• Правило пяти замен с нами навсегда. Повлияет ли это на футбольный характер?

    Сегодня официально изменилось базовое правило футбола: командам разрешили делать до пяти замен

    01.07.22 20:59

    Правило пяти замен с нами навсегда. Повлияет ли это на футбольный характер? - фото

    Фото: ЕРА / VOSTOCK-Photo

    1 июля в силу вступил ряд новых футбольных правил, утвержденных на последнем заседании Международного совета футбольных ассоциаций (IFAB), прошедшем 13 июня в Дохе.

    IFAB – единственная организация, которая занимается изменениями футбольных правил и имеет право инициировать их. 

    Среди прочего, IFAB на постоянной основе закрепил право команд производить до пяти замен в ходе матча.

    С момента его введения в мае 2020 года, это новшество носило временный характер, и было обусловлено, в первую очередь, заботой о здоровье игроков в разгар коронавирусной пандемии. Предполагалось, что футболисты, лишившиеся части тренировочной практики из-за карантинов, станут более ломкими. 

    Сейчас полный запрет на замены, действовавший в середине прошлого века, кажется просто негуманным. Нечто подобное сегодня трудно и представить, но «благодаря» этому жесткому правилу футбольную летопись украсила не одна история настоящих подвигов на поле.

    «Спорт День за Днем» собрал несколько ярких примеров героизма игроков, которые не просто доигрывали матчи, невзирая на тяжелые травмы, а прокладывали дорогу к большим победам и трофеям.

    НИКОЛАЙ ТИЩЕНКО (сборная СССР)


    Золотые медали на Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне сборная СССР по футболу добыла, одолев югославов в финале со счетом 1:0. Награда, однако, не нашла одного из главных героев – согласно тогдашним правилам, комплект медалей вручался лишь 11 игрокам, которые выходили на поле в матче за золото, а среди них не было Николая Тищенко. 

    Защитник московского «Спартака» под конец основного времени полуфинальной игры с Болгарией получил тяжелую травму – перелом ключицы. Поскольку замены были запрещены, Тищенко, стиснув зубы, продолжил играть.

    «Подбегает он к бровке, я смотрю: а у него красная майка на том месте, где произошел перелом, почти черная от крови, словно огнестрельную рану получил. Отворачиваю его лицо в сторону, чтобы не видел, что там у него происходит, разрезаю ножницами майку – жуткая картина: кожа – в клочья, все в крови и ключица торчит, – вспоминал потом этот эпизод врач сборной СССР Олег Белаковский. – У ребят на скамейке запасных глаза круглые. Все в шоке. Сейчас футболиста с такой травмой прямо со стадиона отвезли бы в реанимацию. А Коля рвется на поле, торопит меня, и я понимаю, что нет такой силы, которая смогла бы его в тот момент остановить… Что делать? Я чуть придавил сломанную ключицу, и она легко встала на место. Плотно забинтовал плечо, прижал руку к туловищу, и он убежал на поле. Сколько нужно было выдержки и мужества иметь, чтобы продолжать борьбу с такой травмой!»

     


    Казалось бы, в таком состоянии спартаковцу в овертайме уготована роль статиста. После того, как болгары на 95-й минуте открыли счет, шансы перевернуть ход матча казались минимальными, но сборная СССР во второй 15-минутке совершила чудо. Эдуард Стрельцов сравнял счет на 112-й минуте, а четыре минуты спустя золото точным ударом принес Борис Татушин. Обе голевых атаки начинал... Тищенко! 

    Несгибаемый защитник отдавался игре без остатка и по окончании карьеры. Жизнь Тищенко оборвалась внезапно на футбольном поле – в мае 1981 года в матче ветеранов в подмосковной Лобне у экс-спартаковца не выдержало сердце. Ему было 55.

    ДЖЕРРИ БЕРН («Ливерпуль»)


    В сезоне 1964/65 «Ливерпуль» в третий раз в своей истории дошел до финала Кубка Англии. Первые две попытки взять трофей закончились неудачей – в 1914 году сильнее был «Бернли» (0:1), в 1950-м «красные» уступили лондонскому «Арсеналу» (0:2).

