• Принты, полоски и ретростиль

    Экипировка

    24.04.11

    Автор: Спорт день за днём

    Читайте Спорт день за днём в

    В новом сезоне команды российской премьер-лиги как обычно представили обновленные дизайны игровой формы. «Спорт день за днем» решил воспользоваться случаем и поговорить с известными модельерами о том, как бы они чувствовали себя на месте дизайнеров футбольной экипировки и что смогли бы добавить или поправить в одежде команд РПФЛ. Героями нашего интервью стали известные молодые дизайнеры Макс Черницов и Илья Шиян. Мы показали этим специалистам фотографии футболистов всех шестнадцати команд и представляем вам их мнение о том, как сделать российский футбол еще более стильным.

    Шиян добавил цвет

    С модным дизайнером Ильей Шияном мы встретились в ресторане одной из московских гостиниц. Илья сразу объясняет, что не понял, для чего его пригласили на встречу с корреспондентом спортивного издания. Но, как нам удалось узнать, один из фирменных знаков Шияна – футболки с принтами, поэтому, скорее всего, мы обратились по адресу.

    «Я не являюсь футбольным болельщиком, мне это неинтересно, – рассказал модельер. – Сам не знаю, почему. Я смотрел чемпионат мира, следил за тем, как играла наша сборная, на волне всеобщей эйфории. В детстве сам занимался дзюдо, но жалею об этом, потому что спорт, я считаю, калечит людей. И как дизайнеру мне было бы неинтересно заниматься спортивной одеждой, потому что она неинтересна в принципе».

    Я раскладываю перед Ильей фото игроков премьер-лиги. Шиян рассматривает изображения футболистов двух «Спартаков» – из Нальчика и из Москвы.

    «Совершенно никакая форма, – замечает дизайнер, указывая на команду из Кабардино-Балка­рии. – Видимо, основная задача была отобразить клубные цвета – красный и белый – и оставить огромное поле для спонсора. А вот московский ”Спартак“ явно постарался. Клуб использует те же цвета, но при этом белым дополнительно отделан еще и воротник, отделка манжетов тоже есть. На форме присутствует белая полоса, так как дизайнеры учли ретростиль. К тому же спонсоры расположены очень правильно: есть основной, который изображен крупно, и другие, которые отображены более мелко. У клуба из Нальчика огромное изображение спонсора посередине футболки выглядит неэстетично и неграмотно».

    С: А вот, например, у московского ЦСКА исторические цвета – красный и синий. Как вы считаете, удачен ли замысел такой вертикальной полосы?
    Мне нравится. Хотя заметно, что они тоже уходят в ретро. Сзади полосы получились обрезанными из-за номера футболиста, а я бы сделал их сплошными. Но дизайн явно послабее, чем у московского «Спартака», это очевидно. Нет общей концепции, меньше внимания уделено деталям. Совершенно потерялась эмблема ЦСКА, имена спонсоров смотрятся нелаконично, они сюда совершенно не вписываются. Видимо, дизайнеры очень хотели обратить внимание именно на клубные цвета.

     

    С: Может быть, на спартаковскую форму проще вписать имена спонсоров, чем на полосатую армейскую?
    Это все чушь. Есть сильный дизайнер и слабый, и у «Спартака» он явно сильнее. Бывает еще, что сам спонсор не готов сотрудничать с дизайнером и требует обязательного сохранения цветов и фактуры, не соглашаясь идти ни на какие компромиссы. Спонсоры, думаю, принимают активное участие в разработке дизайна формы, и именно поэтому он не всегда получается удачным. Дизайнер говорит: «Вот это красиво». А спонсор в ответ: «Нет, меня ж не видно!» И шлепает сверху свой логотип: «Вот теперь все супер – забирайте!»

    С: Вот, кстати, еще один вариант полосатой формы – команда «Амкар» из Перми. У них горизонтальная красно-черная полоска…
    Я даже сначала подумал, что это вратарь – очень уж форма контрастная. Такое ощущение, что сочетание взято из живой природы: ядовитые цвета очень подходят для устрашения соперника. А вот красный и зеленый у «Локомотива» – это классическое сочетание, плюс главный спонсор вписан очень грамотно.

