-
Почему селекция тренеров в России важнее селекции игроков
В рамках тренерской конференции РФС в Лужниках смоделировали концовку матча Россия – Хорватия на ЧМ-201802.12.22 15:24
Академия РФС при поддержке «Норникеля» провела в Москве для детских тренеров первую образовательную конференцию «Развитие детско-юношеского футбола в России». Основными целями мероприятия организаторы назвали повышение уровня подготовки и развитие профессиональных навыков и компетенций тренерских кадров в детско-юношеском футболе.
В работе двухдневного форума в «Лужниках» более 200 тренеров из разных уголков России приняли участие очно, а за прямой трансляцией в соцсетях наблюдали несколько тысяч человек. К участникам сначала обратилась глава Академии РФС Ирина Баранова, рассказавшая о развитии образовательной деятельности в структуре РФС, за которую с момента своего создания в 2020 году отвечает Академия. Основная задача этого специализированного структурного подразделения РФС – организация современного подхода к обучению тренеров, судей и других футбольных специалистов с прицелом на непрерывное развитие их навыков и компетенций.
По словам Барановой, начиная с 2021 года реформировано обучение тренеров, организовано обучение специалистов и скорректировано обучение молодых арбитров. В этом году Академия интенсивно наращивала взаимодействие с регионами в рамках проекта «Юношеская футбольная лига» на фоне запуска шести межрегиональных лиг.
«Цифры действительно радуют нас – в системе подготовки судей сейчас задействовано более 600 слушателей-молодых арбитров», – подчеркнула руководитель.
Баранова также отметила важную веху – запуск обучения на базовую лицензию «С-УЕФА» в регионах, ставший результатом плодотворного сотрудничества с УЕФА.
«Для нас это ключевое событие. В конце октября мы с разрешения УЕФА запустили две пилотные группы для обучения тренеров. В Санкт-Петербурге сейчас проходят очные сессии, это огромнейший шаг вперед для Академии РФС. В следующем году аналогичные запуски запланированы практически во всех наших межрегиональных объединениях», – рассказала она.
С момента создания Академии РФС тренерские лицензии УЕФА (в категориях PRO, A, B, C и А для тренеров вратарей) получил 151 специалист, а на данный момент обучение в Москве и Санкт-Петербурге проходит 261 тренер.
«Впервые УЕФА разрешил нам одновременно запустить больше групп – по три – на получение лицензий А и В. Для понимания – на лицензию «А-УЕФА» сейчас одновременно обучаются 74 тренера, на «В-УЕФА» – 75, такого раньше не было», – подытожила Баранова.
В ногу с УЕФА
За последние два года Академия РФС также провела большую работу в области реформирования обучения тренеров в соответствии с требованиями Тренерской конвенции УЕФА в ее последней редакции двухлетней давности, и стандартами ФИФА и ФГОС.
Как рассказал главный инструктор Академии РФС по тренерскому образованию Александер Венцель, реформа коснулась структуры тренерских лицензий УЕФА и РФС, образовательных программ на получение лицензий обоих союзов и процесса их подтверждения, а также переаттестации национальных лицензий на международный статус УЕФА.
Согласно проводимой реформе, чтобы претендовать на получение лицензий категории «С-УЕФА» и выше, тренеры сначала должны получить лицензию (сертификат) организатора массового футбола ("Grassroots Leader"), после чего им предстоит пройти обучение по онлайн-программе УЕФА под названием "iCoachKids" для детских тренеров. Этот курс бесплатный и доступен для всех желающих. В конце прошлого года он был переведен на русский язык.
Венцель добавил, что в соответствии с новыми требованиями УЕФА, тренеры, получившие лицензию категории «С-УЕФА», должны также получить практический опыт тренерской работы продолжительностью не менее 6 месяцев, прежде чем подавать заявку на получение лицензии «В-УЕФА». То же самое правило действует и в отношении специалистов с лицензиями «В-УЕФА» и «А-УЕФА», собирающимся повышать квалификацию на очередную ступень (категории «А-УЕФА» и «PRO-УЕФА» соответственно) с той лишь разницей, что практический опыт работы перед подачей заявки должен быть вдвое больше – 12 месяцев.
