• Президент «Марселя» раскрыл свою идею засчитывать гол ударом с 30 метров за два. Никакого безумия!

    Все в духе индустрии развлечений

    26.04.19 16:31

    Президент «Марселя» раскрыл свою идею засчитывать гол ударом с 30 метров за два. Никакого безумия! - фото

    Фото: AP

    Президент «Марселя» Жак-Анри Эйро предложил внести серьезные изменения в правила футбола, например засчитывать забитый с 30 и более метров гол за два. Его задумка натолкнула автора текста на размышление о позиционировании игры номер один в современном мире.

    Потакание клиповому мышлению 

    В начале этой недели я насладился режиссерской версией шедевра Френсиса Копполы «Апокалипсис сегодня». И без того длинный фильм получил дополнительные тридцать минут, в сумме растянувшись на три с половиной часа, а значит, подарив дополнительное удовольствие. Но выйдя из кинотеатра, я поймал себя на мысли, что сейчас снимать такие фильмы можно только для узкого круга завсегдатаев фестивалей и киноманов со стажем. Современный человек настолько привык к сменяющимся событиям, обволакивающим его со всех сторон, что просто не готов несколько минут подряд смотреть на лысый череп Марлона Брандо с падающей на него тенью, напоминающей серп луны, ведь для восприятия людей XXI века все слишком медленно и бессобытийно.

    К футболу это относится точно так же. Нулевая ничья, даже при игре, насыщенной голевыми моментами, замешанной на тренерских идеях и исполнительском мастерстве, однозначно будет считаться «браком» для современной развлекательной индустрии. А футбол, похоже, уже безвозвратно стал ее частью. В России первым это открыто признал бывший президент «Локомотива» Илья Геркус, сказавший: «У современного человека клиповое мышление – не всем просто смотреть футбол 90 минут, люди теряют интерес и внимание по ходу встреч. Чтобы выиграть борьбу за современного болельщика, нам нужно присутствовать там, где можно завоевать их. Мы должны быть в соцсетях, в кинотеатрах, в медиа».



    Если в 70–80-е годы прошлого века в западном обществе футбол был в некотором смысле маргинальной культурой, то к концу XX века он набрал лоска и превратился в субкультуру. В XXI же он стал сегментом массовой культуры. Доказывают это слова президента «Наполи» Аурелио ле Лаурентиса: «Мы уничтожаем футбол. Нужно смотреть в будущее, ведь молодежь сейчас вся в видеоиграх. Есть скучные игры! Футбольные матчи такие длинные, что аж спать хочется. Нужно играть два тайма по тридцать минут плюс перерыв на две-три минуты».


    Важно, что де Лаурентис – человек кино в нескольких поколениях. Он продюсер, начинавший с социальных драм и постепенно дошедший до того, что в последние годы словно на конвейере штампует легкие комедии. Его же отец Луиджи де Лаурентис знаменит в том числе и тем, что продюссировал фильм «Ночи Кабирии» Федерико Феллини, режиссера, который сейчас тоже мог бы кому-то показаться «скучным» и «длинным».

     

    Netflix – такой же конкурент, как ПСЖ

    Эволюция семейства де Лаурентис и отношения младшего из них к футболу показательна. Футбол стал очень похож на Голливуд, где важнее роль не режиссера – тренера, а актера – игрока. Причем успех приносит не столько качество самого события, сколько узнаваемость главных звезд. Можно не сомневаться, что большинство юных любителей футбола выше ценят Поля Погба, а не Кристиана Эриксена, потому что француз эффектнее датчанина и на поле, и за его пределами. А как раз внешняя яркая оболочка – это то, что важнее всего для продаж и превратившихся в главную цель футбола.

    Поэтому слова владельца «Марселя» Жака-Анри Эйро не должны восприниматься только как желание эпатировать публику. Это еще один «пробный камень», которым проверяют восприимчивость публики к революционным новшествам. «У нас много соперников. Первыми вспоминаются “Лион”, “Ренн”, ПСЖ, “Монако”. Netflix также один из моих конкурентов, FIFA – конкурент, Overwatch – конкурент, киберспорт – один из конкурентов. Видеоигра FIFA предложила опцию, при которой гол из-за штрафной засчитывается за два. Меня интересуют нововведения. Почему бы на настоящем поле не засчитывать два мяча за гол, забитый с тридцати метров?» – сказал Эйро.



    Совершенно неудивительно, что эти слова принадлежат именно этому человеку. Эйро знает многое об индустрии развлечений, о современных медиа и их неразрывной связи с Интернетом. В конце прошлого века он работал в компании Eurodisney, а вначале нынешнего создал компанию Sporever, ставшую первой в Европе, которая осуществила трансляцию футбольных матчей на мобильные устройства.

    Вероятно, до такой фантастики, как засчитанные два гола за удар с дальней дистанции, мы все-таки доживем не скоро. Но очень вероятно, что новые вмешательства в прекрасную своей консервативностью игру будут происходить и дальше. Еще недавно казалось, что и VAR только безумная идея, но она уже решает судьбы важнейших игр. С учетом же всеобщей цифровизации, подрастания нового поколения, становящегося приложением к гаджетам, и появления большого числа людей из индустрии развлечений на руководящих должностях, футболу в своей первозданной красоте  не устоять. У него просто нет выбора. Того, что удалось в XXI веке сделать интеллектуальному кино, спрятавшись в узкую нишу, у футбола не получится, потому что он должен приносить прибыль, а ради этого можно его изменить даже до неузнаваемости.

    Фото: EPA

    Читайте также

    «Игра престолов» побеждает российский футбол. Не пора ли собраться?

    В футболе вводят новые правила. Игра изменится до неузнаваемости?

    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»