• «Привоз» – это не только рынок в Одессе. Чем Ракицкий может помочь «Зениту»?

    Главный эксперт по украинскому футболу комментирует возможность переезда защитника «Шахтера» в Петербург

    21.01.19 12:16

    «Привоз» – это не только рынок в Одессе. Чем Ракицкий может помочь «Зениту»? - фото

    Фото: ФК «Шахтер»

    Это не «обычные слухи», как пытается комментировать ситуацию пресс-служба «Шахтера». Сразу несколько источников на Украине подтвердили, что переговоры между самым богатым украинским и российским клубами имеют место. Ярослав Ракицкий общался с главным тренером «Зенита» Сергеем Семаком. Оба готовы к совместной работе. Пытаемся разобраться, каковы шансы 29-летнего защитника перезагрузить карьеру и – главное – выиграет ли от этого «Зенит»?

    Бежать из Киева?

    Для Питера приглашение Ракицкого – риск. Хотя о чем это мы? Любой трансфер – риск. Начнем с того, что в «Шахтере» защитник постепенно терял в качестве. Тут несколько факторов. 10 лет в одном клубе – большой срок. Ярик – шестикратный чемпион и обладатель Кубка Украины, провел за команду 326 матчей, забил 14 мячей. Он мог бы продолжать коллекционировать титулы. Во-первых, «Шахтер» по инерции еще силен, у команды качественный подбор игроков, перспективный европейский тренер Паулу Фонсека. Во-вторых, в силу экономических и политических причин остальные представители УПЛ стали неконкурентоспособными («Днепр» и «Металлист», к вашему сведению, вообще играют в первой лиге, но это очень длинная история). В-третьих, чемпионат проходит в два этапа, и «Шахтер» проводит четыре матча со своим, по сути, фарм-клубом из Мариуполя. А это, на минуточку, 12 очков в копилку, огромная фора перед киевским «Динамо». Хотите – соглашайтесь, хотите – нет.

    Хозяин «Шахтера» Ринат Ахметов, изгнанный из Донецка, потерял бизнес-активы. Его клуб уже не самый богатый в Восточной Европе. Если бы не грамотная трансферная политика – за последние 11 лет «Шахтер» продал футболистов на сумму почти 300 млн евро, – неизвестно вообще, продолжал бы клуб существовать. Ахметов и его ближайшее окружение питают общественность иллюзиями, что команда вернется на «Донбасс-Арену», вновь зазвучит гимн Игоря Крутого – лучшего друга Ахметова – и наступит новая эра.

    Увы, если такое и произойдет, то очень нескоро. Следовательно, Ракицкому – «горняку» до мозга костей – придется жить в неродном Киеве, играть в Харькове и без каких-либо шансов вернуться домой.

    Во всей этой истории Лига чемпионов (в этом турнире у Ярослава 58 матчей, 1 мяч) могла бы стать отдушиной, смыслом существования. Но, объективности ради скажем, что Ракицкий на фоне даже средних европейских клубов («Ман. Сити» выносим за скобки) выглядел неуверенно именно при игре в обороне. Потерял в скорости, прибавил в весе, начал совершать «привоз», и речь совсем не о знаменитом рынке в Одессе. В четырех матчах ЛЧ с его участием «Шахтер» пропустил 13 мячей. В выездном с «Лионом» – оба из-под Ракицкого. Ничья 2:2 (после первого тайма подопечные Фонсеки вели 2:0) во многом и не позволила Донецку выйти в плей-офф.

     

    Хотел бы спросить уважаемого Валерия Газзаева, рассказывающего о «мощном пополнении» для «Зенита»: когда вы видели Ракицкого последний раз? Когда возглавляли киевское «Динамо» в 2009–2010 годах?

    Старик Луческу все прощал

    Есть еще одна причина, скажем так, дисциплинарная. На этой почве у Ярослава периодически возникали разногласия с Фонсекой. Хорошо известный в Питере старик Луческу к этим моментам относился куда более лояльно.