Футболисты с десятилетним опытом выступлений на профессиональном уровне свой тренерский путь теперь начинают сразу с получения лицензии УЕФА категории «В-УЕФА».
«Для еще более опытных игроков, которые провели не менее 20 игр за сборную России и/или 300 официальных матчей на высшем уровне (РПЛ/еврокубки), УЕФА подготовил программу обучения на получение объединенной лицензии А+В. Мы как раз по этой программе обучения, которая длится 14 месяцев, готовим группу на следующий год. Ее максимальная численность – 20 человек. Правила УЕФА жесткие – это должны быть бывшие футболисты, с постоянным опытом тренерской работы. Если соискатель не выполняет хотя бы один из этих критериев, к обучению он допущен не будет. УЕФА все мониторит, минимум за три месяца до начала обучения федерация высылает все документы и только после получения обратной связи от УЕФА и соответствующих согласований, соискатели допускаются к программе обучения», – разъяснил Венцель.
«Обучение важнее результата!»
Тематическую часть конференции открывал главный тренер ПФК «Крылья Советов» Игорь Осинькин. Его выступление вызвало большой интерес аудитории, поскольку речь идет о специалисте, который свою богатую тренерскую карьеру начинал в детско-юношеском футболе и за 16 лет работы с детьми воспитал целый ряд футболистов, впоследствии выступавших на высшем профессиональном уровне.
Уроженец Пензы, Осинькин сформировался как футболист во Владикавказе, там же начинал и заканчивал карьеру игрока, а в 25 лет начал тренировать детей в местной ДЮСШОР «Юность», в которой впоследствии проработал 15 лет в качестве главного тренера. Его команда 1982 года рождения становилась чемпионом России, а воспитанники, родившиеся в 1990 году, среди которых был и Алан Дзагоев, в 2004 году выиграли серебряные медали в Кубке России (восемь футболистов из этого состава потом выступали в российской Премьер-лиге). Недолго, но плодотворно в качестве детского тренера Осинькин проработал и в тольяттинской «Академии футбола имени Юрия Коноплева» – под его руководством команда 1992 года рождения стала в 2006 году обладателем Кубка России.
Высшую школу тренеров Осинькин окончил в Москве в 2004 году, а ценный практический опыт черпал в том числе в заграничных стажировках у ведущих европейских тренеров – Гуса Хиддинка и Карло Анчелотти в разные годы их работы в «Челси», Юппа Хайнкеса («Бавария»), Стефано Пиоли («Фиорентина»), Эрнесто Вальверде («Эспаньол»), Эли Бопа («Сент-Этьен») и Джона Ван ден Брома («Витесс»).
«Если кто-то создает академию, первая селекция, которую надо проводить – это селекция тренеров. Будут хорошие тренеры – они вокруг себя выстроят инфраструктуру, им повезет с выбором футболистов, и это будет определенным двигателем», – считает Осинькин, в 2006-2009 гг. работавший в тольяттинской академии спортивным директором.
Стаж Осинькина в профессиональном футболе ровно такой же, как и в детско-юношеском – 16 лет. За это время он успел поработать в ПФЛ, ФНЛ и РПЛ, а со своей нынешней командой добирался до финала Кубка России и завоевал 8-е место в чемпионате страны.
«В чем главное отличие? В профессиональном футболе результат важнее обучения, а в детско-юношеском – обучение важнее результата. Мы говорили о каких-то призовых местах, очках, наградах, но самое главное достижение тренера – это когда у него заиграл один, два, пять футболистов на самом высоком уровне. Это и есть настоящая оценка его мастерства», – говорит Осинькин.
Отвечая на вопрос каковы ключевые критерии при отборе футболистов, Осинькин призвал коллег быть проницательными и уметь анализировать потенциал игрока. По его словам, когда подопечным 13 лет, тренер может угадать кто будет «воином, мужиком на поле, а кто нет». Очень многое, добавил он, зависит от характера.
«У каждого из нас есть футболисты, которые прилично смотрятся на тренировке, надежны с мячом, хорошо себя проявляют в нестрессовой ситуации. Но только начинается матч, война на поле, и мы не можем найти этих ребят», – поделился специалист.
