-
Почему Семак делает замены после 70-й минуты? Моуринью в «Тоттенхэме» тоже меняет игроков поздно
«Аналитика простым языком»16.09.20 21:51
Главного тренера «Зенита» Сергея Семака с момента первого выступления в Лиге чемпионов критикуют за плохой матчменеджмент. Если конкретно, то тренер поздно делает замены. Однако в Лиге чемпионов это не так уж бросалось в глаза. Исключение – матч с «РБ Лейпцигом» на выезде. Семак и сам признал ошибку уже в Петербурге: «В моменте с первым пропущенным мячом на выезде наша линия защиты не смогла накрыть соперника. Нам не хватило одного игрока». Сразу же после гола «Зенит» перешел на три центральных защитника.
А вот в чемпионате России даже мне стало заметно, что Семак запаздывает с заменами. Как оказалось, он за большой редкостью меняет игроков раньше 70-й минуты. Чаще всего это происходит, если у «Зенита» ничего не получается в атаке или команда проигрывает. При этом большая часть замен приходится на последние 5-10 минут, когда футболист практически не успевает вносить свой вклад в игру.
В чемпионате особенно логично выпускать свежих игроков раньше. Тем более, пока разрешены пять замен в матче. В АПЛ, например, отменили новое правило в сезоне-2020/21. За это проголосовали в основном маленькие клубы, чтобы не создавать преимущество для больших.
Главный тренер «Шеффилд Юнайтед» Крис Уайлдер был против пяти замен даже на время доигровки сезона: «Это помогает большим клубам. Мы не думаем, что это правильно». В Италии против высказывался коуч «Аталанты» Джан Пьеро Гасперини: «Что касается пяти замен, это плохая идея. Футбол исказится и станет похожим на баскетбол. Это все равно как позволить менять двигатель автомобиля в середине Гранд-при. Это повредит зрелищности».
Помощь большим клубам заключается в том, что они могут усиливать состав на поле сильными игроками со скамейки. Другие клубы не могут себе позволить иметь так много качественных футболистов. Следовательно, несмотря на пользу или вред от пяти замен, главное – это преимущество команд с широкой скамейкой над другими. У «Зенита», несомненно, сильнейший состав в РПЛ. На скамейке есть Алексей Сутормин, Александр Ерохин, Юрий Жирков, Эмилиано Ригони. Разве не целесообразно делать замены раньше, чтобы эти футболисты приносили реальную пользу на поле?
Впрочем, есть и другое мнение. Профессор менеджмента Лондонской школы экономики и аналитик Игнасио Паласиос-Уэрт спорил со своим другом Эрнесто Вальверде и выпустил статью в The Guardian. В ней он вывел идею, что замены и вовсе предпочитают делать более слабые команды. Он объяснил, что у более сильных команд неоднородный состав, а у слабых – наоборот. По его мнению, если оценивать за число 100 качество 11 игроков старта, то у запасных больших клубов уровень будет ниже – около 60, а у маленьких – все игроки находятся на уровне 20 пунктов. Следовательно, делая замены, они не будут терять в качестве.
Такую позицию можно перенести на «Зенит». Из вышеупомянутой четверки (Сутормин, Ерохин, Жирков и Ригони) только Юрий мог бы и сейчас стабильно выходить в старте топ-клуба, если бы не травмы. Следовательно, заменяя даже не попавшего в игру Сердара Азмуна на Жиркова, состав «Зенита» на поле теряет в качестве, потому что иранец априори один из сильнейших нападающих РПЛ с уникальными качествами.
Перед написанием материала я проанализировал замены Хосепа Гвардиолы в «Манчестер Сити» и Юргена Клоппа в «Ливерпуле», как команды явно доминирующие в чемпионате Англии. Они стабильно делают первую замену в матче в промежутке 60-65 минуты.
Иными словами, прогрессивные тренеры обязательно делают замену в промежуток 55-65 минут.
Но справедливости ради, состав «Манчестер Сити» и «Ливерпуля» такой широкий, что футболисты со скамейки действительно могут усилить игру, выйдя на замену. Поэтому в компанию к тренерам добавился еще и Жозе Моуринью со своим «Тоттенхэмом». У лондонцев по составу примерно такая же ситуация, как и у «Зенита» есть всего лишь три-четыре игрока на скамейке, способных усилить игру. И вот Моуринью ближе к Семаку – большую часть замен тоже делает после 70-й минуты.
Впрочем, Моуринью приверженец старой школы, когда больше доверяли футболистам на поле, и не идеализировали влияние тактических изменений на игру. Можно ли отнести к таковым Семака? Даже если и нет, нельзя однозначно сказать, что он не прав, делая поздние замены.
Объективная задержка с заменой бросилась мне в глаза в матче с тульским «Арсеналом». При пропущенном голе Малком не отработал в обороне. И только через 16 минут после этого Семак сделал замену, которая нивелировала проблему того, что бразилец не возвращается назад, когда немного устает.
На мой взгляд, Сергей Богданович боится испортить игру, выпуская менее мастеровитого игрока. Это резонно. Вспомните, хотя бы матч «Зенита» против «Лиона» в Лиге чемпионов (1:1). Вместо травмированного Азмуна вышел Оздоев, который привез пенальти, лишивший питерцев победы. В очередной раз замечу, что у «Зенита» совсем нет скамейки. Футболисты, выходящие на замену – совсем не ровня тем, кто играет в старте. Так что у поздних замен Семака есть объяснение, которое вполне логично.
P.S. Конечно, остается без ответа вопрос, почему, как правило, очень поздно с поля уходит Артем Дзюба, даже если он откровенно выдохся и не приносит пользы на поле. Но наверняка и здесь объяснение такое же. У Дзюбы есть уникальные качества, которые восполнить не способен никто из игроков скамейки запасных. Быть может, и с точки зрения психологии ему полезно больше играть.
Читайте также
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»