• Президент и главный тренер «Алании» Валерий Газзаев: «Независимость — главное в профессии»

    Персона

    19.01.13 15:56

    Президент и главный тренер «Алании» Валерий Газзаев: «Независимость — главное в профессии» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Один из  мастодонтов российского тренерского цеха уже почти месяц выступает сразу в трех ипостасях. Помимо клубных забот Валерий Георгиевич представляет интересы автономной некоммерческой организации «Объединенный чемпионат», директором которой президент и наставник «Алании» стал в самом конце 2012-го. Дел, понятно, невпроворот! Тем не менее Газзаев согласился ответить на все вопросы корреспондента «Спорта день за днем».

    Сто шагов к стабильности

    — Валерий Георгиевич, в данный момент вы в особенном положении: аналог технического директора — совмещение в клубе функций генерального менеджера и главного тренера.
    — Не могу сказать, что «к сожалению», скорее — «так случилось», что, будучи президентом «Алании», стал еще и ее главным тренером. Но все достаточно привычно. Я всю карьеру в разных клубах был независимым в принятии решений и никогда ни под кого не подстраивался. Кстати, поэтому, наверное, и добился чего-то. Независимость — самое главное в нашей профессии. У меня она была всегда, но если получалось, что с руководителями расходились в принципиальных вопросах, то я просто уходил из команды. Как показала практика, это были действия оправданные и своевременные.

    Есть еще одна константа: самым большим критиком для тренера Валерия Газзаева всегда был я сам, и тут уже ничего не поменяется — свою работу всегда буду делать ответственно, вкладывая в нее все силы, знания и умения.

    — За время, проведенное в новой «Алании», подходили хоть единож­ды к черте, за которой решение уйти?
    — Даже похожего состояния не было. Я стараюсь объективно оценивать процессы, а потому вижу путь, пройденный за это время. Ведь где мы были, казалось, еще вчера? На каких позициях? На каком развале? И с кем? И где и какие мы сейчас?!

    В своем развитии «Алания» сейчас идет семимильными шагами. В 2011-м молодая команда первого дивизиона прошла в финал Кубка России, играла в Лиге Европы. У нас был добротный набор перспективных игроков, и под руководством молодого тренера Владимира Газзаева, который, на мой взгляд, очень успешно работал, «Алания» заявила о себе. Перед началом сезона мы, конечно, понимали, что уровень премьер-лиги неуклонно растет, но у нас одновременно с этим не было возможности укомплектоваться.

    Появилась она только сейчас, и в итоге в эту зимнюю паузу мы провели тотальную селекцию. Тут есть важный момент: если мы выставляем на трансфер десять футболистов, то это ни в коем случае не означает, что они плохие. Просто «Алании» нужно двигаться дальше, и на данном этапе нам нужен иной подбор кадров.

     

    В 2003-м ЦСКА, в котором я работал, стал чемпионом страны, а спустя два года мы завоевали Кубок УЕФА составом, в котором по сравнению с тем чемпионским прибавилось семеро новых игроков «основы». За два года команда была практически на две трети обновлена в соответствии с поставленными задачами. Не сделай мы этого — не было бы трофея!

    Именно поэтому сейчас в «Алании» столько новых лиц: мы заключили контракты с целой группой футболистов, а ряд игроков находится на просмотре. По дороге создания мощного, сильного коллектива надо сделать порой не десяток, а сотню маленьких шажков. И тут главное для всех — терпение. Много терпения.

    — Со сдвоенного президентско-тренерского мостика глядя: что дал «Алании» приход «Русгидро» в ряды спонсоров?
    — Он стабилизировал наше положение. Мы очень благодарны «Русгидро». Партнерство с ними позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее. Существовать любому клубу в российских реалиях без финансовой поддержки от крупного бизнеса практически невозможно. Региональное бюджетное финансирование — это уже прошлый день.