К игрокам нужно присматриваться и уметь предугадать кто на более поздней стадии может «расцвести», несмотря на скромные антропометрические данные на определенном отрезке физического развития в подростковом возрасте.
«У меня был достаточно интересный, сильный футболист Арсен Хубулов. Он тоже занимался в Тольятти, школу закончил с ростом 160 см, а потом вырос до 182 см. Когда ему было 14-15 лет и он тренировался под моим началом, Арсен был очень ярким, но на игру не влиял. Забивали, отдавали другие, но он был яркий, перспективный. У его отца рост был примерно 183-184 см, и я понимал, что Арсен тоже может вырасти, поэтому и давал ему возможность играть больше, чем другим», – объясняет Осинькин.
Наука на службе спорта
Насколько в детско-юношеском футболе важна идентификация талантливости и как ей можно способствовать, применяя современные научные подходы, собравшимся рассказал руководитель медицинского департамента ПФК ЦСКА, председатель медицинского комитета РФС Эдуард Безуглов.
Хотя за рубежом широко распространены такие высокоэффективные методы определения степени биологической зрелости (СБЗ) как рентгенография и ультразвук кисти, в России они либо не применяются, либо применяются мало, не в последнюю очередь из-за дороговизны оборудования.
«При этом в академии «Манчестер Юнайтед» рентгенографию кисти проводят воспитанникам 5-6 раз в год, исследование занимает 7 минут», – говорит Безуглов, отвергая при этом утверждения о зловредности сопутствующего ионизирующего излучения.
«Оно равно поездке на лифте на 9-й этаж», – объясняет докладчик. Одним из самых часто используемых методов определения СБЗ, добавляет Безуглов, является метод Хамиса-Роша, разработанный в 1994 году, и определяющий процент от прогнозируемого роста взрослого человека. Для максимально точного расчета СБЗ нужны лишь данные о росте родителей ребенка, а также его рост и вес.
Одна из самых обсуждаемых тем в научной среде применительно к детско-юношескому спорту – эффект относительного возраста (ЭОВ). ПО словам Безуглова, ЭОВ – это ключевой социокультурный фактор, который влияет на предвзятость в отборе в ведущие академии во всей Европе, а в дальнейшем – на селекцию в возрасте максимального скачка роста.
Не секрет, что группы юных спортсменов часто формируются не на основании их биологической зрелости и физической подготовки, а по году рождения. Родившиеся в первой половине года дети очевидно имеют физическое преимущество по сравнению с теми, кто родился во второй половине. В итоге еще на стадии первоначального отбора понятие «талантливость» подменяется понятием «физическая одаренность/развитость» и большинство поздних детей не попадают в ведущие спортивные организации. В России, добавляет Безуглов, ЭОВ ярче всего проявляется в видах спорта с ранней специализацией (отбор в 6-7 лет) и высоким уровнем конкуренции, требующих от воспитанников скоростно-силовых качеств – это, в первую очередь, футбол, хоккей и легкая атлетика.
Эта тенденция наглядно прослеживается в срезе возрастов воспитанников восьми ведущих футбольных академий в России: к примеру, в возрасте до 7 лет доля родившихся в первом квартале года воспитанников составляет 42%, в четвертом – только 15%. Схожее соотношение наблюдается и в других возрастах – например, до 12 лет (41% и 11% соответственно) и до 17 лет (46% и 7%). Аналогичная ситуация также характерна для восьми ведущих российских хоккейных академий и лучших легкоатлетов страны в возрасте 10-15 лет (как правило, призеров всероссийских соревнований «Шиповка юных»).
Почему важен контроль биологического возраста
О роли физической подготовки юных футболистов и ее особенностях собравшимся рассказал тренер по физической подготовке ФК «Спартак» Александр Зайченко. Проблема контроля биологического возраста сегодня является весьма актуальной в детско-юношеском футболе, поскольку любой юный футболист развивается нелинейно – происходят скачки роста, периоды ускоренной адаптации чередуются с периодами, когда наступают риски ухудшения нейромышечной связи.
Перед тренером встает принципиальный вопрос – решать сиюминутные задачи и делать ставку на самых физически развитых, мощных игроков, или работать с прицелом на будущее и не сбрасывать со счетов поздно созревающих ребят?
