• Порхать и жалить!

    Дата

    18.01.12 01:13

    Порхать и жалить! - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Профессиональный бокс подарил своим поклонникам немало великих чемпионов, но все же имя отметившего вчера свое 70-летие Кассиуса Клея стоит особняком. Мохаммед Али — человек-легенда, всемирная популярность которого не огорожена канатами ринга, его знают и ценят люди, не числящие себя поклонниками бокса.

    Мохаммедом Али Кассиус Клей стал в 25 лет. А широкую известность он обрел в 18, блистательно выиграв Олимпийские игры. В 1960 году в финале турнира полутяжеловесов в Риме он победил питерца Геннадия Шаткова — триумфатора Игр-56 во втором среднем весе. «Потяжелел» Геннадий Иванович в интересах сборной, не было достойного полутяжа. Тут Клею немного повезло: Шатков в новой для себя весовой категории не смог обрести привычных кондиций.

    Парень непохожий

    Кассиус незамедлительно переходит в профессионалы. Боксерская манера отличала юного соискателя чемпионского титула от конкурентов. Прославленные «тяжи» того времени делали ставку исключительно на нокаутирующий удар. Он и у Клея был поставлен, но его отличала еще и скоростная работа ног, «фехтовальная» техника, реакция.

    Вскоре Клей сформулирует свое кредо, и эта его фраза станет крылатой. «Боксер должен порхать как бабочка и жалить как пчела». Его предшественники на троне, могучие тяжеловесы «порханием» не запомнились.

    Но Клей был ни на кого не похож не только на ринге. Большинство прежних чемпионов вышло из Гарлема — негритянского района, где умение постоять за себя было единственным шансом выжить. Их зачастую отличало криминальное прошлое в самом раннем возрасте. Таким был Сонни Листон — чемпион мира в тяжелом весе, на титул которого посягал юный Клей. Кассиус, кстати, едва начав заниматься боксом, избегал уличных драк, не желая наносить увечья неподготовленным людям. Широкая и добродушная улыбка Клея, не свойственная Листону, сделала его любимцем Америки, страна болела за претендента.

    Преимущество в скорости, технике, боксерской мысли бросалось в глаза. Нокаутер Листон прекратил сопротивление в 7-м раунде. Сонни решится еще на реванш, в котором рухнет на пол уже на второй минуте.

    Листон отметится еще дракой с полисменом, у Клея начинаются годы триумфов, но…

    В 1967 году его призвали в армию, что означало отправиться на войну во Вьетнам. Клей оказался наотрез, вступил в организацию «Нация ислама», стал Али. За отказ от службы его лишают чемпионского звания, и в этот момент советская пресса начинает лепить из красавца-миллионера «жертву американских агрессоров», борца за мир и коммунистические идеалы.

     

    Эффект, как нередко бывает, произошел совершенно обратный.

    Поцелуй Брежнева

    По нашу сторону железного занавеса люди задумываются о торжестве закона и равенстве граждан перед ним. Советские спортсмены «служат в армии» в командах СКА и ЦСКА, разрядники — в так называемых спортротах. В США — служить так служить! Даже для прославленного чемпиона.

    В том, что американская армия окончательно перешла на профессиональные рельсы, есть заслуга и Мохаммеда Али.

    Через три года его простили, и он триумфально вернулся на ринг.

    В Советском Союзе о нем вспомнили перед Олимпиадой в Москве. В знак протеста против ввода войск в Афганистан США и страны Западной Европы приняли решение бойкотировать Игры. А вот многие страны Африки колебались. Авторитет Али в мусульманских государствах Черного континента был заоблачно высок.

    Его приглашают в Москву с мыслью уговорить выполнить важнейшую миссию. Совершить турне по Африке и склонить колеблющихся к участию в Олимпиаде-1980. Али принимали в Москве как государственного деятеля планетарного масштаба. Неизвестно, были ли ему приятны затяжные поцелуи дряхлого Брежнева. Как бы то ни было, в африканское турне он действительно отправился, однако, как стало позже известно, уговаривал мусульман... бойкотировать Игры.

    Хотя такого приема, как в Москве, ему больше нигде не устраивали. Чего стоят шоу-поединки длиною в раунд каждый с сильнейшими боксерами СССР Евгением Горстковым, Петром Заевым, Игорем Высоцким.

    Клей-Али, конечно же, не был ни политиком, ни пацифистом. Он величайший боксер, доказавший, что этот вид спорта действительно «не драка», как пел Высоцкий, а в его исполнении даже искусство. Он был лучшим из лучших в эпоху расцвета бокса, когда в тяжелом весе выступали такие великие бойцы, как Джо Фрезер, Джордж Формен, Леон Спинкс…

    Он ушел с ринга в 40 лет, уступив сопернику, который был на 14 лет моложе. О нем снят фильм. О нем говорят по сей день. Он по-прежнему популярен. А молодые боксеры мечтают на ринге «порхать и жалить».

    Как Кассиус Клей. Как Мохаммед Али.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»