-
Призер «Дакар — 2017» Кирилл Шубин: Для обыкновенного автолюбителя попасть в аварию — стресс. Я в год переворачиваюсь по два-три раза
Автоспорт. Персона04.05.18 17:38
Штурман Кирилл Шубин, победитель первого этапа внедорожной квадросерии Can-Am X Race 2018 (в паре с пилотом Иреком Миннахметовым), поделился с корреспондентом «Спорта День за Днем» впечатлениями от гонки и раскрыл некоторые секреты своей профессии.
Борюсь за каждый километр трассы
— Кирилл, со стороны показалось, что вы выиграли легко и непринужденно.
— Нет, легко и просто не бывает. Отрыв был достаточно небольшим. Нам повезло в первый день с нашим результатом. Мы, конечно, как и остальные экипажи, немного заблудились, но проехали неправильно только четыре километра: два туда, два — обратно. Общая потеря времени не превысила пяти минут. Наши соперники проплутали гораздо больше. Плюс прекрасная, безошибочная работа пилота и прекрасная подготовка автомобиля. Благодаря этому в первый день был показан отличный результат. Перед вторым днем у нас было преимущество около 18 минут от экипажа, идущего на втором месте. Мы приняли решение не рисковать и все три этапа пройти спокойно, отдавая по три-четыре минуты на каждый спецучасток, чтобы гарантированно, безошибочно добраться до первого места. Руководство команды поставило такую задачу, и мы ее выполнили. На пером спецучастке мы были только 28-ми, на втором — 4-ми или 5-ми, и то же самое — на третьем. Двигались, спокойно отдавая эти позиции, но сохраняя лидерство на этапе.— И получали удовольствие от езды?
— Да. Второй день гонки вышел достаточно спокойным, за исключением первых двух участков, где была очень сложная песчаная навигация, но мы справились на отлично, нигде не заблудились. Все точки взяли.— Данный этап Can-Am X Race чем-то отличается от остальных?
— Мне этот участок очень близок. Я уже около десяти лет езжу сюда тренироваться, и арчагинская пустыня очень близка и понятна. Места знакомые, обжитые, можно сказать. К местному рельефу привычны.— Для вас участие в этапах Can-Am X Race — тренировка перед более статусными гонками?
— Моя штурманская деятельность — это моя основная работа, я профессиональный спортсмен и занимаюсь только этим. Любое участие в любом соревновании — это вкат и опыт. А чем больше вкат у пилота и штурмана, тем более они профессиональны. Я борюсь всегда за каждый километр трассы.На Can-Am X Race любители тянутся за профессионалами
— С Иреком Миннахметовым вместе ездите давно?
— Я около трех лет назад в команде «Чингисхан» выступал вместе с пилотом, который занял здесь второе место, — Радиком Гарифьяновым. Два или три года мы занимали три первых места на всех этапах Can-Am X Race. Потом я сменил команду, и вот сейчас меня пригласили к Иреку Миннахметову. Сейчас будут переговоры, продолжим ли мы дальше сотрудничество.— Долго ли приходится привыкать к новому пилоту?
— Очень сложно подобрать экипаж по психотипам, чтобы характеры более-менее подходили друг другу. Мы с Иреком впервые сели вместе накануне спецучастка, и весь этот маршрут вкатывались, пытались понять друг друга, привыкнуть к общению между собой. По этой причине и делали ошибки, теряли время. Но все-таки за первый день мы привыкли друг к другу и к вечеру уже ехали как скатанный экипаж, а в воскресенье уже работали как тандем, который долгое время выступает вместе.— Значит, все-таки психология играет большую роль?
— Как правило, штурман подстраивается под пилота, чтобы создать тому благоприятные условия для выступления, а мне здесь даже этого делать не пришлось. Спокойная работа голосом, никаких отклонений, психических всплесков, все спокойно. Ирек — очень спокойный пилот. Всем со стороны показалось, что мы проходили трассу очень агрессивно. Но у нас не было ни одной критической ситуации, ехали очень ровно, спокойно и стабильно, если и прыгали, то чуть-чуть.— Когда этап такой массовый, как на Can-Am X Race, и в нем участвуют и любители, и профессионалы, гонка имеет свою специфику?
— Конечно, многим любителям хочется посмотреть, как выступают топовые команды, топовые пилоты, топовые машины. Им это интересно, они начинают за профи тянуться. Я сам, когда двадцать лет назад начинал заниматься автоспортом, вел себя точно так же, когда приезжал на «большие гонки». Ведущие экипажи мне казались просто какими-то немыслимыми полубогами со своими быстрыми тачками и это безумной ездой по бездорожью… И если сейчас на нас смотрят молодые люди, которые этим увлечены, могу сказать: «Добро пожаловать в мир большого автоспорта!»Спал здесь не более двух часов за сутки — так серьезно мы готовились к гонке
— У вас когда состоялась первая большая гонка?
— Этап чемпионата России в Коломне, в 2000 году.— Что на первых порах для вас было самым сложным?