Картина существенно проясняется благодаря измерениям пика скорости роста – на основании полученных результатов подопечных можно разбить на группы, соответствующие их стадиям развития в данный момент. Эти показатели также позволят индивидуализировать тренировочный процесс, подобрать оптимальные нагрузки и виды занятий для каждой группы воспитанников.
Тренер ФК «Локомотив» Валерий Миллер рассказал об использовании на тренировках гипотетических сценариев матчей, которые позволяют моделировать те или иные игровые ситуации и подталкивают юных спортсменов к поиску решений.
В ходе отработки таких сценариев, как, например, необходимость отыграться со счета 0:1 за пять минут до конца игры или удержать преимущество в два мяча после удаления центрального защитника в начале второго тайма, воспитанники побывают в ситуациях, максимально приближенных к игровым и смогут выработать алгоритм действий. Тренер при этом не вмешивается в процесс принятия решений/выбора тактики, но по окончании того или иного отработанного эпизода проводит разбор и обсуждает с подопечными их (не)удачные действия. Наставник также может объявлять тайм-ауты, в ходе которых игроки могут корректировать принимаемые решения, если они не позволяют решить поставленную задачу.
Такое моделирование дает детям опыт, похожий с соревновательным; позволяет им отработать взаимодействия с партнерами по команде и отрепетировать механизм принятия решений во время игр; учит справляться с эмоциями будь то радость победы или горечь поражения; формирует понимание игровой динамики и ролей на поле; позволяет тренерам проанализировать физические, технические и тактические навыки подопечных в условиях стресса.
«Представим, что, условно, счет 2:2, и вы бьете пенальти, вам надо выиграть. Игрок, который пойдет быть, испытает определенный стресс, но его уровень будет ниже, чем в аналогичной ситуации в официальной игре. Мы даем возможность футболисту пройти через это в безопасной среде. Если он не забьет, тренеры вряд ли будут его упрекать. В игре – естественно, мы будем недовольны, но у наших футболистов уже будет понимание как себя вести в такой ситуации», – объясняет Миллер.
На возражение из зала, что во главе угла должно быть воспитание юных футболистов, а не игра на счет, Миллер ответил, что разделяет эту позицию. При этом в качестве иллюстрации разных точек зрения специалист привел пример с одной из международных конференций, где на схожую тему разошлись взгляды представителей двух знаменитых школ футбола – голландские специалисты настаивали, что воспитание начинающих игроков ведется без какой-либо привязки к результату, тогда как их аргентинские коллеги утверждали, что с первых же тренировок их подопечные играют исключительно на счет.
По окончании презентации докладчик вместе с ребятами из команды «Строгино» провел показательное занятие на одном из тренировочных полей «Лужников» – мальчишки отрабатывали сценарий четвертьфинального матча ЧМ-2018 Россия – Хорватия, когда россиянам под занавес второго овертайма нужно было отыгрываться, уступая сопернику 1:2, а потом смоделировали ситуацию с лигочемпионского поединка «Ливерпуля» и дортмундской «Боруссии», в котором англичане проигрывали 1:3, но вырвали волевую победу.
Подводя итоги конференции, начальник отдела подготовки тренеров Академии РФС Сергей Овчинников отметил, что подобные мероприятия очень важны в контексте образования тренерского сообщества и создания площадки для обмена мнениями. Овчинников также выразил надежду, что форум станет традиционным и будет проводиться регулярно.
«Ценность любой конференции определяется остротой обсуждаемых тем, а тема развития детско-юношеского футбола в нашей стране уже долгие годы является очень острой, поэтому мы будем уделять ей много внимания. Это были насыщенные два дня, очень интересные с точки зрения контента, качество организации тоже было на достойном уровне. Будем улучшать и то, и другое от конференции к конференции. Что касается тем в повестке, вызвавших наибольший интерес, мне показалось, что тема физподготовки была очень интересна, потому что на сегодняшний день этот институт плохо развит у нас в России. Полагаю, тренеры проявили определенный интерес к ней. Лично мне понравилось выступление Безуглова, я много раз видел эту презентацию, но именно та тема, по которой он выступал, сегодня очень актуальна в Европе и мире», – рассказал Овчинников «Спорту День за Днем».
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»