-
Полузащитник португальской «Лейрии» Алексей Панфилов: «В России платят необоснованно много»
Персона18.12.14 00:44
(Фото: ФК «Зенит»)
Воспитанник петербургского футбола, летом оказавшийся в числе четырех россиян (компанию Панфилову составили Павел Дронов — еще один экс-зенитовец, Виталий Лысцов и Юрий Бавин) перебравшихся в клуб третьей по значимости лиги Португалии, уже собрал россыпь хвалебных откликов как от болельщиков «Лейрии», так и от местных специалистов. При этом 21-летний хавбек нередко оказывался вне заявки «Зенита»-2. В откровенном и продолжительном разговоре с корреспондентом «Спорта День за Днем» Панфилов рассказал, по каким причинам не смог раскрыть весь свой потенциал в родном городе, о переезде в Португалию, а также провел параллели между футбольной жизнью в России и за границей.
Если мяч «дробит»
— Алексей, расскажите, как дела у вас и у «Лейрии»?
— Дела нормально. Сейчас идем на третьем месте, хотя большую часть дистанции были первыми. Последние три матча сыграли неважно: проиграли прямому конкуренту, шедшему на втором месте, а потом последовали две совсем не обязательные ничьи: 2:2 с «Фатимой» и 1:1 с командой, считающейся крепким орешком, «Электрико». Особенно обидно за последний матч. Нечасто увидишь такие. Очень нервный поединок. Судья показал четырнадцать желтых карточек и пять красных (две из них уже после окончания матча. — «Спорт День за Днем»). Что касается самой игры, то мы имели подавляющее преимущество на протяжении всего матча, пропустили с пенальти, а сами не смогли реализовать два одиннадцатиметровых удара. Вообще мяч как заговоренный не летел в воротах соперника. В принципе, ничего страшного: в целом мы в графике. На мой взгляд, нужно продолжать играть так, как мы это делали, но постараться реализовывать преимущества и тем самым избегать потери очков. Тем более что сейчас в команде поменялся тренер.— Как раз хотел расспросить вас о назначении Жоржа Кашкильи. Что это за тренер?
— Очень опытный специалист, работавший в высшей лиге, несколько раз поднимавший команды дивизионом выше. Сразу производит впечатление уверенного, успешного человека.— В чем видите основное отличие от его предшественника Руи Родригеша?
— Мне кажется, новый тренер сильнее тактически. Он сторонник жесткой дисциплины и на поле, и за его пределами. Очень большое внимание уделяет мелочам: например, когда идет работа с мячом в паре и у кого-то при передаче «дробит» мяч — все, звучит свисток, начинаем заново. Передачи всегда должны быть точными, удобными для приема. Это одно из главных требований. Большое внимание обращается на реализацию моментов. Говорит, как забиваешь на тренировках, так будешь делать и во время игры.— Что можете сказать о «Лейрии» в целом?
— Это клуб с большой историей, буквально несколько лет назад еще игравший в высшей лиге. Однако из-за финансовых проблем клуб оказался в сегунде B, третьем дивизионе страны. Грубо говоря, как российская вторая лига. Сейчас перед клубом стоят задачи, появился новый инвестор. В свое время, кстати, команда выступала в Лиге Европы. А в начале XXI века командой руководил Жозе Моуринью. Еще хочу сказать, что у «Лейрии» замечательная инфраструктура, большой красивый стадион. Тысяч на сорок, наверное.— Вместимость «Эштадиу Мунисипаль Магаляеш Пессоа» все-таки меньше — 24 тысячи.
— Всего? Это очень странно. Стадион там просто громадный. И красивый очень. На нем игрались матчи Евро-2004. И, по-моему, сборная России на нем играла. По крайней мере, когда я общался с Владиславом Радимовым, показывал фотографии, он сказал, что этот стадион очень похож на тот, где они играли (на самом деле сборная России играла в Фару и Лиссабоне. — «Спорт День за Днем»).Нужно повышаться!
— Как обстоят дела с посещаемостью?
— Естественно, для сегунды B у нас очень хорошая посещаемость. И это больше, чем в российской второй лиге. Но до заполняемости стадиона там далеко.— Я правильно понимаю, что помимо повышения в классе по итогам этого сезона глобально перед клубом стоит задача оказаться в высшей лиге?
— Все верно. Прежде всего, конечно, нужно выйти в сегунду. Да это уже не обсуждается даже! Все игроки это сами понимают. Ну а если смотреть шире, то, конечно, нужно выходить еще выше. Желательно уже в следующем сезоне. С такой инфраструктурой, с такой историей играть где-то, кроме высшей лиги, нельзя. Да и город сам по себе очень приятный, милый. В исторической части города красуется замок. В общем есть на что посмотреть.— Нынешний состав готов не только к повышению в классе, но и к борьбе за высокие места в сегунде?