    В этот раз подопечным Билла Шенкли противостоял «Лидс», для которого это было первое появление в финале. Годом ранее команда Дона Реви вернулась в элитный дивизион и к концу сезона охотилась на дубль – в чемпионате Англии «Лидс» шел ноздря в ноздрю с «Манчестер Юнайтед».

    Финал на переполненном «Уэмбли» начался хуже некуда для «Ливерпуля». Шла седьмая минута игры, когда левый защитник «красных» Берн в столкновении с капитаном «Лидса» Бобби Коллинсом сломал ключицу. Превозмогая боль, Берн в итоге отыграл все 120 минут (!) и стал одним из героев первой кубковой победы «Ливерпуля».

    По истечении основного времени счет оставался ничейным (0:0), а первым ворота соперника поразил форвард мерсисайдцев Роджер Хант, на 93-й минуте замкнувший головой навес Берна. Семь минут спустя Билли Бремнер сравнял счет, а победный мяч забил Иан Сент-Джон на 117-й минуте.

    Все 12 лет своей карьеры Берн провел в «Ливерпуле» и за это время завоевал шесть трофеев: кроме упомянутого Кубка Англии защитник дважды выигрывал чемпионат страны и трижды становился обладателем Суперкубка. Он также входил в состав сборной Англии, выигравшей в 1966 году чемпионат мира. На склоне лет у Берна диагностировали болезнь Альцгеймера, в результате которой он скончался на 77-м году жизни.

    «Я недавно слушал запись радиопередачи про финал Кубка Англии в 1965 году, и Билл Шенкли сказал, что Джерри Берн должен был получить все 11 медалей за то, что он сделал в той игре. Билл говорил, что Джерри был одним из лучших футболистов, которые играли под его началом, и это правда», – вспоминал после смерти Берна его одноклубник, легенда «Ливерпуля» Иан Каллаган.

    К слову, по итогам сезона 1964/65 «Лидс» остался ни с чем – чемпионскую гонку лидеры закончили с одинаковым количеством очков (61), но за счет лучшей разности забитых и пропущенных мячей титул достался «Манчестер Юнайтед».

    БЕРТ ТРАУТМАНН («Манчестер Сити»)


    Уход на фронт добровольцем, взятие в плен в сорок пятом, три года британских лагерей, выход на свободу, отказ от возвращения в Германию – таков был итог Второй мировой войны для немецкого сержанта Берта Траутманна.

    В 1948 году ему предлагали   вернуться домой, но он решил осесть в Англии и не прогадал. Увлечение футболом привело его в любительский «Сент Хеленз Таун», но вскоре голкипер попал «на карандаш» скаутов ведущих английских клубов. 

    Самым настойчивым был «Манчестер Сити» и немец стал новичком «горожан». Его подписание фанаты «Сити» встретили в штыки, с трибун сыпались оскорбления, а на выездах доставалось еще больше от болельщиков команд-соперниц. Выручала поддержка партнеров по команде.

    «В этой раздевалке нет войны!» – приветствовал новобранца капитан «Сити» Эрик Вествуд, который и сам воевал в Нормандии. Окончательно склонить фанатов на свою сторону Траутманн смог благодаря блестящей игре в воротах. Впоследствии он стал одним из самых великих футболистов в истории манчестерского клуба – 15 лет на «Мейн Роуд», 545 матчей и один трофей, зато какой.

    К середине пятидесятых годов XX века «Сити» не знал больших побед почти пару десятилетий, последний триумф был датирован 1937 годом, когда команда впервые стала чемпионом Англии. Шанс пополнить клубные витрины выпал в сезоне 1955/56, когда «горожане» дошли до финала Кубка Англии. В соперники «Сити» достался «Бирмингем», не выдержавший натиска атак манчестерцев, которые к середине второго тайма вели 3:1.

    На 73-й минуте «Бирмингем» провел опасную атаку через Питера Мерфи, который убежал от опекуна и ворвался в штрафную площадь «Сити». Траутманн вышел из ворот и бросился в ноги сопернику. В результате столкновения вратарь остался лежать на газоне без сознания. Мерфи нанес ему сильный удар коленом в шею, и в «Сити» уже подумывали заканчивать вдесятером, с полевым игроком в воротах.