    С: Как вам ярко-желтая форма, как у футбольного клуба «Ростов»?
    Яркие цвета мне нравятся. Ведь игроку, в сущности, все равно, в каких цветах играть, но ведь над дизайном трудится много людей, которые свое решение не с потолка берут. У них есть какая-то цель, они платят немалые деньги компании-производителю. Я считаю, что плохих цветов не существует, и в желтом ничего плохого не вижу. Тем более что у «Ростова» желтый идет в сочетании с синим.

    С: Кстати, у игрока при этом оранжевые бутсы. А рядом с ним футболист «Динамо» в синей форме и тоже в оранжевых бутсах. Разве это хорошо, когда бутсы не соответствуют цвету формы?
    Бутсы – это аксессуар. Вы хотите, чтобы футболисты все подбирали в тон? Мне нравятся их яркие цвета – это же спортивный стиль, так и должно быть! Спортивная стилистика подразумевает мно­гоцветность, множество деталей, свободный покрой, крупные принты. Если бы игроки вышли в смокингах, бабочках и оранжевых бутсах, – тогда, согласен, выглядело бы нелепо.

    Я предлагаю Илье прокомментировать форму чемпиона России – питерского «Зенита». Шиян сразу оценил необычный дизайн футболок, в которых с этого года выступают сине-бело-голубые, однако тут же забыл о них, увидев гостевой вариант формы ЦСКА.

    «Вот здесь сочетание гораздо более удачное, чем в комплекте их домашней формы. И главный спонсор ”Башнефть“ вписывается куда лаконичнее. А форма ”Зенита“ мне тоже нравится. Вот этот игрок, видимо, крутой, – смеется дизайнер, указывая на Данни. – Играет со спущенными гетрами».

    С: А вот команда из Казани – «Рубин». В цвете формы они отразили название команды.
    Немного мрачный цвет – грязный бордовый. Шрифт, которым написано слово «Рубин», тоже мне не очень нравится. Я бы уделил больше внимания графическому изображению, разработке бренда. Сразу видно, что одежда не дизайнерская: как будто обычный пользователь компьютера сел и нарисовал ее. Получилось очень обыденно. Аппликация на майке явно сделана неграмотно – просто я занимаюсь футболками и знаю эту технологию. Сразу видно, что это дешевое производство. А для команды с таким названием я бы, наверное, подобрал более яркий красный цвет. Еще им бы подошел белый, тогда эмблема клуба смотрелась бы красиво. Сейчас она совершенно потерялась.

    С: У «Рубина» есть и гостевая форма, но она зеленого цвета.
    Понятно – это же клуб из Казани, для них зеленый цвет имеет идеологический смысл. А вот форма «Краснодара» мне категорически не нравится. Обрезанные плечи и форму рукава нужно изменить. И покрой какой-то женский – футболка слишком обтягивает игроков. Такое ощущение, что футболистам неудобно, что форма им мала. Цвета я бы тоже поменял, потому что акценты расставлены неверно: слишком много черного.

    Но в целом, все клубы выглядят прилично, у всех достойные бренды, – подводит итог Илья Шиян. – Болельщику наверняка все равно, в чем бегает его любимая команда, это ведь не влияет на результаты и голы. Главное, что у каждой есть своя идеология. Дизайнеры тоже не делают показы только ради демонстрации одежды. Играют роль и декорации, и антураж. Мы стараемся придать показам модной одежды некую идеологическую нагрузку. И в спорте такая идеология тоже есть.

    Черницов убрал эротику

    Макс Черницов пригласил меня в шоу-рум. У этого молодого дизайнера уже много поклонников, в том числе и за рубежом. Макс участвовал в Неделе моды в Лиссабоне, в Москве график у него тоже очень плотный – пришлось выкраивать время прямо перед съемкой. Он согласился прокомментировать для нас дизайн форм команд премьер-лиги, правда, сразу признался, что к спорту никакого отношения не имеет.

    «Если честно, я не фанат спорта, – рассказывает Черницов, – Он проходит мимо меня. Это такое же увлечение, как и все остальные, а меня всегда увлекало другое – литература, живопись и все, что связано с изящными искусствами».

