• Председатель Объединения отечественных тренеров Михаил Гершкович: Сверху вниз и снизу вверх Экспертиза

    05.02.08 16:03

    Председатель Объединения отечественных тренеров Михаил Гершкович: Сверху вниз и снизу вверх Экспертиза - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Пока одна категория наших граждан преклонялась перед всем западным, а вторая рьяно выступала за чистоту собственной национальной культуры, третья, самая многочисленная, уже несколько веков посматривала на спор со стороны. «Западники» и «славянофилы» остаются и сейчас, споры не прекращаются, вырастая иной раз до размеров нешуточной склоки. Собака лает, а караван идет. О вреде заимствований в русском языке написаны целые тома, а мы все равно говорим «консенсус» вместо «согласие», «паритет» вместо «равенство» и даже «бенди» вместо «русский хоккей».

    Россия не родина слонов, а футбола и подавно. Было время, когда и на нашей улице случались праздники, но то — прошлое. К сожалению, по футбольным меркам — далекое. Первыми потеряли доверие к отечественным асам тренировочного процесса хозяева клубов. Некоторое время потасовав затертую до дыр колоду, они с началом нового века обратили взоры за кордон. «Заграница нам поможет», — решили руководители и распахнули двери, в которые в наш футбол вошли Властимил Петржела, Невио Скала, Артур Жорж, Ролан Курбис, Ярослав Гжебик, Иво Вортманн… и, наконец, два голландских триумфатора — Дик Адвокат и Гус Хиддинк.

    Каждый из них прибывал в чуждые пределы со своим эскортом: помощниками, специалистами по физподготовке и т. д. Оно и понятно — всегда лучше опираться на проверенные кадры. Одни, пообвыкнув, оставались надолго. Другие, так и не приспособившись к суровым российским реалиям, отправлялись восвояси. Но процесс пошел, и его уже не остановить. Сегодня иностранцы в тренерских штабах и среди обслуживающего персонала — дело обыденное. Своих специалистов узкого профиля мы не готовим, чему же тут удивляться. Хотя, конечно, слова «доктор-легионер» или «массажист-легионер» по-прежнему режут слух.

    Объединение отечественных тренеров со дня основания видит одной из главных своих целей защиту интересов российских специалистов. Поэтому, когда мы обращались к председателю ООТ Михаилу Гершковичу по поводу обилия иностранцев «в подсобном хозяйстве российского футбола», ожидали услышать гневную обличительную речь. Признаться, Михаил Данилович удивил.

    Что имеем — не храним

    — В целом отношусь к приглашениям из-за рубежа отрицательно, — сказал Гершкович корреспонденту «Спорта». — И все же здесь нужен дифференцированный подход. Одно дело, когда приезжают тренеры с именем, авторитетные, способные передать свой опыт. Или, например, по таким специальностям, по которым у нас в стране кадры не готовят. Имею в виду в первую очередь тренеров по физподготовке. Футбол развивается, движется вперед, а мы в этом отношении значительно отстали.

     

    — Неужели это такой большой дефицит в России?
    — Представьте себе, да. Потому что нужно учитывать чисто футбольную специфику. Здесь не смогут работать тренеры легкоатлетов, боксеров или гребцов. Все сугубо индивидуально и не на глазок, как раньше, а опирается на самые современные методы диагностики.

    — Вы же сами не раз говорили, что итальянцы, немцы, французы используют методики Валерия Лобановского...
    — С тех пор много воды утекло. Европа шагнула вперед, обогатила полученный опыт, поставила изучение процесса на научную основу, а мы все это время топтались на месте и даже растеряли то, что было.

    Гастарбайтеры бывают разные

    — Но ведь и иностранцы не панацея. Они приезжают на заработки, получают деньги, уезжают…
    — Согласен, поэтому необходимо ликвидировать пробел в корне — готовить и менеджеров, и администраторов, и селекционеров, и врачей. Возможно, как раз зарубежные специалисты нам в этом и помогут. Например, генеральный директор киевского «Динамо» Резо Чохонелидзе пригласил в команду итальянского тренера по физподготовке Винченцо Пинколини с условием, что тот будет не только работать с командой, но и вести на Украине соответствующие курсы.

    — У нас такого нет?
    — Пока нет, но мы планируем в ближайшем будущем создать трехуровневые центры подготовки, где начнем готовить футбольных специалистов всех профилей. Как всегда, все упирается в финансирование.

    — В ЦСКА больше года работает Паулу Пайшау. Но команда в прошлом сезоне «не бе­жала»…
    — Не бежала она потому, что армейцев преследовали травмы и ряд игроков постоянно лечился. Соответственно, на других выпадали повышенные нагрузки. В квалификации тренера сборной Бразилии, надеюсь, ни у кого сомнений нет. Думаю, в ЦСКА внимательно изучают опыт Пайшау. Даже если он уедет, наработки останутся.