    — И все же вы — человек с опытом в российском футболе, и на ваших глазах разворачивались плачевные истории клубов, которые, сначала получив спонсоров, а затем потеряв их, заканчивали существование. Для «Алании» какую-то систему защиты продумали?
    — У нас с «Русгидро» подписано трехстороннее долгосрочное соглашение о взаимном сотрудничестве до 2020 года, три стороны — это клуб, компания и руководство республики. За это время должна быть осуществлена объемная программа: тут и детско-юношеский сектор, и строительство стадиона, и, конечно же, работа с основной командой. В апреле мы планируем закончить реконструкцию учебно-тренировочной базы «Алании», где теперь будет три великолепных поля и полностью обновленное основное здание. По плану сотрудничества все футбольное хозяйство в Осетии будет поднято на серьезный европейский уровень.

    Лунное затмение очков не возвращает

    — Валерий Георгиевич, на положение «Алании» в турнирной таблице повлияли и некоторые субъективные причины: в частности, можете сказать, скольких очков недосчиталась команда из-за судейских ошибок?
    — Смысла подсчитывать невосполнимые убытки нет. Конечно, судейские ошибки в наших матчах были порой просто вопиющими. Возьмите ту же встречу с «Зенитом», когда на рефери нашло необъяснимое затмение, хотя с луной вроде все было в порядке в те дни. Ведь даже дети в ДЮСШ знают, что штрафной вне площадки разыгрывается с точки, в которой были нарушены правила. А тут — такое... Да, арбитра Сергея Кузнецова наказали, но нам от этого легче не стало, поверьте. С другой стороны, я нисколько не снимаю ответственности за тот эпизод с наших игроков, которые сами создали все условия для того, чтобы такая ошибка состоялась. Получилось фактически, что они спровоцировали судью.

    — Вам прекрасно известен изнутри чемпионат Украины. Как и российская премьер-лига. В «незалежной» судейский департамент возглавляет итальянец Коллина, у нас — его соотечественник Розетти. А ошибок в работе арбитров от этого не меньше. Есть какая-то параллель?
    — Никакой, кроме той, что и Розетти, и Коллина в свое время были судьями очень высокого уровня и у обоих за плечами огромный опыт и прекрасная школа. Мне, например, очень понятно то, что делает Розетти в России. Его желание омолодить судейский корпус, как можно больше доверять новым лицам — правильное, и я эту линию разделяю. Но при этом судьям, старым или новым, свойственно ошибаться, и раз уж такие факты есть, то надо сделать достоянием гласности и работу над этими ошибками! А у нас иногда получается, что клубы жалуются на действия арбитров, но реакции от коллегии и департамента не следует. Должны быть какие-то правила для всех участников футбольного процесса, понятные и обязательные.

    Платини увидит готовый проект

    — Возвращаясь к вашему знанию украинского и российского чемпионатов изнутри. Очень понятно, почему именно вы стали «фронтменом» проекта объединенного чемпионата. Как относитесь к мнению, что прибавить зрелищности российской премьер-лиге могут разве что киевское «Динамо» и донецкий «Шахтера» и этого вполне достаточно для новой формы чемпионата?
    — На мой взгляд, неверная формула! Весь этот проект рассчитан на решение целого ряда проблем. Во-первых, в новой лиге клубы-участники не будут нарушать «финансовый фейр-плей» УЕФА — правило, что доходы и расходы должны соответствовать бюджету. На данный момент ни один клуб России или Украины не может похвастать его соблюдением. Во-вторых, в рамках нового чемпионата повысится и качество футбола: мы создадим один из сильнейших турниров Европы с высоким зрительским интересом и с совсем иным телевизионным бюджетом. Это очень важно в первую очередь для самих клубов, ведь ситуация на данный момент такова, что невозможность зарабатывать в сепаратных чемпионатах заставляет команды сниматься с турниров. На Украине, насколько известно мне, это происходит с тремя клубами, и в России ситуация, поверьте, не лучше.

