• Президент Детской футбольной лиги Виктор Горлов: Миссия выполнима

    03.06.08 23:06

    Президент Детской футбольной лиги Виктор Горлов: Миссия выполнима - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Позавчера, 1 июня, был День защиты детей. Вроде как незаметный и совершенно ненавязчивый праздник (не праздник даже, а просто кем-то правильно придуманный день), который не принято отмечать салютами и демонстрациями. Это и нормально: как известно, все добрые дела делаются в тишине.

    Виктор Горлов защищает наших с вами детей вот уже пятнадцать лет подряд. Он придумал, создал, «раскрутил» Детскую футбольную лигу и живет ее заботами по сей день, не заработав при этом ни славы вселенской, ни больших денег. Хотя, вне всяких сомнений, заслуживает и того, и другого, и вообще много чего еще.

    Но это теория, а практика утверждает, что четверо воспитанников ДФЛ — Александр Анюков, Денис Колодин, Юрий Жирков и Роман Адамов — включены в официальную заявку сборной России, которой ровно через неделю начинать свой путь на чемпионате Европы; еще десятка три (или около того) футболистов защищают нынче цвета клубов премьер-лиги.

    Если все это не повод сказать Виктору Николаевичу, которому 24 мая исполнилось 55 лет, огромное и искреннее спасибо, то когда же он появится?

    Вне времен и вне границ

    — Особенность сезона ДФЛ, насколько известно, в том, что он не имеет временных границ.
    — Это правда, межсезонья в детском футболе нет. Мы начинаем в январе и заканчиваем в декабре.

    — Понять не могу: как можно сверстать правильный календарь при таком обилии событий? Во взрослом футболе все на годы вперед расписано, а толкового национального календаря не существует.
    — У нас немножко другая специфика, и календарь верстается как бы сам собой. Есть турниры, которые живут своей жизнью и будут жить всегда, независимо от нашего в них участия; есть соревнования, проходящие в традиционные сроки; поступают свежие предложения. И все потихоньку складывается в общую мозаику. И потом, не нужно думать, что мы в ДФЛ с утра до вечера занимаемся организацией каждого из мероприятий. Слава богу, за 15 лет лига заработала имя, у нас много друзей и соратников по всей стране. Работа отлажена, процесс идет. Нередко мы, в сущности, просто ставим галочки в свой рабочий план: дело сделано, турнир прошел.
    Мне кажется, неправильно гнаться за массовостью как таковой — давать цифру, что называется. Но важно понимать: количество турниров, количество их участников — это главный показатель того, что в детский футбол вкладываются деньги. А значит, он живет, дышит и растет.

     

    — Раньше ведь, помнится, проходил чемпионат ДФЛ, а теперь сезон состоит из череды непрекращающихся турниров.
    — Да, все верно. Наверное, лига выполнила свою миссию, ликвидировав «черную дыру», закрыв собой вакуум 90-х годов, когда для мальчишек, мечтающих о футболе, в стране не было буквально ничего. Ну а потом, когда жизнь стала налаживаться, естественным образом возникли или даже возродились различные соревнования под эгидой РФС. А наш чемпионат автоматически развалился. Но найти другую нишу было несложно, потому что желания играть в футбол всегда больше, чем возможностей.
    Это нужно видеть: в марте в двух наших турнирах, которые традиционно проводятся на побережье Черного моря, участвуют около 180 команд. Фантастическое зрелище!

    — Сколько за год насчитаем дэфээловских турниров, если брать на круг? Просто для статистики…
    — Вы не удивляйтесь, но в 2008-м только под эгидой РЖД мы проводим 117 турниров. Невероятно, да? Но это факт.

    — Это какая же тьма соревнований набежит за 15 лет? Тысяча? Пора заявку в Книгу рекордов оформлять.
    — Тысячи, может, и не будет, но более семисот — точно. Наверное, в среднем турниров пятьдесят за год мы все это время проводили, вот и умножайте. А в нынешнем сезоне у нас прорыв — их будет в итоге порядка 150.

