• Поймать большого зверя

    05.10.10 04:36

    Этой истории меньше недели, но объем вылитой на любителей велоспорта информации таков, словно допинг-скандал разразился уже как минимум месяц назад. Сегодня мы попытаемся разобраться в том, как развивались события в связи с положительным тестом Альберто Контадора на запрещенные вещества, а также последовавшими за этим допинговыми «разоблачениями» других гонщиков.

    Эпилог на месте пролога

    Как в современном кино, нам придется поменять сюжетные части местами и начать со слов, сказанных Альберто Контадором в воскресенье поздно вечером: «Когда около своего дома я видел детей, ездивших на велосипедах, подражая мне, то возникало желание подойти к ним и сказать: Ребята, оставьте эти попытки, не рвитесь в чемпионы, этот мир несправедлив». Представьте себе состояние этого очень сильного человека, который к 27 годам перенес сложную операцию на мозге, перетерпел самые тяжелые горы велосипедного тура, а сейчас признает, что если получит серьезную дисквалификацию, то готов уйти из спорта. И задумайтесь, сколько человеческих судеб было сломано «охотой на ведьм», начатой 12 лет назад.

    Так уж сложилось, что в 1998 году автору этих строк довелось быть во Франции в то самое время, когда разразился первый масштабный допинг-скандал современности, связанный с командой «Фестина». Помешанная на велогонках страна была взбудоражена этим событием, а местная пресса раздула скандал до такой степени, что все нынешние события и колоссально испорченный имидж велоспорта так или иначе берут начало оттуда. Допинговая охота фактически спровоцировала нервный срыв, длительную депрессию и последующую смерть от передозировки кокаина великого Пирата Марко Пантани. Позже от «борцов с допингом» страдали Александр Винокуров, Тайлер Хэмилтон, Штефан Шумахер и еще десятки гонщиков.

    Методы инквизиции

    Все могло бы так же продолжаться в вялотекущем режиме, ломавшем судьбы людей, еще несколько лет, но имя Альберто Контадора в контексте употребления запрещенных субстанций привело к скандалу, сопоставимому с событиями 12-летней давности. В крови испанца были обнаружены следы кленбутерола — вещества, улучшающего дыхание и обеспечивающего прирост мышечной массы. Но содержание его в крови Альберто оказалось в 400 раз меньше запрещенного показателя. Тем не менее генеральный директор WADA Дэвид Хоумен сразу же заметил: «Небольшая концентрация еще ничего не значит. Запрещенные вещества могут сохраняться в организме неделями». XXI век, а презумпция невиновности отсутствует как во времена Томаса Торквемады! Позднее газета L’Equipe, сделавшая свое «черное дело» еще 12 лет назад, сообщила о том, что в организме Контадора обнаружены следы пластика, что говорит о факте переливания его же собственной крови. А вслед за этим выяснилось, что запрещенные препараты обнаружены в крови второго призера «Вуэльты-2010» Эзекиля Москеры и еще одного испанца Давида Гарсии. Пока никому из гонщиков дисквалификация не «выписана», но имидж уже испорчен, а удар по психике спортсмены получили колоссальный.

    Тут и сказочке конец

    Никто не спорит: допинг в велоспорте существует, но очевидно и другое: те запредельные нагрузки, которые испытывают гонщики, невозможно переносить без фармакологии, будь то разрешенная или запрещенная. Но так же ясно, что травля спортсменов выгодна расплодившейся своре руководителей, а также падкой на скандалы прессе. Характерно письмо анонимного гонщика, которое он послал в UCI в понедельник: «Ваша организация использует войну против допинга как оружие в процессе приобретения неконтролируемой власти над командами и гонщиками. Это вид терроризма, мы тоже люди, у нас есть личная жизнь, а нам даже не дают возможности возразить».

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»