• «Почему вратарь Зенита выпил? А что ему еще делать в аэропорту?»

    Известный психолог – о том, почему спортсмены ведут себя не так, как большинство людей

    12.06.19 22:14

    «Почему вратарь Зенита выпил? А что ему еще делать в аэропорту?» - фото

    Фото: twitter.com

    Голкипер «Зенита» и сборной России Андрей Лунев с приключениями добирался из Москвы в Петербург. Пытался проникнуть на борт самолета «поддатый». Устроил конфликт с сотрудником авиакомпании. Был доставлен в отделение полиции. Выплатил штраф «за брань в общественном месте» и улетел в Питер другим рейсом. Типичная, в общем-то, история для спортсменов. Или нет?

    Мы обсудили этот момент с известным спортивным психологом, доктором медицинских наук, экспертом «Спорта День за Днем» Вадимом Гущиным.

    Профессиональный спорт калечит

    – Как на такое реагировать?
    – Ну это не единичный случай. Для спортсменов обычная история. По сравнению с делом Мамаева и Кокорина, можно сказать, пустяк. К сожалению, такие инциденты случаются все чаще. И депутатов перед посадкой в самолет задерживают. И молодежную сборную по хоккею как-то из самолета высадили. (В 2011 году, в Баффало, когда она выиграла чемпионат мира. – «Спорт День за Днем».)

    – Но это после победы.
    – Да, на радостях. Ну и что? Ничего экстраординарного в этом не вижу. Я понимаю, что Петербург – особый город, там требования другие, может, к людям. Но…

    - Если задержат в аэропорту выпившего депутата, думаю, скажут: «Это барыга! Хозяин жизни! Что он себе позволяет?»
    – А футболист – герой, что ли?

    – Про футболиста подумают: «А что ему еще делать? Тем более в отпуске».
    – Вот именно. Скажут: межсезонье, отдыхают люди. Культура наших спортсменов не самая выдающаяся. Фантазии, как провести время, у них не так много. В музей футболист не пойдет. От него этого не ожидают. А если пойдет, то зафотографируют всего. И идет он выпить. Ничего необычного в этом нет.

    – В общем, да.
    – Понимаете, спорт не только дает что-то человеку, но и отнимает. Отнимает возможность приобщиться к культуре, нормальное человеческое общение. Что есть жизнь спортсмена? Она посвящена одному делу. Когда ты посвящаешь жизнь чему-то одному, другое теряешь. Еще более серьезная проблема – адаптация футболиста после окончания карьеры. Он не знает, куда себя деть, по-прежнему. Сейчас, ладно, выпил, его пожурили… Но у него контракт. Дальше будет снова работать, тренироваться, готовиться к сезону. И все забудется. То, что у него нет других способов проведения времени, выяснится, когда карьера закончится и деваться будет некуда.

    – Другие люди так сильно не привязаны к профессиям?
    – Профессиональный спорт – это отказ от нормального общения, от нормального образования. Давайте уже перестанем лгать обществу, говорить, что это гармонично развитые люди и так далее. Нет. Это люди, которые не имеют выходных, не имеют праздников. Они пашут, с одной стороны. И это здорово. С другой, а что они видели? Вот он ездит по всему миру, он что, во всех странах по музеям и выставочным залам ходит? Достопримечательности разглядывает? Другие люди, пока спортсмен занимается своим делом, повышают свой образовательный уровень, расширяют жизненный потенциал, учатся себя вести. У спортсмена такой возможности нет. Он потренировался, лег отдыхать. Потом – снова тренировка.

     

    – Есть же у них отпуск. Летом короткий, но зимой – длинный.
    – Дело не в этом. Если вы в школу не ходили как следует, то потребности приобщаться к культуре у вас нет. Футболисты как проводят отпуск? Едут на море. В лучшем случае куда-нибудь в Америку.

    – Хорошо бы.
    – В любом случае лучше в плане развития, духовного и интеллектуального, они за этот отпуск не становятся. Не успевают. А главное, у них условий для этого нет. Да, они могут пойти в депутаты, тренеры. Но дальше-то что?

    – Депутат, тренер – тоже хорошо.
    – Вы знаете, сколько у нас спортсменов и сколько тренеров? Спортсменов гораздо больше, чем депутатов и тренеров. К счастью или к сожалению. Да и то, когда они идут в тренеры, они тренеры только наполовину. Да, футболисты знают, что такое футбол, но не знают, как ему учить. Сколько замечательных игроков было? И сколько из них стали тренерами? Этому же учиться надо. Вспомните знаменитую фразу Карпина.

    – У него много.
    – Ту самую: «А зачем?» Его же как-то спросили: почему вы не хотите учиться, повысить свое образование? Он ответил. Думает, если он играл в футбол, то может этому учить.