    Несмотря на уговоры медиков уйти с поля, Траутманн настоял на своем и остался в игре, умудрившись еще и сделать пару сейвов до конца матча. При отражении второго удара он случайно столкнулся с одноклубником Дейвом Юингом и от дикой боли вновь рухнул на газон. Физиотерапевту «Сити» во второй раз удалось его «реанимировать» и вскоре прозвучал финальный свисток.

    На церемонии награждения принц Филипп, вручавший медали победителям, сказал Траутманну, что его шея искривлена. Первичный осмотр в лондонской больнице подтвердил то же самое, и лишь три дня спустя врачи в Манчестере поставили точный диагноз – перелом второго шейного позвонка!

    «Железный немец» в итоге был признан футболистом года в Англии по версии футбольных журналистов, и впоследствии отыграл еще восемь сезонов в свитере «Сити».

    В 2004 году Траутманн был награжден орденом Британской империи, а в 2005-м стал первым и пока что единственным немцем, принятым в Зал славы английского футбола. С начала девяностых он жил в Испании, где и скончался на 89-м году жизни в 2013-м.

    ИВИЦА ОСИМ (сборная Югославии)


    «Осим накручивает одного, второго, третьего… Мяч по-прежнему у него, уважаемые радиослушатели, очередной дриблинг Осима, и еще один, и еще… пока соперники мяч не отнимут, предлагаю вам послушать музыку на нашей волне» – эти слова прозвучали в эфире в ходе трансляции одной из игр сараевского «Железничара» в середине шестидесятых, на пике футбольной славы Ивицы Осима.

    Согласно легенде, трансляция действительно прервалась и эфир заполнили звуки вальса Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». За долговязым блондином с восьмеркой на спине в итоге закрепилось прозвище «Штраус с Грбавицы» (Грбавица – район Сараево, в котором расположен одноименный стадион столичных «железнодорожников»).

    Осим был одним из лучших атакующих полузащитников в истории югославского футбола, а его фирменный дриблинг стал притчей во языцех – мяч словно приклеивался к голеностопу пока «Штраус», невзирая на свои 189 см роста, изящно лавировал между защитниками соперника. Дриблинг, вкупе с шикарным видением поля, умением отдать тонкую передачу и эффектно забить самому, стал его визитной карточкой.

    На чемпионат Европы 1968 года югославы привезли команду, претендовавшую на трофей, а Осим был одной из ее ярчайших звезд. В финальной части сражались только четыре сборные, соперником югославов в полуфинале был действующий чемпион мира, сборная Англии.

    Уже на шестой минуте они остались вдесятером – Роджер Хант грубо сыграл против Осима и хавбека унесли с поля, чтобы оказать помощь. Минут через пять он вернулся в игру, превратившись, по сути, до конца матча в статиста на правом фланге. Благодаря единственному мячу, который под занавес матча забил Драган Джаич, сборная Югославии вышла в финал, но в борьбе за трофей Осим помочь не смог – травма оказалась слишком серьезной.

    Несмотря на это, «Штраус», блестяще выступавший в отборочном цикле, был включен в символическую сборную Евро-1968. Чемпионами континента стали хозяева турнира итальянцы, лишь в переигровке финала одолевшие Югославию.

    С Италией связан и один из крупнейших тренерских успехов Осима. Под его руководством сборная Югославии вышла в 1990 году в четвертьфинал чемпионата мира, в котором лишь в серии пенальти уступила действующему чемпиону, сборной Аргентины. «Гаучос» во главе с Марадоной ни после двух часов игры не смогли вскрыть югославскую оборону, хотя c 31-й минуты имели численное преимущество после удаления Шабанаджовича.

    Осим-тренер яркий след оставил и в Австрии, Японии и Греции, выигрывая трофеи в каждой из перечисленных стран с не самыми сильными клубами. В 2007 году боснийский специалист перенес в Японии тяжелейший инсульт и только чудом остался жив.

    Смерть настигла его 1 мая 2022 года в австрийском Граце, где Осим проживал последние несколько лет.

    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»