Уфимский «Салават Юлаев» впервые за всю историю КХЛ может не попасть в плей-офф. «Спорт День за Днем» рассказывает о селекционных ошибках, объясняет причины кризиса в клубе и предполагает последствия экспериментов Игоря Захаркина.
Двойка за селекцию
Летом «Салават», входивший во второй сезон с Захаркиным у руля, произвел большие изменения в составе. Профессор сказал, что в первую очередь нужно изменить линию обороны. В Уфу пришли Константин Корнеев, Денис Куляш, Дмитрий Воробьев, лучшие годы которых давно остались позади. Если взглянуть на статистику, то сразу становится ясно, что это провальные приобретения. Корнеев сыграл 38 матчей, набрал 3 (1+2) очка и имеет худший показатель полезности в команде («-10»). Воробьев за 41 матч набрал те же три очка, но у него хотя бы положительный показатель полезности («+6»). И все-таки от Дмитрия в Уфе ждали большего. Он заменил Ивана Вишневского, который в прошлом сезоне в 56 играх набрал 14 (4+10) очков. Приглашение этих двух защитников — явный селекционный провал.
С Куляшом история другая. Во-первых, от него никто ничего особенного и не ждал. Между тем обладатель «Царь-Пушки» в 55 матчах набрал 21 (11+10) очко и на данный момент именно он лучший бомбардир-защитник «юлаевцев». Но в последнее время Денис начинает сдавать. И показатель полезности «-5» — прямое свидетельство этого факта. Куляш теперь играет в паре с Корнеевым, и эта связка выглядит убийственно для «Салавата». Если раньше за защитником подчищал все ошибки Станислав Гареев, то сейчас у Дениса такой партнер, который чаще ошибается, чем играет надежно.
Но самой главной ошибкой Захаркина стала вратарская позиция. Кто бы что ни говорил, а оставить Никласа Сведберга — это инициатива главного тренера. После того как уфимцы в прошлогоднем плей-офф уступили магнитогорскому «Металлургу», Игорь Владимирович на пресс-конференции по итогам года сказал, что швед останется. Мол, к нему особых претензий нет, и в следующем сезоне он сыграет еще лучше. Но скандинав в этом году выглядит совсем слабо, выдавая провал за провалом.
И тут главный тренер, забыв о своих словах, заявил, что решение по голкиперу принимал питерец Кирилл Кореньков, отвечающий сейчас в клубе за вратарей.
— Я попросил Коренькова провести сравнительный анализ по Якубу Коваржу и Сведбергу, — рассказывал главный тренер «Салавата». — После этого анализа мы выбрали Сведберга.
Недавно наставник «Салавата» заявил, что он не принимал участия в селекционной работе во время межсезонья. Но в это верится слабо. В клуб приходили игроки, с которыми Захаркин работал в разные годы своей карьеры. Да и генеральный менеджер клуба Леонид Вайсфельд несколько раз говорил, что «Салават Юлаев» приобретает тех игроков, которых хочет видеть тренерский штаб.
Как найти виноватых?
— Захаркин — крепкий второй тренер, и не его вина, что он оказался, скажу мягко, не совсем на своем месте, — сказал в одном из интервью Александр Кожевников. — Все, что мы от него слышим из Уфы, — типично именно для второго тренера. Он пытается переложить ответственность на болельщиков, журналистов, менеджеров и так далее. Отсюда и вся анархия в игре «Салавата». Вайсфельд сказал, что никаких конфликтов нет. Впрочем, у Захаркина версия другая.
В «Салавате» действительно серьезный конфликт между главным тренером и генеральным менеджером. Захаркин недавно обвинил всех, кого только мог. Неправильно работает тренер вратарей, генеральный менеджер, а если сказать проще, то все, кроме генерального директора клуба, с которым у Игоря Владимировича хорошие отношения.
Смешнее всего слушать, что Захаркина искусственно пытаются задеть. И что у наставника уфимцев нет никакой власти — дескать, он занимается только своими делами. Но в то же время Профессор недоволен работой Вайсфельда и на телевидении объясняет, как должен работать генеральный менеджер.