    Провожая сборную

    — На чемпионат Европы едут четыре человека, вскормленных с руки ДФЛ…
    — Да, но Юру Жиркова я маленьким не очень хорошо помню, к сожалению. А Роман, Денис и Саша у нас в лиге выросли. Когда заходит речь про ДФЛ, у них сразу глаза загораются, можете в любой момент проверить. Наш первый возраст, которым лига занялась вплотную, были года 1982-й и 1983-й; вот как раз они сейчас в самом расцвете. Самые любимые, самые дорогие. Первые наши дети.
    Кстати говоря, и Леонид Слуцкий, которого сегодня называют одним из самых перспективных российских тренеров, вырос в турнирах ДФЛ. Когда лига только-только образовалась, 23-летний Леня предпринял все усилия, чтобы волгоградская «Олимпия» в нее заявилась. Он пришел к Николаю Николаевичу Чувальскому, начинающему и уже успешному бизнесмену, и сказал, что пора выходить в свет. Чувальский приехал в Москву и захотел заявиться сразу в высшую лигу — а у нас тогда и высшая была, и первая. Пытался на меня давить, уговаривал так и сяк, но пришлось все же начинать с первой. И Слуцкий стал собирать пацанов. Колодина, скажем, нашел в Камышине, Адамова — в Белой Калитве. У Леонида Викторовича вообще, если вдуматься, результат как у детского тренера совершенно уникальный: тринадцать человек из команды, которую он вел с младшего возраста, играют сегодня по мастерам. На разных уровнях, но играют. Это фантастическое качество работы, его еще предстоит оценить. Такого просто не бывает. В России по крайней мере.

    — Можно сказать, что те, кто сегодня едет на чемпионат Европы, уже в детстве чем-то выделялись?
    — У всех динамика разная была. Но если очень захотеть, то можно, пожалуй. Адамов, например, всегда выделялся фактурой и забивал много. Колодина с детства помню таким вальяжным мальчишкой, спокойным, неторопливым. У него, кстати, были в свое время очень серьезные проблемы с мениском. Благо все обошлось.
    Анюков запомнился с первого же матча, тем более что дебютный чемпионат ДФЛ проходил в Самаре, а «Самарец», за который он играл, был, наверное, первым част-ным клубом в России. Все следили за «Самарцем» очень внимательно, и я в том числе. С клуба, кстати, потом те, кто хотел, сняли неплохой урожай. Биографию Анюкова все знают, а есть ребята, его одноклубники, которые играют в первой лиге, во второй. Человек пять минимум.
    А Сашку я вот еще по какому случаю помню. В 1996 году один из финальных турниров ДФЛ проходил в Орехове-Зуеве. Холод дикий, дождь лупит, поле — сплошная грязная лужа. И все смотрят на маленького злющего пацанчика, который бьется, как львенок, на своем правом фланге, выгрызает все мячи, летит в подкаты, падает в лужи, по воротам бьет. Ну просто танк какой-то! Невероятно мобильный! А призы все у нас уже расписаны, как это обычно бывает — по командам, чтобы никому не обидно было. И так получается, что маленький Анюков, производящий буквально неизгладимое впечатление на всех, в том числе на Евгения Ловчева, который должен вручать призы, остается без личных наград. Это было просто нечестно. Я в перерыве помчался в магазин, купил что-то пригодное для церемонии, мы придумали номинацию «Самому мужественному игроку» и отдали ее Анюкову. Он всегда вне конкуренции по этому показателю был. И сейчас таким же остался, на мой взгляд.

    Таланты и поклонники

    — Вокруг юных да способных всегда крутится много странных людей, так или нет?
    — Вы агентов имеете в виду?

    — Агентов. «Жучков». Криминал.
    — Как-то я со всеми этими людьми не пересекаюсь. Не мой круг общения. Знаю одно: они ДФЛ должны в ноги кланяться. Просто за то, что мы есть. За то, что мы дарим им свежий, готовый к употреблению хлеб. Будь я на их месте — собрал бы деньги, пришел в ДФЛ и сказал: «Ребята, вы нам столько талантов открыли, столько денег позволили заработать на ровном месте! Давайте турнир какой-нибудь проведем на наши деньги, что ли. Турнир имени агентов». В общем, меня никто не трогает и проблем лишних не создает. Все знают: ДФЛ не занимается бизнесом, она не торгует детьми. Может быть, я все эти пятнадцать лет неправильно с точки зрения бизнеса развивал лигу. Наверное, нужно было ставить ее на финансовые рельсы. Например, так: появился в клубе игрок, который прошел через горнило ДФЛ, — сделай отчисление в пользу лиги. Для других детей, которые потом тоже придут в клуб.

    — Ну это системный вопрос. Он решается как минимум на уровне президента РФС.
    — Наверное. Зато сегодня с чистой совестью я могу сказать: за 15 лет мы не потратили ни одной государственной копейки. Ни единой. Никогда. Все средства, которыми оперировала ДФЛ, — частные, привлеченные, невыпрошенные деньги. У нас были разные времена. Был период, когда мы вообще загибались и жили только за счет взносов команд. Было время, когда нас два года подряд спасал Пал Палыч Бородин. Был дефолт, который едва не разрушил страну и ДФЛ вместе с ней…
    Но с 2001 года, когда нам стал помогать ЛУКОЙЛ, ДФЛ дышит ровно. Мы стали нормальной, стабильно функционирующей организацией.

