• Поражение профсоюза

    31.07.08 21:28

    На позапрошлой неделе КХЛ выдержала первую серьезную проверку на прочность, когда один из клубов новой лиги публично объявил о своем дефолте. Руководство лиги отреагировало достаточно быстро, и екатеринбургский «Автомобилист» в срочном порядке был заменен «Химиком» из Воскресен­ска. Тем не менее почти у 25 хоккеистов возникли проблемы с новым трудоустройством.

    Правда, добрая половина из них решила остаться в городе на Урале и согласилась выступать в высшей лиге. Остальные же игроки с этой участью не смирились, лига признала их вольную и придала им статус неограниченно свободных агентов.

    А вот хоккейное будущее трех бывших игроков «Автомобилиста» — нападающего Андрея Шепеленко, защитников Алексея Петрова и Ивана Лекомцева, которые в это межсезонье перешли из «Нефтехимика», до сих пор представляется туманным. По словам председателя профсоюза игроков Андрея Коваленко, они так и остались ограниченно свободными агентами и права на них почему-то по-прежнему принадлежат «Нефтехимику». При этом ни слова не было сказано о тех компенсациях, которые положены всем игрокам, заключившим контракты с «Автомобилистом» на сезон-2008/09.

    Эксперты «Спорта» проанализировали сложившуюся ситуацию и пришли к выводу, что у нижнекамского клуба на эту троицу игроков не может быть никаких притязаний, более того, «Автомобилист» обязан выплатить всем хоккеистам выходное пособие.

    Для того чтобы разобраться во всей этой каше, в первую очередь следует разъяснить, что КХЛ подразумевает под понятием «ограниченно свободный агент». Согласно п. 1 ст. 56, хоккеист в возрасте до 28 лет по состоянию на 1 мая текущего года приобретает статус ограниченно свободного агента, если клуб сделал ему квалификационное предложение до истечения срока действия контракта. По сути, это завуалированная перерегистрация контрактов.

    Рассмотрим все на примере. Хоккеист Иванов имеет контракт с клубом А, который собирается выступать в КХЛ, на сезон-2008/09. По окончании сезона-2007/08 клуб А обязан сделать Иванову квалификационное предложение, «уточнив» размер его заработной платы. У Иванова в 2007 году контракт был заключен на 2 года, и там было четко прописано, что каждый месяц он будет получать гонорар в размере $10 тыс.

    Так и продолжалось бы, если б команды и в следующем сезоне продолжали играть в суперлиге. Но по новому регламенту КХЛ в одностороннем порядке может снизить в несколько раз размер заработной платы. В п. 5. ст. 56 регламента черным по белому написано, что размер квалификационного предложения может быть меньше суммы только последнего года контракта хоккеиста.

     

    Что это значит? Клуб может сократить зарплатную ведомость игрока только по истечении контракта, то есть в последний год действия контракта. И никоим образом — если у спортсмена остается действующее соглашение еще на год вперед. В случае, если хоккеист не согласен с новыми условиями, он вправе не подписывать новый договор. У игроков есть возможность перейти в другой клуб, но права на хоккеистов остаются у старого клуба.

    В Трудовом кодексе (ст. 72) это называется «изменением существенных условий трудового договора в одностороннем порядке по инициативе работодателя». Следовательно, при таком расторжении контракта атлет имеет право на компенсацию. Так произошло и с тремя игроками «Нефтехимика». Им в несколько раз уменьшили заработную плату и попросили подписать контракт на новых условиях. Парни не согласились, тогда «Нефтехимик» решил отдать этих хоккеистов в «Автомобилист». Причем согласно ст. 66 регламента КХЛ екатеринбургский клуб должен был заплатить нижнекамцам компенсацию.

    Однако в этом раскладе произошло незапланированное событие. «Автомобилист» приказал долго жить и, значит, теперь ничего не должен «Нефтехимику», а игроки продолжают принадлежать Нижнекамску. И что самое главное — профсоюз вовсе не занял позицию спортсменов, не добился того, чтобы игрокам выплатили выходные пособия согласно ст. 47 регламента КХЛ за досрочное расторжение контракта по инициативе клуба.

    В результате в данной ситуации в качестве проигравших оказались прежде всего эти три игрока. Именно им сейчас нужно в срочном порядке подыскивать себе новое место работы. Причем еще рассчитывать, что новая команда в состоянии будет заплатить компенсацию прежнему клубу.

    Мнения

    Алексей Петров, бывший защитник «Нефтехимика»:

    — Когда я узнал о том, что «Автомобилист» снялся с чемпионата КХЛ, у меня был легкий шок. Вроде нахожусь в отпуске, контракт подписан, ни о чем не задумываюсь. А тут такое… Мне же ведь даже из Екатеринбурга звонили, интересовались теми бытовыми условиями, в которых мне будет комфортно жить. Уже ведь и билет в Екатеринбург купил, но за два дня до начала предсезонки все рухнуло.

    Иван Лекомцев, бывший защитник «Нефтехимика»:

    — О кризисе в «Автомобилисте» я узнал от своего агента. Он сказал, что не стоит приезжать на тренировочный сбор в Екатеринбург. Потом все как-то завертелось, закрутилось… Ситуация для нас действительно крайне неприятная: до сих пор не знаем, кому на самом деле принадлежим. Да и практически не осталось вариантов, ведь многие команды проводят селекцию заранее, и предложения от клубов КХЛ сейчас вряд ли поступят.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»