    — Каким же вы видите формат гипотетического турнира?
    — Прежде всего должен быть паритет участников из стран в двух профессиональных лигах (условно — высшей и первой), под которыми — второй дивизион, то есть региональные лиги, проводящие турниры в своих странах и по результатам стыковых матчей делегирующие участников в сводный чемпионат. Единственный спорный вопрос — представительство в еврокубках. Сегодня Украина и Россия имеют свою квоту, а в рамках общего турнира она будет общей. Но тут единственно правильным будет спортивный принцип! С одной стороны, произойдут определенные потери, но с другой — они будут компенсированы финансовой и спортивной составляющими новых соревнований.

    Думаю, что объединенный чемпионат — это очень важный проект. Естественно, как и все новое, идея встречается с сопротивлением. Но на время стагнации в ведущих европейских турнирах у нас есть уникальная возможность шагнуть вперед совместными силами и есть понимание, что, не сделав этого, мы оставим наш футбол в нынешнем шатком пространстве, где год от года одни и те же клубы живут или пытаются выжить.

    — А где, на ваш взгляд, корни боязни объединения, ведь есть впечатление, что ее испытывают чиновники в обеих географических точках?
    — Это не боязнь, а скорее защита своих местечковых интересов: «Мне и сегодня хорошо, и не трогайте меня». Конкуренция, когда с обеих сторон как минимум по пять команд, замахивающихся на зону еврокубков, нешуточная. Но ведь в разы возрастет и зрелищность турнира. Мы ведь, вполне возможно, просто проводник. И недалеко время, когда объединится Голландия с Бельгией, а Венгрия с Австрией, ведь такие идеи в этих странах озвучиваются.

    — В то же время новый проект должен будет решить и ряд старых проблем: судейства и лимита на легионеров, например.
    — Все эти вопросы нами будут обсуждаться. В ближайшее время планируем разослать приглашения на общую встречу всем заинтересованным клубам и федерациям. Надо выслушать мнение каждого, обсудить все нюансы возможного сотрудничества. Со своей стороны постараемся объяснить преимущества нового проекта перед его предшественниками, убедить в том, что он поможет поднять интерес к футболу, и это делать надо незамедлительно, ведь одно то, что один из последних матчей осенней части «Спартак» — «Зенит» посетило всего 12 тысяч зрителей (13 251 — по информации РФПЛ. — «Спорт день за днем»), уже само по себе серьезный сигнал.

    — Понятно, что на данный момент до рабочих встреч еще далеко, и все-таки... были ли уже какие-то разговоры с Мишелем Платини, Ринатом Ахметовым или Игорем Суркисом?
    — С Платини пока не общались, и на данном этапе в этом нет необходимости: мы должны отработать все нюансы, досконально оговорить формат, оформить все в конкретный проект на бумаге, а затем обратиться как законопослушные граждане в национальные и международные федерации. Что же касается Ахметова и Суркиса, то мое мнение: руководители «Шахтера» и киевлян прекрасно понимают хорошие перспективы объединения.

    — Если смотреть на все с позиции оптимиста, то когда может взять старт новая лига?
    — Оптимистично, если провести подготовительную работу активно, то, наверное, в 2014/15 или годом позже. Пока на повестке дня у нас — создание оргкомитета, работа над структурой, привлечение к обсуждению как можно большего числа заинтересованных людей, встречи с наблюдательным советом, на которых будут выработаны стратегия и программа по продвижению идеи.

    — И все-таки подозрительно, что идея с новым турниром родилась сразу после того, как «Зенит» пригрозил в знак протеста выйти из чемпионата премьер-лиги.
    — Это полная ерунда! Мы эту идею с Евгением Гинером обсуждали еще в то время, когда я работал в ЦСКА. Да и специалистами обеих стран она озвучивалась не раз. Но одно дело говорить, а другое — сделать. Кто-то должен начинать. На примере КХЛ (а сегодня наша лига по качеству уже практически сравнялась с некогда безальтернативной НХЛ) мы сейчас видим, какие плоды может дать объединение турниров.

    Кадрие


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»