-
Прагматики против любителей Зачем покупаются футбольные клубы?
31.08.06 12:20
В прошлое воскресенье на стадионе «Вилла Парк» в Бирмингеме для очередного британского клуба начиналась новая эпоха – под неусыпным взглядом своего нового владельца, американца Рэнди Лернера. «Астон Вилла», в 1982-м побеждавшая в Кубке чемпионов, открыла новую страницу в своей истории после 23 лет, проведенных под руководством легендарного председателя правления Дага Эллиса. Правда, несмотря на наличие столь яркого руководителя, в последние годы «Вилла» потерялась в звездном мире английского футбола: последний раз клуб завоевывал титул аж 10 лет назад (Кубок лиги), а в еврокубках последний раз играла в сезоне-2001/02, да и то после успеха в Кубке Интертото. Болельщики «Астон Виллы» давно требовали ухода Эллиса, которому в этом году исполнилось уже 82 (!) года, поэтому сообщение перед началом сезона о том, что клуб за 65 млн фунтов собрался купить американский миллиардер Рэнди Лернер, для многих стало очень приятной новостью.
Вернуть «Виллу» в Европу
Лернер стал вторым американским финансистом, решившим включить британский футбол в сферу своих интересов. Первопроходцем год назад стал магнат Малькольм Глэйзер, решивший начать сразу с самого сложного варианта, купив один из самых титулованных английских клубов – «Манчестер Юнайтед».
Новые владельцы в британском футболе сейчас не редкость, тенденцией можно назвать приход бизнесменов из Восточной Европы. До сих пор день 2 июля 2003 года вспоминают в туманном Альбионе. Именно тогда российский миллиардер, он же губернатор Чукотки, Роман Абрамович за 140 млн фунтов приобрел «Челси».
Другое дело американцы, относящиеся к футболу хоть и с уважением, но для которых этот вид спорта не столько увлечение, сколько возможность совместить приятное с полезным. Иными словами – американские бизнесмены видят в футболе не только европейскую культурную ценность и увлекательный лично для себя вид спорта, но и возможность вернуть свои инвестиции, пользуясь весьма неплохой рыночной конъюнктурой, сложившейся на Британских островах в настоящее время. Ведь в Англии, в отличие от других европейских лиг, вовсе не обязательно быть грандом, чтобы иметь серьезные доходы. Свою роль здесь играет коллективная система продажи медийных прав, по которой любой клуб премьер-лиги гарантированно получает выплату около 20 млн фунтов в год. В результате клуб, заканчивающий сезон на 16-м месте (речь идет об «Астон Вилле»), может иметь доходы в районе 50 млн фунтов, которые могут быть и увеличены, а все, что для этого нужно, – пробиться в еврокубки. Для этого, разумеется, нужно сделать первичные вложения, например, приобрести новых игроков, способных вывести команду на еврокубковые места в чемпионате, но при наличии адекватного и постоянного финансирования это вполне решаемая задача. Скорее всего, примерно на такую схему и рассчитывает Рэнди Лернер, уже объявивший, что хочет вернуть «Астон Виллу» в Европу, а также реконструировать «Виллу Парк» – очевидно, чтобы увеличить доходность от продажи билетов на матчи обновленной команды.
Утилитарный подход Глэйзера
Глэйзер, приобретший год назад МЮ, уже продемонстрировал, что рассматривает свой футбольный клуб в качестве выгодного вложения инвестиций – манкунианцы в последние 10 лет были пионерами внедрения американских методик ведения спортивного бизнеса в Европе и в таких элементах, как коммерциализация имиджевых прав, достигли серьезных успехов. «Красные дьяволы» – одни из немногих в мире, не только вышедшие на самоокупаемость, но и приносящие каждый сезон прибыль своему владельцу.
В результате Глэйзер поступил хитро – средства, потраченные на приобретение клуба, были переоформлены в качестве клубного долга, за который теперь «Манчестер Юнайтед» должен ежегодно расплачиваться процентами. Очень похоже на покупку дома в кредит и последующую сдачу его в аренду – и дом есть, и проценты другие люди выплачивают.
Такой излишне утилитарный подход все-таки пришелся не очень по вкусу британским болельщикам.
Абрамович вне конкуренции
Если американские бизнесмены приходят в футбол скорее из-за возможных финансовых барышей и тем самым просто увеличивают уровень коммерциализации футбола, то восточноевропейские миллионеры являются прежде всего восторженными любителями. А ведь игрушка может и надоесть...
Роман Абрамович в первом интервью британским СМИ после покупки «Челси» прямо заявил, что не расценивает приобретение футбольного клуба в качестве выгодной инвестиции. «У меня есть другие, гораздо менее рискованные, возможности для того, чтобы зарабатывать деньги», – сообщил Абрамович британской публике. Для восточноевропейских «пришельцев» (кроме Абрамовича пока это Александр Гайдамак в «Портсмуте» и Владимир Романов в шотландском «Хартсе») футбол – это хобби и зрелищный спорт, а Британия – колыбель этого спорта и страна с богатейшими футбольными традициями, которые наверняка привлекают миллиардеров-выходцев с постсоветского пространства.
А поскольку для них клубы – это хобби, финансовых средств такие владельцы обычно не жалеют. С 2003 года «Челси» потратил свыше 300 млн фунтов на трансферы, включая 175 млн в первый же сезон работы нового руководства. Этим летом в «Ньюкасл» за 5 млн фунтов был продан Дамьен Дафф, пару лет назад стоивший «аристократам» 17 млн, и куплен за 30 млн Андрей Шевченко, которому в сентябре исполнится уже 30 лет. У Гайдамака и Романова затраты пока поменьше (да и состояние тоже), однако и для них превыше всего игра, качество футбола и успехи клуба.
Великобритания
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»