— Мне кажется, что генеральный менеджер — это ежедневная работа, — сказал Захаркин. — Давайте, приведу простой пример. Мы говорим о том, что «Салават Юлаев» — богатый клуб. Хорошо. У нас плохо играет вратарь, что сделал бы в таком случае олигарх? Поменял бы, несмотря ни на какие расходы. Почему мы этого не сделали? Второй момент — у нас нет «центрального». Мне не нужны истории о том, что мы найдем какого-то выдающегося центрфорварда. Мне нужен конкретный игрок на конкретную позицию завтра.
Самое интересное, что в системе «Салавата» сейчас десять вратарей. Андрей Литвинов — лучший голкипер ВХЛ прошлого сезона, Никита Циркуль в этом сезоне творит чудеса в МХЛ и давно уже заслужил шанс в КХЛ. Он провел шесть матчей «на ноль», а также несколько раз признавался лучшим вратарем недели в МХЛ. Но за 57 матчей нынешнего чемпионата главный тренер использовал только двух вратарей — Сведберга и питерского воспитанника Андрея Гаврилова, который пополнил в межсезонье команду из столицы Башкирии.
А ведь есть пример СКА, где молодой Игорь Шестеркин по ходу сезона выдавил из «рамки» лучшего вратаря последнего чемпионата мира Микко Коскинена. Просто у питерцев есть здоровая конкуренция на задней линии, а уфимцев ее нет.
Теперь хоккеисты из Башкирии могут впервые за всю историю КХЛ не попасть в плей-офф. Почему же у «Салавата» случился такой кризис? Причин много. Во-первых, это большое количество травм. Но опять же, давайте вспомним лето 2016 года, когда Профессор решил провести экспериментальные сборы. Понятно, что большинство травм — это простое невезение. Но и скомканная подготовка дает о себе знать до сих пор. В некоторых ситуациях игроки элементарно не готовы к силовым столкновениям.
Во-вторых, за весь сезон уфимцам не удалось наиграть ни одной тройки нападения. Михаил Воробьев и Кирилл Капризов часто уезжали в молодежную сборную России, по ходу чемпионата в клуб приходили новые игроки и, конечно, были травмы.
Нельзя не сказать и о клубных проблемах. В начале сезона руководство запретило Вайсфельду давать интервью. Сейчас непонятно, кто будет генеральным директором и президентом команды. Больше месяца на тренерском мостике не было хорошо известного по выступлениям за СКА Андрея Зюзина, сейчас отвечающего в тренерском штабе за оборону. Причины его отсутствия не совсем известны. Сначала он болел, потом занимался «особым заданием», затем тренировал травмированных хоккеистов. После поражения от «Ак Барса» Захаркин выгнал из раздевалки Коренькова… Правда, потом вернул. Все эти события, конечно, сказываются на игре команды.
Что же будет дальше с «Салаватом»? Здесь возможны несколько вариантов. В том числе — либо исторический провал, либо фантастическое спасение. Захаркин в прошлом сезоне доказал, что он хороший тренер. С этим спорить нельзя. Он возглавил команду по ходу сезона и дошел с ней до финала Восточной конференции. Авторитет у этого специалиста высокий, хоккеисты уже сказали, что будут биться за своего наставника.
Отступать «Салавату» некуда. Клуб пока занимает пятое место на «Востоке», но от девятого его отделяют только три очка.
Если уфимцы не попадут в плей-офф, то их ждет череда проблем. Во-первых, сменят практически весь менеджмент команды. Во-вторых, с большой долей вероятности сократят бюджет клуба.
Чтобы всего этого не произошло, юлаевцам следует стать одним целым. Должны забыть все личные обиды Захаркин и Вайсфельд. В республике хоккей — это смысл жизни. Болельщики не простят команду, если нынешний розыгрыш Кубка Гагарина пройдет без «Салавата»!
Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie,
данных об IP-адресе и местоположении, помогающих нам сделать его удобнее для вас.Подробнее