-
Полет Схенка
Отжиги пламени21.11.13 01:28
XI Белая олимпиада 1972 года в японском Саппоро вошла в историю как первая зимняя Олимпиада, проводившаяся за пределами Европы и США. Хозяева расстарались, желая продемонстрировать миру послевоенные изменения в Стране восходящего солнца, и 4000 аккредитованных журналистов тому порукой.
Канадцы бойкотировали хоккейный турнир Олимпиады. В знак протеста, разумеется. Они добивались разрешения профессионалам выступать на Играх.
Стахановцы золотодобычи
У Олимпиады в Саппоро было сразу три героя.
Вячеслав Веденин, сотворивший свой окутанный давно легендами подвиг на завершающем этапе лыжной эстафеты, когда отыграл у норвежца Йоса Харвикена 1 минуту и 8 секунд. Кроме этого, Веденин стал еще олимпийским чемпионом на дистанции 30 км, завоевав еще и бронзовую медаль в марафоне.
Его коллега Галина Кулакова выиграла на японской лыжне все три золотые медали.
Столько же раз первенствовал на ледовом овале голландский конькобежец Ард Схенк! Вот он-то в дни Игр пользовался наибольшей популярностью. Ард слыл рубахой-парнем, не отказывал в интервью ни одному журналисту, наши же в те годы были излишне зашорены.
На Играх-72 болельщики ждали от Арда повторения уникального достижения Лидии Скобликовой — победы на всех четырех дистанциях. Но он был лучшим спринтером… среди многоборцев. На старт пятисотки он вышел, заявив на всякий случай, мол, для разминки, «лед попробовать». И попробовал. Не совладав со скоростью, Ард растянулся во весь рост и, заразительно смеясь (видимо, уверенный в том, что в ближайшие дни завоюет три золотые медали), летел по овалу на пятой точке.
Любители правили бал
Определения «секс-символ» еще не существовало, но оно напрашивалось. Бешеная зрительская любовь гарантировала, казалось, коммерческий успех. Конькобежцы были подлинными любителями. Олимпийский чемпион голландец Питер Клейне объяснял, почему в перерывах между Играми его успехи не столь впечатляющи. Пит трудился в ему же принадлежащей маленькой мастерской по металлоремонту, копил деньги, а перед главными стартами четырехлетия на полгода закрывал лавочку.
В 1972-м после эротичного полета Схенка конькобежцам предлагают перейти в профессионалы. ISU реагирует жестко: все, кто хоть раз выступит на соревнованиях этого «цирка», будут пожизненно дисквалифицированы. Дюжина сильнейших во главе со Схенком покидает любительский лед.
Сегодня, наверное, проект, во главе которого стоял новоиспеченный бизнесмен Йонни Нильссон (олимпийский чемпион по конькам), был бы обречен на успех. Но тогда был другой болельщик, еще не знавший Кубков мира и коммерческих стартов, зритель, ценивший лишь победы на чемпионатах мира, Европы, Олимпиадах. Проект едва протянул год.
Но мальчишки даже в наших отечественных парках, где зимой заливали катки, долго еще играли в Схенка. А на лыжне, естественно, все хотели быть Ведениными.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»