-
Посмотри наверх! Россия снова приняла чемпионат мира
Небо Казани стало счастливым для чешского «авиатаксиста»28.08.18 00:30
Ревущие разноцветные самолеты над «Казань Ареной», падающая надувная башня перед местным Кремлем и хоккеисты, которые поднялись в небо. В Казани второй раз в истории прошел этап чемпионата мира по авиагонкам Red Bull Air Race.
Для хоккея слишком мало весил
Трассу из гигантских надувных башен-пилонов снова проложили на реке Казанке в историческом центре столицы Татарстана, но основную зрительскую зону перенесли на другой берег для улучшения обзора. К тому же так гонка проходила на фоне казанского Кремля.
Самый колоритный вид все же открылся с футбольной «Казань Арены», где в субботу «Рубин» принимал ЦСКА. Пилоты в этот день проходили квалификацию, и разноцветные самолеты рассекали большой небесный квадрат над сводами футбольного стадиона. В принципе можно добавить 26 тысяч зрителей на футбольном матче к 128 тысячам посетителей авиафестиваля. Перед началом футбола самые прожженные болельщики наблюдали полет крылатых акробатов с наружной части арены проверенным дедовским способом — с биноклем. Хотя самолеты и так было хорошо видно. По крайней мере, ярко-зеленые крылья, принадлежащие японцу Йосихидэ «Йоши» Муроя, ни с чем не спутаешь. По первому тайму так и хотелось предложить ЦСКА срочно приобрести какого-нибудь японца. Они быстрые. Особенно на «акробатических» легких самолетах, развивающих скорость свыше 400 км/ч.
Авиагонки кажутся чем-то особенным, невероятным, заоблачным. На самом деле, пилоты — обычные сильные атлеты. Многие задумывались о других видах спорта. Например, лидер текущего сезона, 49-летний американец Майкл Гулиан, в юности пытался стать хоккеистом, но «не подошел по многим параметрам, в частности, слишком мало весил».
Так сложилось, что многие асы элитного дивизиона Air Race представляют хоккейные страны. Среди четырнадцати лучших небесных акробатов есть два чеха, два американца, немец, канадец Питт Маклауд. На вопрос об ассоциациях с Казанью «Горец» Маклауд уверенно отвечает: «КХЛ». А Мартин Шонка, победитель казанского этапа Red Bull Air Race, лично поднял в небо лучших представителей родного чешского хоккея. Об этом он рассказал «Спорту День за Днем» в эксклюзивном интервью.
И, конечно, француз-корсиканец с русскими корнями Николя Иванофф, который написал свою фамилию на корпусе кириллицей. «Иванов» — без всяких раздражающих глаз лингвиста «фф». Удачи ему это пока не принесло. Сезон начался для 51-летнего Николя с тяжелых поломок самолета. Перед стартом в Казани его команда поправила «болид», однако потомок Ивановых выбыл в первом раунде.
Дельфины и крылья
Сочетание с другими видами спорта — идеальный формат для воздушных дуэлей. По отдельности авиашоу — зрелище для экспертов (ходивших в майках с надписью «Жуковский МАКС»), фанатов отдельных пилотов, поклонников авиамоделизма и той эстетской группы фанатов видеоигр, которые предпочитают авиасимуляторы и просят деда Мороза скинуть кабину пилота в их комнату. Вместе с другими экстремальными видами спорта авиашоу — то, что надо. Например, с выступлением «летучих дельфинов»-флайбордеров, которые очень понравились казанской публике и всегда гармонично смотрятся в петербургской акватории.
Северный мегаполис, как и Казань, хочет быть спортивной столицей, но получить этап Red Bull Air Race нелегко. Контракт авиачемпионата с Казанью действует еще на 2019 год, и руководство серии готово продлить договор, называя сердце Татарстана «одним из своих любимых этапов».
В 2017-м Казань обрушилась на гостей дождем, так что асы увлеченно рушили трассу, нарезая пилоны на салат острыми кончиками крыльев. Спустя год все перевернулось. Идеальная солнечная погода — и почти никакой работы ремонтникам. Немного жаль, ведь скоростная замена зарезанного пилона за несколько минут — предмет особой гордости организаторов чемпионата.
За годы тренировок команды стюардов отточили мастерство реанимации пилонов так, что впору выделить это в отдельный вид спорта и начать суперсерию. Почему бы нет? Сперва гонки на надувных лодках: кто быстрее доберется до поплавка с пилоном. Затем ремонт. Вполне укладывается в нескучный формат соревнований «Ред Булла».
Конечно, штрафы были. Тот самый шустрый японец Йоши Муроя развил скорость тайфуна, но нарушил технический регламент (превысил число максимальных оборотов двигателя) и был дисквалифицирован. Реакция пилота в кабине — отдельное шоу. Профи, которые каждый день вертят немыслимо рискованные петли, всплескивают руками при неудаче и кричат от восторга при исполнении крутого финта. Как любой атлет. При всей технологичности авиагонки — те же эмоции, на которых основан спорт.
Победил в солнечной Казани самый безошибочный — чех Мартин Шонка. Бывший пилот чешских ВВС вяло провел квалификацию, но в дуэлях действовал хладнокровно и прибавлял, когда нужно. Авиагонки — дело опытных. 31-летний француз Мика Бражо здесь как «юнга», а у 40-летнего Шонки еще все впереди. 58-летний владелец ранчо в Аризоне Кирби Чемблисс начал карьеру задолго до рождения многих молодых коллег. В этом элитном звене самый разношерстный состав: бывший ночной пилот грузовых самолетов и ас-инструктор тактических истребителей ВВС Чили, простой частный пилот и живая легенда воздухоплавания Австралии.
Это целый мир, который не видят те, кто редко смотрит на небо.
Казань
В тему
Как проходит Red Bull Air Race?
Чемпионат мира Red Bull Air Race — это международная серия гонок, в каждой из который принимает участие по меньшей мере восемь пилотов. Главная цель — как можно быстрее пройти воздушную трассу, размеченную надувными пилонами, и попытаться избежать штрафов. Если гонщик срезает пилон, препятствие эффектно опадает вниз и требует замены, а летчику присуждаются штрафные дополнительные секунды к итоговому времени.
Воздушная гонка — на самом деле серия дуэлей между пилотами. Организаторы собрали все мыслимые форматы в одном флаконе. Сперва 14 участников проходят квалификацию, по итогам которой составляются 7 пар первого раунда плей-офф: самый быстрый против самого медленного, второй с предпоследним и так далее. В первом раунде плей-офф пилоты соревнуются друг с другом внутри пар: кто быстрее прошел дистанцию, тот вышел во второй раунд. Однако, поскольку асов в элитном дивизионе 14, а не 16, восьмой участник второго раунда — лаки-лузер с лучшим временем среди проигравших.
После четвертьфинала следует не полуфинал, а «Финал четырех». Четверо сильнейших проходят дистанцию по очереди, разыгрывая места с первого по четвертое.
По итогам восьми этапов гонщикам начисляются очки. Участник, набравший наибольшее количество баллов за весь сезон, становится чемпионом мира Red Bull Air Race.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»