— Тогда, когда первый раз сел за настоящий спортивный автомобиль и помчался по бездорожной трассе, — все. Был огромный стресс, когда все кругом грохочет, машина прыгает, позвоночник бьет подвеска. Очень тяжело... А потом, когда это становится для тебя основной деятельностью, уже начинаешь учиться абстрагироваться от всего. Тебя уже не пугают ни прыжки, ни перевороты. Для обыкновенного автолюбителя перевернуться, попасть в аварию в машине, например врезаться в дерево, — огромный стресс. Перевернуться на автомобиле — это что-то из ряда вон выходящее. Я в год переворачиваюсь два-три раза. А счет снесенных деревьев за одну гонку даже не принимается во внимание. Все возможно, человеческие возможности, на самом деле, безграничны.— Какие-то серьезные травмы были?
— Слава Богу, нет.— Этап во Фролово вам был знаком. А на трассе, которую проезжаете первый раз, что становится важным?
— Буквально все. Да, я хорошо знаю эту местность, но не знаю трассу. Любая трасса — абсолютно новая для нас. Мы всегда очень тщательно изучаем маршрут, готовим дорожные книги. Например, здесь за каждую ночь гонки я спал не более двух часов. У меня просто физически не было времени — настолько серьезно мы готовились, чтобы безошибочно проехать.— Обычно за сколько дней начинаете готовиться к гонке?
— Как таковой подготовки нет — у меня очень много гонок. Буквально езжу с этапа на этап. Например, за предыдущий месяц у меня было уже две или три гонки. И сейчас через неделю уезжаю на следующую. Буквально приезжаю домой на недельку, стираю экипировку и дальше в путь.— Такой график сложнее психологически или физически выдерживать?
— Физически его довольно тяжело держать, потому что нарушается режим тренировок. А чтобы выступать на соревнованиях высокого уровня, надо находиться в хорошей физической форме. Поэтому, когда у нас межсезонье, я активно занимаюсь в спортзале.«Дакар» стал очень трудным — испытываешь кислородное голодание
— Семикратный победитель «Дакара» Владимир Чагин пригласил ваш экипаж принять участие в «Шелковом пути». Поедете туда?
— Надеюсь, да. Я уже несколько раз проходил «Шелковый путь». Самый лучший результат — десятое место в общем зачете — среди участников со всего мира. Это очень высокий результат.— Хороший пилот может сесть в любой экипаж?
— На самолете я еще не пробовал (смеется). А если брать те, которые на четырех колесах, то я не пробовал только на грузовике. Может, как-нибудь договорюсь с Чагиным, и они покатают меня на грузовике (улыбается). Все остальные «аппараты» я уже пробовал.— Из международных гонок какая самая памятная?
— Для всех остальных видов спорта самое серьезное соревнование — Олимпиада. А для нас Олимпийские игры — это «Дакар». В 2017 году мне удалось занять третье место в классе UTV (двухместные мотовездеходы). И этим я очень горжусь.— Переезд «Дакара» из Африки в Южную Америку серьезно изменил гонку?
— Он стал сложнее, гораздо сложнее. В 2017 году «Дакар» был очень трудным, потому что он был очень высоким. Мы поднимались на высоту до пяти тысяч метров. Это было безумно тяжело: и для автомобилей, и для экипажей. Кислородное голодание? Да. Мы очень серьезно к этому готовились, занимались гипоксическими тренировками (создается эффект «горного воздуха» без поездки в горы. — «Спорт День за Днем»). И во многом благодаря этому показали такой результат. Кстати, Сергей Карякин в этот же год занял первое место в классе квадроциклов, а «КамАЗы» заняли два первых места среди грузовиков. Для российской команды – это выдающийся результат.— Кстати, на этом этапе Can-Am X Race Карякин оказался вдалеке от пьедестала...
— У меня не было времени следить за соперниками. У нас есть спортивный директор, который это отслеживает и освобождает штурманов от этой работы, что мне сильно упрощает жизнь, и я могу сосредоточиться на навигационных моментах… Но надо учитывать, что Сергей пробовал себя не в «родном виде».Фролово — Санкт-Петербург
Результаты первого этапа внедорожной квадросерии Can-Am X Race 2018
Категория Adventure
1-е место — Дмитрий Кузьмин (Железнодорожный)
2-е место — Инна Мартьянова / Екатерина Жаданова (Москва)
3-е место — Дмитрий Кирсанов / Роман Логинов (Москва)
Категория ATV
1-е место — Сергей Храмушин (Москва)
2-е место — Владислав Маликов (Москва)
3-е место — Сергей Кудашев (Златоуст)
Категория SSV Standard
1-е место — Анатолий Кузнецов / Алексей Смолин (Воткинск)
2-е место — Фарит Губаев / Александр Чернов (Ижевск)
3-е место — Айдар Галеев / Эльмир Гимазетдинов (Набережные Челны)
Категория SSV Sport
1-е место — Азат Минниханов / Ильназ Гиззатуллин (Казань)
2-е место — Артем Шумейко / Роман Елагин (Москва)
3-е место — Сергей Евстратов / Георгий Майсурадзе (Екатеринбург / Санкт-Петербург)
Категория SSV Super Sport
1-е место — Радик Гарифьянов / Ришат Шайхулов (Набережные Челны)
2-е место — Денис Кротов / Дмитрий Цыро (Москва / Киев)
3-е место — Игорь Ганник / Олег Уперенко (Набережные Челны / Рига)
Категория Абсолют
1-е место — Ирек Миннахметов / Кирилл Шубин (Казань / Долгопрудный)
2-е место — Радик Гарифьянов / Ришат Шайхулов (Набережные Челны)
3-е место — Денис Кротов / Дмитрий Цыро (Москва / Киев)
Фото: Can-Am X Race 2018
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»