-
Прощай, «Мидланд»
30.09.06 15:59
Предстоящий Гран-при Китая, без сомнения, станет знаковым для команды «Мидланд». Не дожидаясь окончания сезона-2006, ее новые владельцы – голландцы Виктор Мюллер и Мишель Мол – приняли решение выпустить болиды на гонку в Шанхае под новым названием «Спайкер» и в новом обличии. Машины, раньше отдаленно напоминавшие своими черно-красными цветами «Макларен», будут перекрашены в национальные гоночные цвета Голландии – оранжевый с добавлением серебристого. Таким образом, уже в Китае от «Мидланда» останутся одни воспоминания.
Ты помнишь, как все начиналось…
Факт, что «Мидланд» в конечном счете будет продан, давно считался секретом Полишинеля. Правда, вряд ли кто-нибудь рассчитывал, что это произойдет еще по ходу нынешнего сезона, тем более что до его конца осталось всего три этапа.
История российской команды «Формулы-1» практически точь-в-точь напоминает истории с российской трассой и российским пилотом в «Королевских гонках»: начиналось все с пафосных заявлений, презентаций будущих проектов, броских заголовков в прессе, больших надежд простых болельщиков, а заканчивалось в конце концов ничем.
Собственно, назвать «Мидланд» российской командой можно с такой же гигантской натяжкой, как и лондонский «Челси». Российскими в ней были разве что происхождение владельца, натурализованного канадца Алекса Шнайдера, маленький триколор на болиде да лицензия на участие в чемпионате «Формулы-1» от Российской федерации автоспорта. Хотя когда концерн «Мидланд Групп», занимающийся сталелитейным бизнесом, судоходством, строительством и много еще чем, в январе 2005 года купил «Джордан», у компании были далеко идущие планы. Шнайдер сразу же сообщил, что собирается создать российскую команду с российскими же пилотами, которых будет поддерживать начиная с младших «Формул», и вообще всячески способствовать развитию автоспорта в нашей стране. Для пущей убедительности в прошлом году презентацию «Джордана» устроили на Красной площади, при этом огромному количеству собравшихся зрителей продемонстрировали не только машину, но и Романа Русинова – нового тест-пилота команды. Но, как выяснилось позже, это была всего лишь PR-акция, с помощью которой Шнайдер надеялся привлечь к сотрудничеству с командой российских бизнесменов. Но те вовсе не спешили вкладывать деньги в непонятный для них проект.
В итоге «МФ-1» пошел проверенным путем, и места боевых пилотов получили рент-драйверы (то есть те гонщики, чьи спонсоры смогли найти запрашиваемую сумму) – португалец Тиагу Монтейро и индус Нараин Картикеан, которого в этом году сменил голландец Кристиан Альберс. По тому же принципу была приглашена и целая армия тест-пилотов – Винкельхок, Сутиль, Мондини и дель Монте. Роман Русинов же за 20 месяцев проехал всего 25 кругов.
В сезоне-2005 команда финансировалась очень слабо. Из-за финансовых проблем «конюшня» была вынуждена разорвать контракт с компанией «Даллара» на строительство шасси и сократить до минимума тестовую программу. Поэтому нечего удивляться, что желтые машины «деградировали» до уровня совсем уж безнадежных «Минарди». У Шнайдера тогда была отговорка: мол, этот сезон переходный, мы собирались дебютировать только в 2006 году («Мидланд» сначала намеревался создавать команду с нуля, но босс «Формулы-1» Берни Экклстоун уговорил Алекса купить «Джордан»), поэтому просто готовимся к следующему сезону. Почему нужно готовиться ничего не делая для развития, не пояснялось. И в итоге уже летом 2005 года в прессе появились первые слухи о том, что на самом деле «Мидланд Групп» купил команду только для того, чтобы перепродать ее подороже.
Ничего личного, только бизнес?
В начале нынешнего года ситуация в «конюшне» вроде бы изменилась к лучшему. На старт команда вышла уже под новым названием «Мидланд Ф1», с новой черно-красно-серебристой раскраской. Финансирование увеличилось вдвое, на трассу была выведена новая машина MF16, которая к тому же регулярно тестировалась в Сильверстоуне. Правда, на результатах это не очень-то сказывалось. Хотя руководители «Мидланда» в межсезонье заявляли, что их болиды в ходе сезона будут регулярно набирать очки и бороться с BMW и «Ред Буллом», на практике Монтейро и Альберс несколько раз даже уступали завзятым аутсайдерам нынешнего чемпионата – машинам «Супер Агури». Подобные «достижения» российской команды лишь породили новую волну слухов о продаже «Мидланда». К тому же в мае Экклстоун совместно с президентом Международной федерации автоспорта Максом Мосли оповестил всех, что начиная с 2008 года в «Королевских гонках» смогут участвовать 12 команд, то есть на одну больше, чем сейчас. И на последнее место в списке претендовали сразу 12 команд. Досталось желанное место компании «Продрайв». А на Шнайдера обрушился шквал предложений о продаже команды. Как мы теперь знаем, российский бизнесмен с канадским паспортом остановил свой выбор на корпорации «Спайкер». Голландцам покупка обошлась в $106 млн.
Хотел ли Алекс Шнайдер исключительно заработать на перепродаже с самого начала или принял решение избавиться, как модно сейчас говорить, от непрофильного актива по ходу сезона нынешнего, известно только ему. Понятно только одно: команда «Формулы-1» – вовсе не его мечта, что бы он ни говорил. Шнайдер – не фанат спорта, в отличие от тех же Романа Абрамовича или австрийца Дитера Матешица, готовых тратить на свои детища сколько угодно. Алекс даже на гонках появлялся крайне редко. А значит, этот проект изначально как для российских пилотов, так и для российских болельщиков не сулил ничего хорошего.
Более того, как это ни прискорбно, нашей стране в «Формуле-1» ничего не будет светить до тех пор, пока те, кто имеет возможность приобщить Россию к вершине автоспорта, относятся к ней лишь как к возможности заработать, пытаясь при этом как можно меньше потратить. Косвенно это подтвердил и сам Шнайдер, в пресс-релизе по случаю продажи «Мидланда» заявивший: «На данный момент «Формула-1» в Голландии является гораздо более зрелым видом спорта и имеет более высокий уровень понимания, чем в России. Я уверен, что новые владельцы команды смогут грамотно использовать коммерческие и национальные аспекты голландского «гражданства» команды «Спайкер»».
Кстати
Праздник на улице Альберса
Вчера стало известно, что одним из пилотов «Спайкера» в сезоне-2007 станет голландец Кристиан Альберс. Пилот нынешний чемпионат провел в «Мидланде» и, можно сказать, достался новым владельцам «конюшни» по наследству. «Сначала я получил место в команде, потом команда стала голландской, а теперь они продлевают контракт и готовы мне заплатить – прогресс налицо! Смена собственника открывает интересные перспективы, с Майком Гаскойном и новым поставщиком моторов мы переходим на новый уровень», – сообщил Альберс. Предполагается, что поставщиком двигателей для «Спайкера» станет «Феррари», но официально об этом пока не объявлено.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»