-
Профессия на износ. Как работает скаут в современном футболе
Специфика селекционной деятельности на примере «Зенита»12.05.17 19:06
«Спорт День за Днем» побывал на семинаре школы футбольного тренера-селекционера, организованной в Санкт-Петербурге компанией «Футбологика», и рассказывает о работе скаута.
Россия отстает на два года от европейских клубов
Скауты — проницательные гики, любящие и живущие футболом настолько, что смогут отыскать для вас нового Лионеля Месси или Криштиану Роналду даже в монгольской степи. В прошлом году «Манчестер Юнайтед» нанял огромный скаутский штат из почти ста сотрудников, которые не только будут искать для Жозе Моуринью уже готовых Поля Погба или Златана Ибрахимовича, но и откапывать совсем юные таланты, которые через академию клуба смогут вырасти в настоящих звезд. В России со скаутским ремеслом не все так радужно — даже топ-клубы содержат ограниченный штат селекционеров.
В «Зените» работают семь скаутов во главе с Антоном Евменовым, который до этого был главным селекционером в ЦСКА, а теперь отвечает за поиск игроков в «Зените». При этом два скаута «Зенита» постоянно находятся в Москве, пять скаутов в Санкт-Петербурге. В том же ЦСКА работает шесть скаутов, которые занимаются и главной командой, и ДЮСШ. Держать кого-то вне штата дорого и не имеет смысла. Почему? Объясняет скаут сине-бело-голубых Армен Маргарян, выступающий в качестве одного из спикеров в школе футбольного тренера-селекционера. Маргарян уже несколько лет работает в «Зените», ищет игроков для главной команды и академии петербургского клуба, участвовал в формировании шорт-листа по центральным защитникам в 2016-м, когда в процессе анализа выбор пал на Вукашина Йовановича
— В «Монако», «Порту», «Бенфике» отлаженная скаутская система, насчитывающая по 70–80 скаутов. Но это клубы-фермы, которые живут за счет продажи игроков. Они могут купить десять футболистов за два-три миллиона евро, понимая, что через какое-то время двоих-троих продадут за 40–50 миллионов и это позволит отбить затраты на всех десятерых да еще и заработать. Мы в России работаем по-другому: из-за границы можем привести парней только старше 18 лет, плюс нужно учитывать еще и лимит на легионеров. В Европе же клуб согласно регламенту ФИФА может привести футболиста от 16 до 18 лет с паспортом ЕС, то есть мы опаздываем на два года.
Хороший пример был у меня в Ереване на Евро U19, там играла сборная Швейцарии. Мне очень понравились три игрока, начинаю их изучать — один в «Барселоне», другой в «Челси», третий в «Ювентусе». Это нормальная история, когда лучших уже разбирают топ-клубы или клубы вроде «Динамо» Загреб или «Бенфики». Они тебе не продадут 19-летнего парня за три копейки сейчас, а только тогда, когда подготовят, и только в формате взошедшей звезды. Поэтому большого штата скаутов в России, может быть, и не нужно — нам бы Россию охватить. Если мы сможем детально изучить всех и каждого в Петербурге и Ленинградской области, то уже будет очень круто, — объясняет Маргарян.
При живом просмотре можно увидеть то, что осталось за кадром
Армен Маргарян, скаут ФК «Зенит»
Работа скаута предполагает жизнь в самолетах. Постоянные командировки на турниры и матчи для живого просмотра игроков… За месяц у себя дома скаут может прожить всего неделю, а все остальное время провести в разъездах.
Увидеть Килиана Мбаппе не составляет труда, если он на виду. Главное, чтобы в своем отчете скаут дал рекомендацию, которую от него ждут: брать или нет. А для этого нужно учесть кучу факторов — от того, как и какой ногой футболист обрабатывает мяч, и до того, как он общается с людьми. Посмотрите фильм «Крученый мяч» с Клинтом Иствудом. Пусть он и не про футбол, а про бейсбол и скаутинг, но сразу станет ясно: не всегда то, что на поверхности, стоит брать, а доверять нужно чутью того самого скаута, который имеет талант предвидеть.
— Если не уверены, не везите игрока, — продолжает Армен Маргарян. — Задача скаута — определить уровень футболиста и потенциал его роста. Также нужно учитывать предрасположенность тренера к стилю игроков. Если тренер играет в «вертикальный» футбол и ему нужен столб в атаке, а ты ему привозишь неклассическую «девятку» небольшого роста, то какие могут быть вопросы? Если это не Дрис Мертенс, конечно, который за счет скорости может компенсировать недостаток в росте, откликаясь на длинные передачи за спины защитникам.
Человек, который читает отчет скаута, должен понимать, насколько хорош тот или иной футболист. По итогам отчета нужно дать рекомендацию, подписывать ли с ним контракт, а также акцентировать внимание на возможных рисках — предположим, высокий травматизм, низкая стартовая скорость.