    Молодой же португалец, едва возглавив «Шахтер» летом 2016-го, посадил одного из лидеров команды на скамейку. Правда, вскоре вернул. Тандем центральных защитников Ордец (девять лет назад приезжал в Петербург на Мемориал Гранаткина) – Кривцов  оказался хуже одного недисциплинированного Ракицкого.

    В августе ему исполнится 30. Для защитника не возраст. Однако Ахметов и его подручные понимают, что с каждым годом монетизировать талант Ярослава будет труднее и труднее. У него долгосрочный контракт (до лета 2022-го), аследовательно, пока еще максимальный ценник. «Куй железо, не отходя от кассы» – кажется, так Лелик из «Бриллиантовой руки» цитировал дорогого шефа? Пожалуй, это главные риски для «Зенита».

    Впрочем, не все так грустно. Если сам Ракицкий хочет радикально перезагрузить карьеру, а он, по имеющейся у нас информации, этого очень хочет, осознавая даже, что переезд в Россию поставит крест на вызовы в сборную (за желто-синих Ракицкий дебютировал в октябре 2009-го, провел 54 матча, забил 5 мячей, сыграв на двух чемпионатах Европы), то центрбеку придется себя дисциплинировать и доказывать в новой команде, в новом чемпионате. С другой стороны, как мастерство можно… ну, вы поняли. Фантастическая левая нога, умение сделать радиоуправляемую передачу метров на пятьдесят, подключиться в штрафную соперника при «стандарте», исполнить штрафной а-ля Юрий Желудков или Геннадий Литовченко, ну и выполнять свои непосредственные обязанности в обороне. А еще брутальность, умение жестко прессовать судей… Наберусь смелости утверждать, что в «Зените» нет центрального защитника с таким набором качеств. Да и во всей РПЛ едва ли.

    Кривая поползла вниз

    Любопытно взглянуть на портал Transfermarkt. Максимальная стоимость Ракицкого (12 млн евро) держалась с января 2013-го по декабрь 2014-го, это был пик карьеры не только уроженца Первомайска Днепропетровской области, но и, наверное, всего «Шахтера» имени Луческу. Дальше кривая поползла вниз и в декабре прошлого года остановилась на отметке «7,5 млн». Понятно, что «Зениту» придется переплачивать. По таким правилам клуб из Петербурга играет уже 13 лет, с тех пор как контрольный пакет акций перешел к Газпрому. Украинские коллеги называют диапазон цифр – от 8 до 12 млн. Летом Питер уже пытался заполучить защитника из чемпионата Украины – венгра Тамаша Кадара. Однако по финансам с киевским «Динамо» договориться не удалось. Окажется ли новый заход в УПЛ более удачным? Пока шансы увидеть пана Ракицкого в Петербурге – 50 на 50.

    В воскресенье зенитовская «трансферная цель» улетела в Турцию на сбор с «Шахтером», который тоже готовится к матчам плей-офф Лиги Европы (оранжево-черные играют с немецким «Айнтрахтом»).

    Перебраться оттуда в Катар не проблема. А вот закроют ли большие боссы финансовый вопрос? Неплохо бы это сделать до окончания дозаявок в Лиге Европы (час икс – полночь 1 февраля, это важно). В конце концов, у Сергея Фурсенко есть опыт в переговорах с донецкими 12-летней давности. И опыт положительный. Никто не предполагал, что Тимощук станет лидером «Зенита», что с его именем будут связаны главные победы в истории клуба (и кто потом вспомнил про 20 млн долларов отступных?), а еще и со временем осядет в Петербурге. Ракицкий – противоположность своего бывшего одноклубника (кстати, в «Шахтере» у него 44-й номер) и потенциального тренера. Он не слишком коммуникабельный и лояльный. Если Сергей Богданович вернется во времена «Уфы» и начнет собирать штрафы за мат, то Ракицкий не вылезет из долгов. Скорее он напоминает Игоря Денисова. А такого персонажа, кажется, и не хватает «Зениту» в последние годы.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»