• Президент донецкого «Шахтера» Ринат Ахметов: Хочу и дальше прославлять «Шахтер»

    19.08.06 15:59

    Президент донецкого «Шахтера» Ринат Ахметов: Хочу и дальше прославлять «Шахтер» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    – Девушка, а вы из какого издания? – в пресс-центре РСК «Олимпийский» в Донецке во время празднования 70-летия «Шахтера» меня остановила одна киевская журналистка.

    – Из Санкт-Петербурга, из «Спорта», – отвечаю. – А что?
    – Да просто вам Ахметов интервью дал эксклюзивное, а он этого практически никогда не делает…

    Действительно, за два дня в Донецке я ни разу не видела, чтобы Ринат Леонидович, по слухам самый богатый человек Украины, разговаривал с кем-то из журналистов тет-а-тет. В режиме постоянного брифинга, когда каждый представитель прессы может задать по два-три вопроса, Ахметов находился почти все время, но один на один – ни с кем. Меня тоже уверяли, что вряд ли удастся поговорить с президентом «Шахтера», однако…

    Суперсовременная база в поселке Кирша под Донецком. Толпа журналистов, прибывших туда на экскурсию на пяти автобусах, окружила Ахметова плотным кольцом. Я подошла к нему двумя мгновениями раньше. Мы обменялись рукопожатиями.

    – Ринат Леонидович, я специально приехала из Питера на ваш праздник, не уделите мне несколько минут после экскурсии?
    – Да, конечно, уделю.

    И уделил. Подошел ко мне после экскурсии, улыбнулся и протянул руку.

    – Так куда мы пойдем беседовать?

    Указываю на кресла у окна. И вот она, наша беседа.

    Слезы катились вновь и вновь

    – Ринат Леонидович, какие чувства вы испытываете от того, что успехи «Шахтера» в последние годы связаны именно с вашим именем?
    – Когда на праздничном концерте показывали некоторые отрывки фильма о «Шахтере», о том, как это было 50 лет назад, 60 лет назад, какие игроки были, тренеры, болельщики, когда места не было на терриконе рядом со стадионом – это все захватывает... У меня наворачивались слезы на глаза. И я подумал: не дай бог меня сейчас пригласят на сцену. А после того как мой большой друг Игорь Крутой исполнил свою композицию «Я закрываю глаза» и весь стадион загорелся огнями… Я сегодня утром посмотрел этот момент в записи пять раз, и у меня вновь катились слезы… Все это было настолько трогательно. Этот клуб любили более полувека, я им руковожу только десять лет. И стараюсь вывести его на качественно новый уровень. И верю, что мы это сделать сумеем. Я испытываю гордость, что возглавляю именно шахтерский клуб.

    – Всем ли вы довольны на данный момент? Или есть что-то, что нужно подтянуть и подправить?
    – Ой, недостатков очень много. Вы знаете, хорошее как-то не замечаешь, а вот узких мест, над которыми надо работать, очень много. Мы хотим всегда играть в групповом турнире Лиги чемпионов! Мы хотим добиваться хороших результатов в Европе. А пока это не всегда получается.

     

    – Как у вас складываются отношения с президентом национальной федерации Григорием Суркисом? Действительно ли существует какая-то конфронтация, о которой все время говорят?
    – Суркисы боготворят киевское «Динамо» и все делают для развития этого клуба. Я люблю донецкий «Шахтер» и делаю все для него... С другой стороны, мы всегда может обсудить и решить все вопросы. То есть у нас нормальные конструктивные взаимоотношения.

    Бышовец болеет за «Шахтер»

    – Журналисты вас называют грозой тренеров. Якобы Бышовцу предписали как можно быстрее покинуть Донецк… Прокомментируете это как-нибудь?
    – Анатолий Бышовец приехал в Донецк в апреле 1999 года – я назначил его главным тренером «Шахтера». Мы с ним хотели подписать контракт на два года. И вроде бы уже договорились. Потом я повез его сюда, в Киршу, а тогда еще была старая база, шла стройка новой... Еще и погода была не очень хорошая, слякоть, все протекало на старой базе, условия ужасные. Он посмотрел, задумался: «Ну давайте мы сначала подпишем с вами контракт на полгодика, а если вы выполните все свои обязательства, то продлим контракт еще на полтора года». Я говорю: «Пожалуйста, нет вопросов». И так получилось, что мы проработали с ним полгода, он оставил хороший след в донецком «Шахтере», у нас с ним сохранились дружеские отношения. Мы созваниваемся... Когда играем, Бышовец болеет за донецкий «Шахтер», желает нам успеха. Точно так же и мы желаем успеха Анатолию Федоровичу.