    Госпошлина на ввоз

    — Хотите сказать, что в нынешних условиях импорт тренеров — выход из положения?
    — Главное — не столкнуться с элементарным шарлатанством. К тому же и в России есть люди, освоившие тонкости этой профессии. Повторюсь, можно понять, а в некоторых случаях даже одобрить приглашение тренеров по физподготовке. Но я абсолютно не приемлю, когда иностранцы работают массажистами, физиотерапевтами или врачами. Особенно врачами, ведь здесь нужно быть не только травматологом или терапевтом, но еще и тонким психологом. Без знания языка, менталитета не обойтись. Сейчас мы, кстати, подготовили книжку по функциональной диагностике под редакцией Зураба Орджоникидзе и Владимира Павлова. Она призвана помочь докторам, работающим в клубах.

    — Может, все-таки есть резон ввести лимит не только на футболистов-легионеров?
    — Мы не можем запретить хозяевам клубов брать на работу того, кто им больше нравится. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. Но немного упорядочить этот процесс все же можно.

    — Вы говорите о вызвавшем бурные дискуссии предложении о введении налога на тренеров-иностранцев?
    — Это распространенная в Европе практика. Берете зарубежного тренера — будьте добры перечислить определенную сумму в национальную федерацию. Эти деньги пошли бы на подготовку собственных специалистов. Ведь вводит же государство пошлины на ввоз импортных автомобилей, чтобы поддержать отечественного производителя. К сожалению, наше предложение так и не было принято. Вряд ли это удержало бы руководителей «Луча» и «Амкара» от заключения контрактов с малоизвест­ными выходцами из Югославии. Но возможно, заставило бы лишний раз задуматься.

    — И все же — когда нам ждать прорыва в процессе подготовки кадров?
    — Задачу необходимо решать комплексно. Повысить уровень преподавания в ВШТ, увеличить с года до двух лет срок обучения. Видим же, что нередко у нас тренеры выпускаются сырыми, не до конца готовыми к самостоятельной работе. Кроме того, необходимы центры подготовки. Как только начнем серьезно работать в этих направлениях, появятся результаты. Главный тезис должен быть таким: методика — сверху вниз, таланты — снизу вверх. 

    В Европе 

    Двери открыты для всех

    Система подготовки кадров в России и Европе, как и вообще футбольная культура, различаются, словно небо и земля. Федерации крупнейших футбольных держав, будь то Италия, Испания, Англия, Германия, предлагают огромное количество курсов — начиная с тренерских и заканчивая подготовкой спортивных директоров. Главное требование, которое, в частности, предъявляет Футбольная ассоциация Англии новым главным тренерам, — возраст от 16 лет.

    И если в любой группе тренерских курсов ВШТ можно встретить с десяток всем известных лиц — это бывшие футболисты, то публика, идущая на аналогичные занятия в Европе, очень разношерстная. Прежде всего в связи с немыслимой доступностью обучения (к примеру, английская ассоциация берет за обучение на начальном тренерском уровне всего 100 фунтов). На такие курсы идут даже из простого интереса поближе познакомиться с футболом и тренерской работой.

    Конечно, обучение на спортивного директора будет стоить гораздо больше. Но и здесь цифры не выглядят заоблачными. Те же англичане готовы предоставить экспресс-курс за 1000–1500 фунтов. А вот со специалистом по физической подготовке или врачом все гораздо сложнее. С улицы прийти не получится, нужно иметь первое медицинское образование. Впрочем, английская система построена на самостоятельном обучении и постоянной практике. Вводные курсы на две-три недели предполагают, что в дальнейшем выпускник найдет себе место работы в любительской команде и, лишь набравшись опыта там, будет претендовать на следующую ступень обучения.

    Испанцы используют комплексный подход. Их курсы длятся по шесть месяцев, правда, и стоят дороже — от 850 евро. Такая же система у итальянцев. В любом случае обучение специалистов в Европе поставлено на поток. Именно поэтому в сильнейших футбольных чемпионатах так мало иностранных специалистов. Если не брать тренерский штаб, то их просто единицы. И единственное исключение — италь­янские физиотерапевты, считающи­еся лучшими в Европе.

    Сравнительный анализ тренерских штабов команд из ведущих европейских чемпионатов показывает, что иностранцев в них мало, а если не брать в расчет тренеров и их помощников, которых те зачастую привозят с собой, то можно сказать, что их и вовсе нет. В Германии и Испании ситуация двоякая. С одной стороны, аргентинец на Пиренеях или швейцарец на немецкой земле, конечно, иностранцы. Но объединенные общим языком, культурой, а зачастую и не одним десятком лет профессиональной карьеры, они уже давно считаются своими. В Англии сложнее. Стоит ли считать иностранцем шотландца или валлийца? Если да, то легионеров там добрая половина. Если нет, то их практически не сыскать.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»