— Для сегунды B у нас очень сильный состав. В команде собрано много опытных футболистов: есть ребята, игравшие в высшей лиге, один даже в Лиге Европы выступал за «Гимараэш». Пара человек, кстати, выступали за «Лейрию» еще в высшей лиге. Плюс мы, россияне, из «Зенита», «Локомотива» и ЦСКА (улыбается).— Адаптация прошла легко?
— Привыкать, в принципе, было не очень тяжело. Иногда, конечно, скучаешь по дому, это естественно. Поначалу непривычно, есть небольшой дискомфорт. Но нам повезло: здесь замечательный коллектив. Именно по человеческим качествам все ребята оказались классными — когда мы только приехали, они нам помогали. Ребята, которые говорят по-английски, показывали город, объясняли что-то, если мы не знали. Даже один раз партнер по команде взял нас на ужин с семьей. А самую важную поддержку мы получаем, конечно же, от наших русскоязычных друзей, представителей агентской компании, в частности, от ее руководителя — Александра Толстикова, который всегда рядом.Заработай имя — получишь деньги
— Тот факт, что вы ровесники и приехали в Португалию вчетвером, сильно облегчил переезд?
— Несомненно. Если б нас по отдельности закинули, было бы гораздо сложнее. С одним английским тут далеко не уйдешь, честно говоря (смеется).— Почему?
— Совсем не многие говорят достаточно хорошо. В основном стандартные фразы. Поэтому сейчас потихоньку начинаем общаться со всеми на португальском. Вроде получается.— Значит, в Португалии планируете задержаться?
— Естественно! Для меня вариант с «Лейрией» — не перевалочный. Я планирую продолжить выступать в клубе и в следующем сезоне. Конечно, если вдруг позовут в высшую лигу, отказываться не буду. Но желание остаться в Португалии присутствует. Да и вообще нам всем полезно поиграть в Европе. Не просто так ведь Фабио Капелло жалуется на нехватку россиян в европейских чемпионатах. Тем более что условия здесь для футбола абсолютно все. И погода, и инфраструктура, и уровень соперников.— По-прежнему играете на фланге полузащиты?
— Да, хотя была попытка использовать меня в роли «десятки». Но это все-таки не мое, комфортнее играть слева, убирать под правую, смещаться в центр.— Примерно представляя себе условия в молодежном и дублирующем составах «Зенита», предполагаю, что в «Лейрии» пришлось пойти на понижение зарплаты. Верно?
— Конечно, финансовые условия тут несколько хуже.— Дискомфорт от этого ощущали?
— Нет. Нужно думать не о деньгах, а о спортивных показателях: игровой практике, победах, выполнении задач, трофеях. Нужно ставить перед собой задачу дорасти до определенного уровня мастерства, до команды высшей лиги. Деньги приложатся. Я знаю, сейчас очень много критикуют футболистов, особенно молодых, за то, что они думают только о деньгах, не хотят играть. Я, конечно, не хочу святым показаться, но, по сути, так и есть. Сейчас нужно делать имя, чтобы потом оно работало на тебя. А заработать успеешь, если будешь достойно играть.Дети дают отдохнуть
— Как возник вариант с «Лейрией»?
— У меня заканчивался контракт с «Зенитом». Понимал, что нужно продолжать развиваться, и решил, что нужно уходить. Мой агент, Андрей Талаев, предложил поехать в Португалию. Естественно, сразу согласился.— И решение переехать так далеко не далось с трудом?
— Нет, решиться было несложно, потому что давно задумывался над тем, чтобы уехать в Европу. Наши мнения с агентом совпадали: по возможности нужен заграничный вариант. Я заранее настраивался на это.— Уровень сегунды В и нашего второго дивизиона можно сравнивать?
— В Португалии играть сложнее. Здесь более открытый, техничный футбол, а в России более силовой. Конечно, здесь тоже играют мужики: ломают, кусаются еще как (смеется). Но это немного другое. Тут любая команда может очень прилично поймать. Почти все игроки отдают точные передачи, финтят, очень мягко принимают мяч. Это культура, тут с детства прививаются эти качества. Пятилетние дети на пляже жонглируют мячом так, что могут дать отдохнуть взрослым (улыбается). Те, кто постарше, играют в теннисбол. Тут все болеют футболом. Если кто-то играет — людей на улице нет, все сидят в барах или дома, смотрят, орут. Девочка спокойно может набить больше русского парня.— Как расстались с «Зенитом»?
— Было немного грустно, я практически всю свою жизнь отдал «Зениту», болею и переживаю за него. Но это футбол — нужно двигаться дальше. Расстался нормально, со многими поддерживаю связь. Не исключаю, что когда-нибудь вернусь.— Забавно, что в «Зените»-2 вы мало играли, а в «Лейрии» — стабильный игрок основы, а уровень сегунды B выше уровня второго дивизиона.