    С: Если бы вам поступил заказ разработать дизайн формы того или иного клуба на сезон, вы бы взялись за такую задачу?
    Подобные предложения уже поступали, но всегда были довольно вялыми и непонятными с коммерческой точки зрения. Дизайнеры ведь тоже хотят кушать. Поэтому хочется конкретного предложения с конкретным бюджетом. Очень часто дизайнер используется как некая рекламная приманка. То есть известно, кто разрабатывает спортивную форму, но неизвестно, кем она потом производится, а значит, неясно, какого она получится качества. Хотя, в целом, разрабатывать концепцию формы – это интересная работа.
    «Спартаку» из Нальчика я бы посоветовал добавить побольше разнообразных отделок, – дизайнер начинает рассматривать фото игроков. – А у московского «Спартака» белая полоса посередине слишком расширяет объем. Может быть, имело смысл сделать ее выше, чтобы она захватила рукав. К тому же эта белая полоска делает акцент на грудь игроков, что тоже не очень хорошо – получается слишком эротично. А что мне нравится у них, так это белый, аккуратный, интеллигентный воротник.

    С: А как вам сочетание красного и синего? Сразу два клуба премьер-лиги используют крас­но-синюю полоску – московский ЦСКА и «Волга» из Нижнего Нов­города.
    Насколько я знаю, те же цвета – у «Барселоны». И здесь все зависит от того, как эти цвета использовать. Изначально это хорошая идея, но вот в случае с ЦСКА я бы не делал полосы только вертикальными, а «разбил» бы их на груди и животе. Получилось бы более мужественно. В случае «Волги» я бы посоветовал по рукавам пустить полосу горизонтально.

    С: Не пестро получится?
    Нет, нормально – мне нравится. Вот «Амкар», кстати, так и сделал, правда, мне футболист в такой форме напоминает Кащея Бессмертного. Я бы добавил черные отделки по бокам, чтобы смягчить это безобразие. А вот у футболиста «Локомотива» плохо подобраны бутсы – их цвет с цветом формы совсем не сочетается. Но сочетание красного и зеленого в целом хорошее: яркое, живое и при этом совсем не вульгарное.

    С: Футболисты часто выбирают яркие бутсы вне зависимости от цвета формы.
    Это не всегда красиво. А вот клубу из Самары, наоборот, не хватает яркости. В этом смысле мне нравится «Ростов»: яркое сочетание желтого и синего смотрится эффектно. «Рубину» я бы посоветовал сделать логотип покрупнее и добавить белых оттеночных элементов, чтобы было не так скучно. У «Томи» тоже полоска, и она мне нравится. В особенности то, что полосы разной ширины.

    С: Вот видите, как, оказывается, много можно поправить в дизайне футбольной формы. Как вы считаете, дизайнерам спортивной одежды не хватает своеобразного чувства стиля, искусства, которое присуще модельерам?
    Я думаю, в разработке клубной формы участвует так много народу, что в итоге от искусства там остается совсем немного.

    Макс оставляет свои комментарии практически на каждой фотографии, отмечая сильные и слабые стороны дизайна.

    «Как-то не очень, – комментирует Черницов форму «Краснодара» и глубоко задумывается. – Слишком мрачно, я бы добавил белого: сделал бы вставки, манжеты. А вот у московского ”Динамо“, на мой взгляд, настоящая классика».

    С: Вам нравится такой «классический» вариант?
    Ну, классика нужна не для того, чтобы нравиться, а для того, чтобы всех устраивать. Классика – это когда все спокойно, аккуратно, достойно, поэтому к ней, как правило, относятся спокойно и безразлично. Вот форма «Динамо» у меня такие ощущения и вызывает.

    Татьяна Козлова, менеджер по маркетингу и рекламе «Локомотива»:

    – В этом сезоне при разработке новой формы мы выразили пожелание, чтобы цветовая гамма была исключительно красно-зелено-белой, потому что это наши традиционные цвета. До этого Adidas делал нам красно-белую игровую форму. Такой вариант очень походил на спартаковский. А зеленый оттенок если и присутствовал, то был салатового цвета, что нас не устраивало. Дизайнеры прислали нам несколько образцов, мы собрались большой группой и выбирали те, которые всех устроили. К выбору мы привлекли и нескольких болельщиков – лидеров фан-движений «Локомотива».

