-
Пожар по-русски
25.08.07 16:02
Сегодня и завтра пройдут матчи очередного тура чемпионата России. Но и без него, думаю, полыхавший последние три дня пожар обсуждения сборной все равно прекратился бы.
Без середины
Полыхало серьезно. Два полярных тайма – как будто нарочно плеснул кто-то бензинчику, чтоб жарче да чтоб издали было видно. По-русски это очень. И сама игра, и особенно ее обсуждение. У нас ведь как? Или «мы всех порвем, потому что мы русские», или «мы всем проиграем, потому что мы русские». Середины никакой нет. И быть не может. Либо первый тайм настоящий. Либо второй. А раз второй был, стало быть, первый приснился. Или наоборот.
В программе «Наш футбол на НТВ» Юрий Севидов и Борис Игнатьев изо всех сил пытались зацепиться за благоприятные ощущения от первого тайма. Но этот второй, по-балаганному бесшабашный тайм не давал футбольным до мозга костей людям «вцепиться в позитив». Евгений Ловчев, напротив, пытался «закрыть глаза» на «дубль два», предлагая остановиться на первом варианте. Но и у него получалось это через раз: если целиком идти «от позитива» – так придется спорить с соратниками. А спор жаркий. А в жарком споре нужен виновник. Один. Персонифицированный. Хиддинк, выходит. И тогда получается, что ты либо за, либо против. Притом, как водится, со всеми потрохами…
Прилетел вдруг волшебник…
Любопытно, что за пару дней до матча страстей было не меньше. Прав был Хиддинк, отправив Игнашевича из расположения команды? Или неправ? Мне кажется, что вопрос оценки действий главного тренера вообще в данном случае не должен становиться предметом длительного обсуждения. Прав или неправ? Еще и с чисто христианской точки зрения, да?
Суть в том, что Хиддинк имел на это право. А дальше все из серии «я считаю, что…». Отношения «тренер – игрок» – вертикаль. По моему (понимаю, что тоже не бесспорному) мнению. Как были эти отношения «вертикальными» и в совершенно справедливо упомянутом в этой связи «хоккейном» случае. С Вячеславом Быковым и Александром Семиным в главных ролях.
Имел ли право Хиддинк простроить игру против Польши так, как простроил? С точки зрения контрактных обязательств. А не согласно нашему августейшему мнению. Имел же, правда? Он тренер. Он отвечает за результат. Тут может родиться вопрос: а он ответит? На который, видимо, следует ответить еще одним вопросом: а чем он должен ответить? Головой? Докопеечной отдачей полученных по контракту денег? Его предшественники отвечали ведь, правда?
Пригласили тренера – инопланетянина. «Под задачу» – это уже додумки, об этом говорили наши первые футбольные люди. Пригласили затем, что многие месяцы шла пиар-компания на тему «наши не справляются, а долго ждать не желаем, пригласите волшебника в голубом вертолете – и будет всем счастье». Пригласили. А Гус Хиддинк мозаичным образом пропускает через сито сборной громадное количество футболистов. Не давая нам толком понять: а Будянского он еще будет вызывать? И если да, то только чтобы поставить его в «основу»? Ответа нет.
А если просто принять на уровне постулата, что Хиддинк все равно останется тренером до конца отборочного цикла? И что состав и тактику будет формировать он и никто другой? И что если сборная не выйдет на Евро, то голову ему не снимут, улетит себе в Голландию или еще куда? И будет пить кофе уже там? Что если все это принять на уровне устраивающих или не устраивающих тебя жизненных реалий и поискать в действиях Гуса хоть какую-то логику?
Две задачи
Я попробовал. И вот что вышло. Гус Хиддинк имеет две задачи. Первая – выход на Евро. Вторая – попытаться объяснить, какой должна быть русская сборная. Если десять лет двигаться без немедленно осязаемых результатов невтерпеж. Объяснить не словами. Потому как слушать не станут, не заметишь, как через пять минут оправдываться начнешь. Объяснить делом.
В идеале задачи эти должны сходиться. Но так случается не всегда. А времени мало. И в этих условиях Хиддинк более важной считает задачу вторую. Быстро построенная команда не может быть витиеватой и затейливой. А вот быть быстрой она обязана. Потому и исчезает из сборной футболист по фамилии Плеймейкер в нашем обычном понимании: умница, технарь, полководец, но небыстрый и работающий на «чистых мячах». Главенство второй задачи объясняет и громадное количество приглашенных в сборную игроков, доселе о ней даже и не мечтавших.
Если же персонифицировать ту логику, что видится мне в поступках главного тренера (опять же употребление слова «логика» не значит, что я считаю его решения единственно верными либо, наоборот, преступными), – так это приглашение Романа Воробьева. Пока еще в большей степени на сбор, чем в игру. Но все равно в сборную. Не факт, далеко не факт, что Воробьев – будущее «наше все». Однако вот и еще один знает, что «невозможное возможно». Вдруг он еще крепко поможет сборной России. Когда-нибудь. Когда тренировать ее будет уже не Гус Хиддинк.
Кстати, вы обратили внимание, что большинство горячих обсуждений как раз и требует всего два-три дня? Вот они прошли. Грядет тур российского чемпионата. Кого мы будем, не стесняясь в выражениях, обсуждать в начале следующей недели? Жизнь покажет. Уверен, однако, что это не будет Гус Хиддинк.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»