    Чтобы помнили

    — Как считаете, можно в наших условиях представить себе такую картину: условный миллионер стелет восемь-десять полей и дарит их детям, не имея в виду получить потом прибыль или дивиденды от властей? Вот просто следует велению сердца.
    — Таких альтруистов нет. Я давно обратил внимание: чем богаче становятся люди, связанные с футболом, тем больше они охладевают именно к детскому футболу. Находятся другие интересы, другие сферы инвестиций, новые партнеры — и человек, который еще вчера был твоим соратником, становится далеким и чужим. Возможно, это объективное явление, закон развития бизнеса. Не знаю.
    Но я знал одного человека, который не подчинялся общим правилам. Юрий Коноплев его звали. Мужик сделал самого себя и совершил много добрых дел. Бывший военный, молодой, амбициозный, богатый, решительный и понимающий, что к чему в этом мире, парень. Он создал в Тольятти школу, которая по материально-техническим условиям до сих пор считается лучшей в России. Собрал сотню с лишним детей со всей России, по-строил интернат, постелил искусственные и естественные поля, отгрохал восстановительные центры — сделал все, чего только детская душа пожелает…

    — Трудно поверить, что бескорыстно.
    — Я его тоже поначалу воспринимал с этой точки зрения. А потом поверил, что человек болеет не за себя и свои капиталовложения, а именно за страну, за Россию. Это трудно объяснить словами, но смысл всей гигантской работы был именно таков. Юра вынашивал идею фикс, которую он для себя сформулировал так: в 2012 году сборная России, собранная на базе его воспитанников, должна стать чемпионом Олимпийских игр. И уверенно шел к этой цели, я вам скажу. Сборная Колыванова, которая выиграла чемпионат Европы, — сколько там тольяттинских было ребят? Шесть человек. Полкоманды.
    Юра умер два года назад в расцвете сил. Ему, по-моему, и сорока еще не было.

    — Но дело-то его живет?
    — Конечно. В Тольятти и сегодня все в порядке. А вообще я для себя вывел вот какую закономерность: взрослые футбольные люди помнят все, а дети, пока они еще дети и не должны о чем-то таком высоком думать и кого-то без конца благодарить. ДФЛ — значит ДФЛ, «Кожаный мяч» — ну что ж, отлично, чемпионат города среди СДЮСШОР — супер! Мальчишкам по большому счету все равно, где играть, — лишь бы играть. Они вспомнят все и скажут спасибо потом, когда станут взрослыми, вот какая штука. Ну и слава богу. Так и должно быть.

    Кстати

    В соревнованиях ДФЛ команды всегда участвуют только на добровольной основе, сюда никого за руку не тянут. В отличие от большинства официальных детских соревнований, где все происходит по требованию: не хочешь — заставим. Быть может, поэтому в ДФЛ царит по-настоящему творческая, семейная атмосфера: здесь нет ни начальников, ни подчиненных, а с тренеров, как правило, не спрашивают за результат.

    Дословно

    — Чаще всего из футбольного детства вспоминаю первые золотые медали чемпионата ДФЛ. В 1994-м мы обыграли «КамАЗ» — 2:0, а я забил один из мячей. За победу мы получили путевку на международный турнир в Италию. Я все медали детские храню. И почетное удостоверение «Мастер ДФЛ» тоже: для нас было огромной радостью получить кубок или медаль. О чемпионатах Детской лиги у меня остались самые теплые воспоминания. — Александр Анюков, защитник «Зенита» и сборной России, обладатель Кубка УЕФА, участник предстоящего чемпионата Европы

    Факт

    В 2007 году лауреатом премии «Первая пятерка», ежегодно вручаемой ДФЛ лучшему молодому футболисту премьер-лиги (20 лет и моложе) по итогам сезона, стал полузащитник «Динамо» и молодежной сборной России Кирилл Комбаров. Первое место динамовцу присудили 28 из 100 голосовавших специалистов. В предыдущие годы обладателями награды становились зенитовцы Александр Кержаков (2002) и Владимир Быстров (2003), полузащитник «Локомотива» Динияр Билялетдинов (2004), голкипер ЦСКА Игорь Акинфеев (2005) и защитник «Спартака» Роман Шишкин (2006).


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»