    – А как проходило расставание с итальянцем Невио Скалой?
    – Вы сами видели, мистер Скала был на празднике «Шахтера» и у него блестели слезы на глазах, он вспоминал те минуты, когда мы с ним выиграли чемпионат Украины впервые в истории клуба.

    – Как вы воспринимаете критику того, что в команде очень мало украинских игроков, а большинство – легионеры?
    – К критике всегда нужно относиться с уважением и пониманием. Во-первых, раз нас критикуют, значит, на нас обращают внимание. Во-вторых, критика помогает увидеть узкие места. Вопрос в том – согласиться с ней или не согласиться. Но обижаться на критику нельзя. К ней нужно относиться конструктивно, извлекать из нее выгоду. Что касается украинских футболистов, то здесь я не согласен, потому что и в других клубах я их тоже особо не вижу. Значит, дело не в легионерах, а в учебно-тренировочном процессе, в подготовке молодежи. Именно на это надо обратить внимание и исправить. Кажется, и у российских клубов схожие проблемы?

    – Большое количество бразильцев в клубе – это политика или селекционная служба так сработала случайно?
    – Бразильские футболисты, я думаю, украсят лучшие клубы мира и Европы. И то, что бразильцы умеют играть в футбол, знают все. У нас очень качественные бразильцы, которые хорошо известны в своей стране, и они оставили родину, приехали к нам, помогают нам преодолевать препятствия, добиваться результата, прославляют город и страну на европейской арене. Я им за это благодарен. Все игроки команды – будь то бразилец или румын, чех, серб или украинец – все они находятся в моем сердце.

    – Как вам удается удерживать в команде Анатолия Тимощука? Если верить украинским СМИ, капитана оранжево-черных ангажируют многие европейские клубы…
    – У меня был разговор с Толиком, и я ему сказал, что, если поступит серьезное предложение из Италии, Испании или Англии, я готов его отпустить, готов пойти ему навстречу.

    – В России были разговоры о том, что «Шахтер» интересуется Максимом Калиниченко...
    – Максим – очень хороший футболист. И после чемпионата мира многие клубы начали им интересоваться. На сегодняшний день он игрок «Спартака», но мы, конечно, будем за ним наблюдать. И если совпадут желания футболиста и наше, а «Спартак» отпустит его, то мы будем рассматривать этот вопрос.

    Мне со всеми тренерами легко

    – Вы знакомы с кем-нибудь из президентов европейских клубов?
    – На празднике «Шахтера» был президент московского ЦСКА Евгений Гинер, Валерий Филатов прислал поздравление из «Локомотива», как и многие другие президенты. Со всеми у меня нормальные дипломатические отношения.

    – Бывает ли, что игроки не приживаются в «Шахтере», и если да, то по какой причине?
    – Конечно, бывает. Когда мы приглашаем футболиста – это всегда риск. Он может подойти команде, а может и не подойти. Это не значит, что он игрок не того уровня, просто это может оказаться не его команда. Может быть, он почувствовал себя скованно или не выдержал конкуренции... Причин много. А в другом клубе он смог проявить свои лучшие качества и находится в лидерах команды. Все бывает.

    – Сами про себя что скажете – вы скорее демократ или диктатор?
    – Я демократ (улыбается).

    – С кем из тренеров вам работалось проще всего?
    – Со всеми тренерами мне было легко. И с Валерием Яремченко, и с Анатолием Бышовцем, и с Виктором Прокопенко, и с Невио Скалой, и с Берндом Шустером, сейчас работаю с Мирчей Луческу. Он подтвердил свою высокую квалификацию в Турции – выиграл с «Галатасараем» чемпионат, после этого выиграл его еще раз с «Бешикташем». То есть он оставил после себя в Турции добрую память. Я его пригласил в «Шахтер», и здесь Луческу уже дважды выиграл первенство Украины. Я верю в него как в специалиста, с этим тренером мы выйдем на качественно новый уровень, хорошо проявим себя в Европе.

