-
Праотец великих побед
Сто лет со дня рождения Николая Люкшинова21.10.15 00:22
В эту октябрьскую пору исполняется сто лет со дня рождения Николая Михайловича Люкшинова, первого заведующего кафедрой футбола и хоккея Университета имени П. Ф. Лесгафта. Его называли профессором футбола. И было за что — идеи этого человека опередили время, как позже опережали время идеи голландского тренера Ринуса Михельса, Валерия Лобановского, других новаторов футбола. И по сей день питерский футбол пожинает плоды трудов Люкшинова, ставшего, можно сказать, праотцом великих побед.
«Зенит» не понял передовых идей
Коля Люкшинов появился на свет осенью 1915 года в крестьянской семье, проживавшей в деревне Артюшино Костромской губернии (ныне Ивановская область). Его родные предпочитали здоровый образ жизни, вокруг дома было раздолье — речка, зелень, свежий воздух. Сельские ребятишки бегали, резвились, набирались здоровья.
В тех краях уже давно знали русскую забаву — игру шалыгу, напоминающую футбол. Только мяч надо было загонять не в ворота, а за очерченную линию. Не по годам быстрый и сильный Коля увлекся. К тому же в губернском Иваново уже было несколько футбольных команд. Активного парня сначала сделали писарем сельсовета, потом взяли инструктором физкультуры на местный комбинат. В семнадцать лет Люкшинов переехал в Иваново, где стал играть в клубной команде «Основа». Футбол настолько захватил, что в 1936-м Николай поступил во Владимирский техникум физкультуры и стал основным нападающим сборной города. Еще через два года Люкшинов — студент ГДОИФКа (так тогда назывался Институт Лесгафта), играет за команду вуза, выступавшую в чемпионате Ленинграда. Учился хорошо, был активным студентом, и в 1940-м его избрали депутатом Октябрьского районного совета Ленинграда.
В первые дни Великой Отечественной войны добровольно пришел в военкомат, попросил отправить его в действующую армию. Воевал в составе 276-го артиллерийско-пулеметного батальона на Ленинградском фронте, получил тяжелое ранение, лечился в госпиталях, после чего вернулся восстанавливать родной институт в качестве проректора по административно-хозяйственной части. При этом возглавил школу тренеров, преподавал на кафедре спортивных игр.
Работа по налаживанию мирной жизни, подъему спортивного и футбольно-хоккейного хозяйства не осталась незамеченной. В конце 1940-х Люкшинову предложили возглавить «Зенит». Там он стал применять новые разработки. «Старики» команды, еще не забывшие свой недавний триумф (в 1944 году «Зенит» завоевал Кубок СССР, победив в финальном матче легендарный ЦДКА), ворчали, жалуясь начальству на «слишком высокие нагрузки». Не став вникать в незнакомое дело, обком партии через два года пошел у них на поводу.
Люкшинов вернулся к преподавательской работе. При этом верил в свою методику. Он тогда просто опередил время. Тренеры того поколения использовали только один принцип — подбор хороших игроков, которые могут обеспечить успех в чемпионате. О планировании подготовки, чередовании нагрузок, тренировочных и соревновательных циклах почти никто не задумывался. Тем более что отечественный футбол был изолирован от мирового, наши сборные в те годы не участвовали в чемпионатах мира и Олимпиадах. Идеи Люкшинова не нашли понимания, но от этого они не перестали быть нужными.
Из гуляк — в профессионалы
Квалифицированных тренеров по большинству видов спорта в те годы тоже было мало. Те, кто руководил футбольными командами, полагались в основном на свой игровой опыт. Почти не было методических пособий, практических рекомендаций, коммуникаций, как сейчас сказали бы, между тренерами. Вот за этот неосвоенный пласт и взялся Николай Михайлович, привлекая к разработкам преподавателей. Он серьезно вникал в биологию, анатомию, физиологию, теорию и методику спортивной подготовки, считая их необходимыми дисциплинами. В 1954 году авторитетного специалиста снова «бросили» на «Зенит». Затем отправили помогать тогда еще дружественной Албании. По возвращении из зарубежной командировки он возглавил «Адмиралтеец», который вывел в класс «А», позже — ленинградское «Динамо».
Тренерская работа не в полной мере удовлетворяла Николая Михайловича. От него требовали результат, а ему хотелось поставить футбол на крепкую научно-методическую основу, создать систему подготовки игроков, научить тренеров грамотно выстраивать тренировочный и соревновательный процессы. В рамках кафедры спортивных игр сделать это было трудно, возникла идея вычленить из нее дисциплины «Футбол» и «Хоккей». Инициативу поддержали. Приказ об образовании кафедры футбола и хоккея в ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта был подписан 15 октября 1963 года, Люкшинов стал ее первым заведующим.
За несколько десятилетий кафедра подготовила сотни высококвалифицированных специалистов. Имена Германа Зонина, Юрия Морозова, Валентина Быстрова, Николая Пучкова, Вадима Храповицкого, Фридриха Марютина, Станислава Завидонова и многих других выпускников золотыми буквами вписаны в историю отечественного и петербургского спорта. Немалая заслуга профессора Люкшинова в том, что ему удалось изменить отношение общества к футболистам. Если раньше их воспринимали как нагловатых типов, любящих погулять и выпить, то за годы его работы в институте сотни игроков команд мастеров получили высшее образование и профессию. Сейчас футболист без диплома — нонсенс, а тогда многие не понимали, что надо учиться. Такой подход со временем принес свои плоды, в тяжелые для страны восьмидесятые-девяностые выпускники кафедры Михаил Лохов, Вячеслав Булавин, Вячеслав Мельников, Анатолий Давыдов помогли «Зениту» выжить, остаться в элите российского футбола. Они, возглавляя «Зенит», не подвели своего учителя.
Николай Михайлович покинул родной вуз, когда ему исполнилось девяносто, но до конца жизни (он скончался в 2010 году в возрасте 95 лет) держал связь с кафедрой. Здесь его не забывают и свято берегут заложенные им традиции. Ежегодно в память о Люкшинове проходит турнир по футболу, его книгами и методическими разработками пользуются преподаватели и студенты. Жизнь продолжается, а память об этом человеке — вечна.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»