    – Имеете в виду, что у спортсменов нет потребности развивать свою личность?
    – Вас в школе принудительно водили в музеи, правильно? В театр тоже. И таким образом воспитывали в вас потребности. Рассказывали вам про культуру, про историю. Поскольку у вас есть знания об этих вещах, у вас есть потребности узнавать еще больше. Такой механизм.

    – Лунев ехал из Москвы в Питер. После пребывания в сборной.
    – Это не оправдание. У него было время, которое он не знал, как убить. Можно фильм новый посмотреть. Музыку послушать. Я уж не говорю о том, чтобы книжку почитать. А ему как время проводить? Он поди не киноман, не любитель живописи, кинематографа. Что ему было делать? В компьютерную игру разве что резаться.

    – Почему нет?
    – Понимаете, мы калечим людей профессиональным спортом, а потом начинаем с них спрашивать. Я никогда не был на стороне Кокорина, Мамаева и прочих. Но хочу, чтобы люди понимали: спорт – это не только потерянное здоровье, но и потерянное время с точки зрения развития личности. Другие в это время работают над собой.

    Яшин тоже употреблял, но был великим

    – Могло сказаться то, что Лунев не играл в двух последних матчах за сборную России? Тренер больше доверяет Маринато Гильерме. А в «Зените» Лунев – номер один.
    – Это мы уже рассматриваем не общую проблему, а индивидуальные качества. Не знаю, как Лунев переживает то, что проигрывает конкуренцию Гильерме. Для любого спортсмена это тяжело. Суть спорта – в конкуренции. Если ты ее проигрываешь, это больно. Что тут можно делать? Можно начать работать больше, доказывать спортивными достижениями. А можно «уйти в горе». Такое объяснение имеет право быть. Как было с Луневым, мы не знаем. В любом случае от горя спортсмен уходить в запой не должен. Это элемент профессии – терпеть боль и горе. Жизнь спортсмена состоит не только из побед.

    – Помню, еще Александр Бухаров в аэропорту устроил легкий дебош: тушил окурки об палас, приставал к стюардессам. Тоже выпил.
    – Еще один не самый интеллектуальный спортсмен! Вы хоть про одну такую историю с участием Сергея Игнашевича слышали? Он тоже футболист. Игнашевич – любитель чтения. Представить его пьяным в аэропорту лично я не могу.

    – Сергей Семак еще.
    – Такие люди – исключение. Не могу себе представить пьяным Сергея Семака. Бухарова – очень легко. Потому что я его на поле видел. Игровой интеллект часто переходит в жизненный. Я не о мастерстве говорю, а об игровом интеллекте, вы понимаете. Если у человека есть интеллект, он, как правило, в жизни не хулиган и не пьяница. С вратарями, конечно, особая ситуация. Лев Иванович Яшин был не дурак выпить. Правда жизни в этом. Но выступал до 42 лет, был великим вратарем. Я лично был на его прощальном матче. Он не стоял в воротах, а именно играл.

    – У всех по-разному, словом.
    – Вратари, конечно, особенные люди. На них эмоциональная нагрузка выпадает больше, чем не любого другого игрока. Больше, чем на бомбардира, например. Они острее все переживают. У них постоянные эмоциональные перегрузки во время матча, ошибаться вратарь не может. Но, видите, мы постоянно придумываем оправдания. А зачем? Это обычная ситуация, типовая. Такое будет и дальше происходить. Такой у нас спорт, такое общество.

    – Если бы Лунев попал в более серьезную переделку, да еще не будучи виноватым, вышли бы его защищать люди, как вышли защищать журналиста Ивана Голунова?
    – Нет, конечно. Есть мнение, что спортсмен получает больше, чем того заслуживает. А раз так, то чего за него переживать? Последний спортсмен, за которого люди выходили, – Эдуард Стрельцов. И то потому, что молва считала: с ним поступили несправедливо. Что небезосновательно. Там ситуация темная. (Эдуард Стрельцов, футболист московского «Торпедо» и сборной СССР в 1958 году был приговорен к 12 годам лишения свободы за изнасилование, отсидел по факту меньше половины срока, после чего вернулся на поле. – «Спорт День за Днем».) С тех пор я не видел народных выступлений в поддержку наказанного футболиста, баскетболиста или волейболиста. Сейчас и связи такой у людей со спортсменами нет. Она возникает на короткий период. Например, возникла во время чемпионата мира по футболу. Дзюбу достала. Но уже ушла. Все это временно.

    – Почему за журналиста люди вышли?
    – Потому что журналист не олигарх. Он не получает сумасшедшие деньги. Люди понимают: журналист сильно не отличается от какого-то клерка. А футболист – миллионер. С жиру бесится. Я не могу себе представить журналиста, который с жиру бесится. А футболист – почему нет?

    – «Уйти в горе» журналист может, точно знаю.
    – Есть такие люди, да, независимо от профессии.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»