• Промашка Курокавы

    15.07.07 16:01

    Промашка Курокавы - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    На месте стадиона имени Кирова – большая стройка. Меньше чем через полтора года здесь должна появиться новая футбольная арена: с раздвижной крышей, выдвижным полем, огромными, самыми большими в Европе, плазменными экранами. В Европе стадионы такого уровня возводятся за четыре-пять лет, а Петербургу не терпится. Первый матч «Зенита» в 2009 году уже должен быть сыгран на новострое, а до того стадион нужно сдать комиссии, протестировать и выполнить еще бог знает сколько связанных с этим формальностей. Короче говоря, все должно быть готово уже в ноябре 2008-го. И тогда губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко наградит строителей орденами.

    Хвост для стадиона

    Строительный подряд стоимостью 6,6 миллиарда рублей выиграла фирма ООО «Авант», которую возглавляет Григорий Фельдман. Из этих денег 400 миллионов придется заплатить японскому архитектору Кисе Курокаве, который в свою очередь выиграл конкурс на право представить концепцию нового стадиона, а проще говоря, нарисовать его. И теперь на оставшиеся деньги Фельдману нужно спроектировать этот  рисунок и воплотить в камне.

    – Вы знаете, сколько точек опоры у Медного всадника? – спрашивает Фельдман корреспондента «Спорта».
    – Конная статуя стоит на двух ногах. Две точки.

    – Нет, три. Третья – скрытая: хвост. Конь Петра опирается на постамент еще и хвостом. Точнее, на змею, которая на постаменте. В мире всего пять конных статуй, у которых две точки опоры, к остальным всегда что-то добавляли.

    Работая над стадионом, Фельдману тоже приходится придумывать скрытые точки опоры. Курокава, рисуя арену, дал волю фантазии.

    «У него крепления для крыши очень красиво и интересно придуманы. Но держаться она не будет, если сделать в таком виде, как на рисунке. Надо было сделать что-то такое, чтобы держало и при этом проект японца не изменился. Нашли в итоге выход из положения».

    А какой это был выход, Фельд­ман не говорит.

    «Окончательные чертежи таких объектов всегда дер­жатся в секрете. В Гельзенкирхене, на стадионе, где играет «Шальке», есть одна точка. Если в ней произвести взрыв – рухнет вся арена. Представьте, если о ней кто-нибудь узнает?!» – объясняет он.

    Будет ли такая точка у нового стадиона на Крестовском острове – неизвестно, но, вообще, от гельзенкирхенского объекта питерцы взяли очень многое. Например, раздвижное поле стоимостью 23 миллиона евро. «Оно будет находиться снаружи и приезжать внутрь только на футбол», – говорит Григорий Фельдман.

     

    Основание сделают из бетона и покроют тефлоновыми полосами.

    У них очень низкое сопротивление. На это основание будет накладываться подвижная часть толщиной в метр. Сверху – газон, снизу – бетон, все заковано в железную раму. Эта рама и будет двигаться по основанию. Выдвижная конструкция делается для того, чтобы газон постоянно находился под прямыми солнечными лучами. На стадионах с массивной крышей трава растет очень плохо: в «Лужниках» именно поэтому в свое время уложили синтетику.

    «“Шальке” только однажды поменял свой газон – и то к чемпионату мира, потому что это было требование ФИФА. А в Амстердаме, где не предусмотрено выдвижного поля, менять траву приходится по четыре раза за сезон», – рассказывает мой собеседник. 

    «Зенит» заказал только раздевалку

    У нового стадиона будет раздвижная крыша. Доставить ее можно только морским путем. Так что строители в сотне метров от стадиона строят грузовой причал…

    «Этот стадион будет использоваться не только «Зенитом», – уточняет Фельдман. – Он должен стать главной концертной площадкой в городе, тем более что других достойных площадок для выступлений мировых звезд просто нет. Нельзя же постоянно Дворцовую площадь использовать, перекрывая движение в центре города. Поэтому крыша, которая защитит не только трибуны, а весь стадион полностью, совершенно необходима».

    Впрочем, главным арендатором стадиона будет, конечно, футбольный клуб. Хоть строительство и финансируется из городской казны, все пожелания «Зенита» строители стараются удовлетворять. «Представители «Зенита» поначалу ко мне настороженно относились, – вспоминает Фельдман. – Но я им сказал, что не хочу с ними спорить.

    “Я здесь, чтобы слушать вас, – сказал я. – Хотите, чтобы футболисты по потолку ходили, – значит, сделаем на потолке крепления для ног, будут ходить. Хотите шкафчики в раздевалках вверх ногами – смонтируем вверх ногами, никаких проблем” ».Пожелания «Зенита» в итоге ограничились желанием иметь раздевалку, массажные и релаксационные ванны для игроков.

    Получается, для сборной России, матчи которой планируется здесь проводить, соорудят отдельные раздевалку, массажные и наполнят ванны...

    Некоторые опции, которыми будет изобиловать стадион, кажутся излишеством. Но в Питере и не отрицают, что хотят построить роскошный объект и угнаться за столицей. «Может быть, фраза поэта «Великий город с областной судьбой» утратит когда-нибудь свою актуальность? – надеется Фельдман. – Конечно, строительство такого сложного и дорогого объекта – это, в том числе, попытка сократить отставание от Первопрестольной, поднять претсиж Северной столицы».


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»