    С: С какой целью попросили высказаться фанатов?
    Если форма им не нравится – это вызывает негативные отклики вплоть до того, что фанаты могут устраивать акции протеста на трибунах. И такое в нашей практике случалось не раз. Поэтому мы дали высказаться нескольким лидерам насчет дизайна новой формы. Основные наши цвета сейчас красно-зеленые, а белая форма, гостевая, у нас вообще уникальна в этом сезоне. Эта линейка называется SPEED, в аналогичной форме, полностью обтягивающей тело, играют африканские сборные. В России в таких футболках еще никто не играл. Сзади на ней расположена дышащая сеточка, а впереди – красно-зеленые полоски, очень тонкие, как будто нарисованные маркером. Сейчас, кстати, у нас очень хорошие продажи игровой формы и она позитивно принята болельщиками. Они пишут на различных форумах и в гостевых, что очень довольны новым вариантом. А еврокубковую модель мы еще не демонстрировали широкой общественности. Летом планируем сделать ее официальную презентацию.

    С: Эта форма чем-то принципиально отличается?
    Да, она абсолютно другая. Весь смысл в том, что у нас есть три разные линейки. Тогда как раньше линейка была одна, и форма отличалась только цветом. Мы решили поменять традицию и с этого года создать что-то новое.

    С: Есть ли какие-то требования по размещению логотипа на форме?
    С логотипом «Локомотива», который располагается слева под сердцем, никаких проблем нет. Что касается логотипа спонсоров, то у нас были определенные сложности с размещением на форме аббревиатуры РЖД. Она должна располагаться на чистой поверхности. Если, к примеру, буквы белого цвета – они размещаются на красном фоне и наоборот. С красной формой проблем не было, а вот на белой пришлось зачеркивать одну полоску, чтобы красные буквы РЖД смотрелись на однотонном фоне.

    Александр Киселев, начальник команды «Динамо» (Москва):

    – В этом году разработка проходила непросто, так как мы поменяли парт-нера с UMBRO на Adidas и возникли небольшие проблемы, связанные с этим переходом.

    С: И как же все выглядело в этом году?
    Я выслал нашим новым партнерам цветовую гамму, которую мы хотели бы видеть на форме, высказал пожелания. Они разработали и предоставили нам те варианты, которые вы видите на футболистах нашей команды.

    С: Есть ли какие-то отличительные особенности, новшества в этой экипировке?
    Цветовую гамму на игровой форме мы решили сохранить, а тренировочную немного поменяли. Сделали ее темнее из соображений практичности. Раньше у нас были белые вставки, мы предпочли их убрать. Тренировочная форма должна быть однотонной, безо всяких вставок, самая обыкновенная, как роба. Она стирается каждый день, команда ведь занимается и в грязь, и в слякоть.

    С: Ежегодная смена игровой формы – необходимость?
    Конечно, но смысл не в том, чтобы менять ее дизайн или цвет, а в смене технологий и материала. Сейчас очень часто появляются какие-то новые разработки, например, технологии, позволяющие коже дышать, или поддерживающие спину. Кстати, эти новшества я стараюсь показывать футболистам, чтобы они посмотрели, опробовали на поле и высказали мнение, что им понравилось, а что – нет.

    С: Какие логотипы размещаете на форме?
    Понято, что буква Д – наш обязательный атрибут. Остальное может меняться. Окончательный вариант утверждается руководством. Конечно, наши цвета бело-голубые, поэтому понятно, что один комплект формы преимущественно голубой, а второй – белый.

    С: У «Динамо» была отличительная особенность – белая полоса на форме, но потом она пропала.
    На самом деле эта полоска у нас осталась, но только на трусах. Я смотрел ретроснимки игровой формы разных лет и обратил внимание, что эта полоска была не всегда: она то появлялась, то исчезала. А вот на трусах она присутствовала стабильно. И мы тоже решили ее оставить. Мы спрашивали мнения разных людей на этот счет, в том числе и болельщиков. Но взгляды настолько разнятся, что собрать все пожелания воедино практически не представляется возможным. Тем не менее, нынешний вариант, кажется, устраивает всех.

    Подготовила Елена Григорьевская


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №14 (20–26 апреля 2011 года).

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.