это не про нас. У нас гламур вместо самоотдачи. Во-вторых, для этого нужно вот то самое единение с болельщиками. У нас пустеют стадионы. Болельщики подобным образом реагируют на отношение футболистов к делу.

    Выход найден?

    При этом министр спорта и глава РФС Виталий Мутко пообещал в скором будущем подумать о расширении премьер-лиги. Главное — не откладывать в долгий ящик. Побольше бы команд без единого собственного воспитанника в составе, играющих вдали от «родного» города за неимением своего стадиона, с постоянными задержками очень завышенных зарплат. Интересно, кому начнем завидовать в 2018-м, по завершении чемпионата мира?


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»