    «Зенит» Петржелы демонстрировал вкусный футбол

    – За счет чего все-таки в прошлом году вам удалось ликвидировать пятиочковое (!) отставание от «Динамо»? Ведь это довольно большой отрыв.
    – Наверное, за счет того, что наши болельщики очень хотели нашей победы. Я вам так скажу: когда стадион полон, это говорит о том, что болельщики ждут от команды золотых медалей. Если стадион пустой – значит, ваш результат никому не нужен. Для нас результат – это золотые медали чемпионата Украины. Поэтому именно болельщики в трудную минуту помогают команде и заставляют ее преодолевать те препятствия, что возникают и будут возникать у нас на пути. Одним словом, мы выиграли золотые медали благодаря поддержке болельщиков.

    – Вы говорите на украинском языке? Чувствуете ли себя гражданином Украины? Или все-таки гражданином мира?
    – Я гражданин Украины, конечно, и гражданин мира. А разговариваю я на русском. Украинский же обязательно выучу.

    – Что скажете о выступлении сборной Украины на чемпионате мира?
    – Очень хороший результат. То, что мы оказались в восьмерке сильнейших, говорит само за себя. Здесь комментарии излишни.

    – Как вы думаете, какое бы место занял «Шахтер» в чемпионате России?
    – Мы боролись бы только за золотые медали. Российский чемпионат мне очень нравится. Мы не знаем, кто в этом году его выиграет, потому что за золото сейчас борются сразу несколько команд – ЦСКА, «Спартак», «Локомотив»… «Зенит» сейчас выступает неважно, смена тренера сказывается. Но вообще, мне очень нравился «Зенит» в прошлом году при Властимиле Петржеле, он играл в такой вкусный атакующий футбол. Да и в еврокубках выступал хорошо – обыграл «Марсель»... А еще «Зенит» мне по душе тем, что в Петербурге всегда полный стадион. Город любит команду.

    – Как и у вас в Донецке.
    – Да, и это очень важно (улыбается). Невозможно добиться успеха, если команда никому не нужна.

    Донецк-Петербург

    В тему

    День рождения по-донецки

    В прошлые выходные президент донецкого «Шахтера» Ринат Ахметов принимал в своем родном городе гостей. Повод был внушительный – 70-летний юбилей клуба.

    Масштабы праздника соответствовали поводу, одних журналистов в столицу Донбасса съехалось человек сто. Основная масса, конечно, из Киева. Видимо, представители столичной прессы не понаслышке знали, какие приемы умеет устраивать президент «Шахтера»… Донецкие же, которых было намного меньше, нещадно глумились над киевской тусовкой за стремление той показать свое столичное происхождение. Журналистов из России можно было пересчитать по пальцам одной руки: два телекомментатора, один из которых приходится Ахметову давним другом, редактор одного гламурно-спортивного журнала и ваша покорная слуга.

    Кульминацией праздника должен был стать концерт на площади Ленина – центральной в городе, но из-за гибели шахтеров в Луганской области действие пришлось отменить. Тем не менее и без него впечатлений хватило. Во-первых, был чудный торжественный вечер на стадионе «Шахтер», где «зажигали» такие монстры эстрады, как Людмила Гурченко, София Ротару, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Ирина Аллегрова… Был еще Александр Градский, который заставил зрителей плакать, был Игорь Крутой, под чью удивительно лиричную композицию весь стадион засверкал огнями зажигалок…

    На следующий день Ринат Ахметов пригласил журналистов на базу клуба в поселок Кирша. Несмотря на немыслимое пекло, президент лично провел экскурсию по необъятных размеров базе. Журналистам осталось только позавидовать игрокам «Шахтера» – такие условия для подготовки найдешь не в каждой футбольной державе.

    Последним официальным аккордом праздника стал пресс-брифинг с директором футбольной академии «Шахтера» Хенком фон Стеем. Голландца выслушивали долго и внимательно. Записав в блокноты тайны воспитания молодежи, киевские журналисты улетели домой, а донецкие остались дома – ждать ответного матча квалификации Лиги чемпионов с польской «Легией»…

    Праздник закончился.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»