«Арсенал» пошел на этот риск
Есть хороший пример. Я ездил смотреть на Гранита Джака, когда он выступал за «Боруссию» М. В том матче Гранит на 25-й минуте получил красную карточку. Я сразу же, буквально на приветствии, когда он построился с командой, увидел у него в глазах нереальное возбуждение, агрессию, с которыми он пробегал половину первого тайма. Это крутой игрок с набором опций (начало атак, отбор мяча, видение поля), но психологически неустойчивый — он может взорваться в любой момент. «Арсенал» пошел на этот риск.
По телевизору вы увидите только красную карточку, а скаут с трибуны при живом просмотре увидит, что было до этого — как Джака реагировал на действия соперника, как на него реагируют болельщики. Из таких мелочей и складывается рекомендация для клуба.
Никто не будет выпускать молодого парня против топ-клуба
Александр Головин
Говорят, что Виктор Панченко, который работает селекционером в «Локомотиве», может разглядеть потенциал у игрока по тому, как тот выходит из автобуса. Скауту ЦСКА Андрею Мовсесьяну потребовалось пятнадцать минут, чтобы разглядеть талант юного Александра Головина. Но в среднем скауту требуется гораздо больше времени, чтобы определить уровень игрока и составить отчет по нему.
— Съездил я в Сочи на чемпионат России, играла СДЮСШОР «Зенит», — рассказывает скаут «Зенита» Армен Маргарян. — Смотрю, мальчика, с виду — крупный, широкая тазовая кость, мне такие футболисты не нравятся. Но по действиям у него очень высокий КПД — передачи все своему, удары в створ, мяч забил, голевую отдал. Дальше всегда нужно сравнивать, что перевесит — мое негативное впечатление или его КПД. Такая ситуация требует чуть больше времени, но в целом мне нужно три матча, чтобы определиться по игроку.
И все-таки в «Зенит» молодые игроки в последние годы совсем не попадают. Пройдя вертикаль академия — молодежная команда — «Зенит»-2, футболисты отправляются искать себя в других клубах, некоторые даже не получают шанса, за что болельщики часто критикуют тренерский штаб «Зенита». Не только Мирчи Луческу, но и Андре Виллаш-Боаша, и Лучано Спаллетти. Дело тут не в тренере, а в подходе руководства клуба, которое требует титулов. Поэтому не нужно сравнивать «Зенит» с условным белградским «Партизаном», имеющим прекрасную школу и широкий штат скаутов.
Лучано Спаллетти
— Конечно, у «Партизана» отличная школа, но они живут за счет своих воспитанников и их последующей продажи, — поясняет Маргарян. — «Партизан» потому и подпускает игроков к «основе» уже в 16–18 лет. «Зенит» себе не может этого позволить — в матче с топ-клубом никто выпускать 17-летнего парня не будет, если он, конечно, не играет и не тренируется на уровне главной команды. Если он не соответствует уровню, скажем, Йоана Молло, который может выйти на замену и хотя бы не ослабить игру, такого молодого парня никто не выпустит. У нас задача — выиграть трофей, у «Партизана» того же задача — заработать. К тому же у них чемпионат в разы слабее.
Пройдя вертикаль Академия – молодежная команда – «Зенит»-2, футболисты отправляются искать себя в других клубах
Работа селекционного отдела
Рыночная стоимость игрока за 30 лет низкая, но…
Скауты постоянно используют статистические платформы Opta, InStat и WyScout, которые собирают данные на игроков и снабжают их видеорядом. Но для финального решения по игроку скауты отправляются на живые просмотры, где можно не только увидеть поведение и действие игрока на поле без мяча, а значит — за объективом камеры, но и пообщаться с тренерами, агентами, родителями, чтобы собрать больше информации о потенциальном новичке.
Однако задачи для скаутов выставляет клуб и тренер, которые работают в зависимости от экономической ситуации. Лондонский «Арсенал» после чемпионства в 2004 году начал продавать звезд и выращивать своих молодых талантов, потому что большое количество финансов уходило на бюджет строительства стадиона «Эмирейтс».
Арсен Венгер
— ЦСКА потратил большие деньги на строительство стадиона и очевидно, что финансовые возможности клуба не безграничны, и именно с этим я связываю большое количество молодежи, которое они подпускают в основной состав, — рассказывает скаут «Зенита» Армен Маргарян. — Возможности у них были ограничены, как и у «Зенита» времен Юрия Андреевича Морозова. Не было такого, что все безумно хотели, чтобы играли молодые футболисты, но просто не было возможности приглашать сильных игроков. Поэтому сознательно давали шанс молодым.
Современный футбол пришел к тому, что 30 лет — уже не возраст. Еще пять лет футболист может спокойно «бомбить», как это делают Березуцкие и Игнашевич. Другое дело, что рыночная стоимость игрока за 30 низкая — ты его вряд ли продашь за большие деньги. Но если задача на сегодняшний день ставится выиграть чемпионат, то почему бы и не взять игрока за 30.
Можно ли попасть из нижних лиг в топ-клуб? Вот Владимир Ильин отлично играет в «Урале, но не многие знают, что этот парень в свое время поиграл в нескольких командах второй лиги, а уже потом перешел в ФНЛ («Тосно», «Кубань»).
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»