— Не вижу ничего странного. Нужно помнить один очень важный момент: футболист должен раскрыться. В одном клубе у него это получается, а в другом нет. Это зависит от кучи нюансов: атмосфера в команде, взаимопонимание с партнерами, игровые характеристики и их соответствие требованиям главного тренера, его доверие, схема, позиция, психологическое состояние игрока. Или, например, фарт. Причем это происходит даже со звездами.— Но при этом у вас хорошие отношения с Радимовым.
— Да, у меня всегда были хорошие отношения с тренерами. Не ссорился ни с кем.Мураками
— С кем из зенитовцев поддерживаете связь?
— В основном с ребятами 1993, 1994 годов рождения: Лешей Каюковым, Егором Бабуриным, Димой Богаевым, Кириллом Костиным.— За российским футболом следить успеваете?
— Успеваю, у меня куча свободного времени. Тут два занятия: или книжки читаешь, или футбол смотришь (смеется).— Двойственное ощущение от игры и результатов «Зенита» возникает?
— Я вижу много критики в адрес зенитовцев. Да, команда не играет на полную мощность, она выглядит чуть-чуть послабее, чем может. Но на фоне остальных команд в чемпионате страны этого вполне достаточно, чтобы быть лидером. А чтобы успешнее выступать в еврокубках, нужно, чтобы в чемпионате была конкуренция выше. Вообще я считаю, что «Зениту» по силам провести чемпионат без поражений. По сути, только ЦСКА может конкурировать за золото, что мы и видим последние годы.— Что читаете в свободное время, которого так много?
— Свободного времени реально много. В основном одна тренировка в день, как правило, утром. Часов в десять. К обеду уже свободны, занимаемся своими делами. В бассейн хожу, на море, футбол смотрю. Сейчас подсел на Мураками. «Норвежский лес». Это уже вторая его книга. Она уже подходит к концу. Скоро, надеюсь, получится приехать в Питер. Как раз куплю новую.— Значит, скоро ожидается небольшой отпуск?
— Первый этап чемпионата у нас заканчивается 18 декабря. После него, надеюсь, нас ненадолго отпустят. У меня учеба, последний курс. Нужно иногда появляться, хоть что-то сдавать.— Где учитесь?
— Учусь в Финансово-экономическом университете на экономическом факультете.Нужно менять менталитет!
— Россия и Португалия последние годы спорят за шестую строчку в рейтинге УЕФА. Чего не хватает российским клубам, чтобы догнать португальцев?
— Честно говоря, нам нужно менять менталитет. Сейчас действительно многое завязано на деньгах: к футболу относятся как к способу заработать, а не как к любимому делу. Я смотрю на людей здесь и вижу, что они все погружены в футбол. А у нас приходишь на тренировку, отрабатываешь свое трудовое время — и все.— Обычно в таком отношении к футболу упрекают легионеров, которые приезжают в Россию получать большие деньги, зачастую не принося никакой пользы.
— Не хочу бросаться словами, но нужно признать: в России платят необоснованно большие деньги. В Португалии во многих командах нет премиальных за победы. Или они небольшие, скорее символические. Это ведь способ мотивации. Людям здесь не нужна дополнительная финансовая стимуляция. А наших, помимо больших зарплат, еще и мотивировать приходится.— И что тогда делать? Платят большие деньги — теряют интерес к футболу, за маленькие не поедут играть, а если большие премиальные делать, платить по результатам — получается, что нужна мотивация.
— В том-то и дело! Но почему в Португалии дело обстоит иначе? У людей должна быть спортивная злость, желание побеждать. Ты играешь за себя, за свой клуб. Нам Анатолий Давыдов (бывший тренер молодежного состава «Зенита». — «Спорт День за Днем») всегда говорил, что мы играем за наш город, за «Зенит». Выходить на поле в футболке с эмблемой клуба — честь. Это должно быть основой, а не деньги.— А погодные условия? Все-таки в Португалии в футбол играть можно круглый год, в то время как в России при нормальной погоде — полгода максимум.
— Да, это тоже важный момент. Мы живем на севере Португалии, у нас не всегда очень жарко. Зимой ночью прохладно, доходит до нуля. По нашим меркам — нормальная температура. И это тоже немаловажно. Играть можно круглый год, вы правы. А у нас уже в ноябре выпадает снег, играть становится труднее. В той же Казани, например. Поэтому и перерыв такой большой между кругами.Личное дело
Алексей Панфилов
Родился 14 октября 1993 года в Санкт-Петербурге
Амплуа: полузащитник
Воспитанник академии «Зенита»
Карьера игрока: «Зенит»-м, «Зенит»-2 — 2010–2014; «Лейрия» (Португалия) — 2014–...
Выступал за юношеские сборные 1993 года рождения (U-16; U-17).
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»