• Прощай, «Мидланд»

    30.09.06 15:59

    Прощай, «Мидланд» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Предстоящий Гран-при Китая, без сомнения, станет знаковым для команды «Мидланд». Не дожидаясь окончания сезона-2006, ее новые владельцы – голландцы Виктор Мюллер и Мишель Мол – приняли решение выпустить болиды на гонку в Шанхае под новым названием «Спайкер» и в новом обличии. Машины, раньше отдаленно напоминавшие своими черно-красными цветами «Макларен», будут перекрашены в национальные гоночные цвета Голландии – оранжевый с добавлением серебристого. Таким образом, уже в Китае от «Мидланда» останутся одни воспоминания.

    Ты помнишь, как все начиналось…

    Факт, что «Мидланд» в конечном счете будет продан, давно считался секретом Полишинеля. Правда, вряд ли кто-нибудь рассчитывал, что это произойдет еще по ходу нынешнего сезона, тем более что до его конца осталось всего три этапа.

    История российской команды «Формулы-1» практически точь-в-точь напоминает истории с российской трассой и российским пилотом в «Королевских гонках»: начиналось все с пафосных заявлений, презентаций будущих проектов, броских заголовков в прессе, больших надежд простых болельщиков, а заканчивалось в конце концов ничем.

    Собственно, назвать «Мидланд» российской командой можно с такой же гигантской натяжкой, как и лондонский «Челси». Российскими в ней были разве что происхождение владельца, натурализованного канадца Алекса Шнайдера, маленький триколор на болиде да лицензия на участие в чемпионате «Формулы-1» от Российской федерации автоспорта. Хотя когда концерн «Мидланд Групп», занимающийся сталелитейным бизнесом, судоходством, строительством и много еще чем, в январе 2005 года купил «Джордан», у компании были далеко идущие планы. Шнайдер сразу же сообщил, что собирается создать российскую команду с российскими же пилотами, которых будет поддерживать начиная с младших «Формул», и вообще всячески способствовать развитию автоспорта в нашей стране. Для пущей убедительности в прошлом году презентацию «Джордана» устроили на Красной площади, при этом огромному количеству собравшихся зрителей продемонстрировали не только машину, но и Романа Русинова – нового тест-пилота команды. Но, как выяснилось позже, это была всего лишь PR-акция, с помощью которой Шнайдер надеялся привлечь к сотрудничеству с командой российских бизнесменов. Но те вовсе не спешили вкладывать деньги в непонятный для них проект.  

    В итоге «МФ-1» пошел проверенным путем, и места боевых пилотов получили рент-драйверы (то есть те гонщики, чьи спонсоры смогли найти запрашиваемую сумму) – португалец Тиагу Монтейро и индус Нараин Картикеан, которого в этом году сменил голландец Кристиан Альберс. По тому же принципу была приглашена и целая армия тест-пилотов – Винкельхок, Сутиль, Мондини и дель Монте. Роман Русинов же за 20 месяцев проехал всего 25 кругов.

     

    В сезоне-2005 команда финансировалась очень слабо. Из-за финансовых проблем «конюшня» была вынуждена разорвать контракт с компанией «Даллара» на строительство шасси и сократить до минимума тестовую программу. Поэтому нечего удивляться, что желтые машины «деградировали» до уровня совсем уж безнадежных «Минарди». У Шнайдера тогда была отговорка: мол, этот сезон переходный, мы собирались дебютировать только в 2006 году («Мидланд» сначала намеревался создавать команду с нуля, но босс «Формулы-1» Берни Экклстоун уговорил Алекса купить «Джордан»), поэтому просто готовимся к следующему сезону. Почему нужно готовиться ничего не делая для развития, не пояснялось. И в итоге уже летом 2005 года в прессе появились первые слухи о том, что на самом деле «Мидланд Групп» купил команду только для того, чтобы перепродать ее подороже.

    Ничего личного, только бизнес?

    В начале нынешнего года ситуация в «конюшне» вроде бы изменилась к лучшему. На старт команда вышла уже под новым названием «Мидланд Ф1», с новой черно-красно-серебристой раскраской. Финансирование увеличилось вдвое, на трассу была выведена новая машина MF16, которая к тому же регулярно тестировалась в Сильверстоуне. Правда, на результатах это не очень-то сказывалось. Хотя руководители «Мидланда» в межсезонье заявляли, что их болиды в ходе сезона будут регулярно набирать очки и бороться с BMW и «Ред Буллом», на практике Монтейро и Альберс несколько раз даже уступали завзятым аутсайдерам нынешнего чемпионата – машинам «Супер Агури». Подобные «достижения» российской команды лишь породили новую волну слухов о продаже «Мидланда». К тому же в мае Экклстоун совместно с президентом Международной федерации автоспорта Максом Мосли оповестил всех, что начиная с 2008 года в «Королевских гонках» смогут участвовать 12 команд, то есть на одну больше, чем сейчас. И на последнее место в списке претендовали сразу 12 команд. Досталось желанное место компании «Продрайв». А на Шнайдера обрушился шквал предложений о продаже команды. Как мы теперь знаем, российский бизнесмен с канадским паспортом остановил свой выбор на корпорации «Спайкер». Голландцам покупка обошлась в $106 млн.

    Хотел ли Алекс Шнайдер исключительно заработать на перепродаже с самого начала или принял решение избавиться, как модно сейчас говорить, от непрофильного актива по ходу сезона нынешнего, известно только ему. Понятно только одно: команда «Формулы-1» – вовсе не его мечта, что бы он ни говорил. Шнайдер – не фанат спорта, в отличие от тех же Романа Абрамовича или австрийца Дитера Матешица, готовых тратить на свои детища сколько угодно. Алекс даже на гонках появлялся крайне редко. А значит, этот проект изначально как для российских пилотов, так и для российских болельщиков не сулил ничего хорошего.

    Более того, как это ни прискорбно, нашей стране в «Формуле-1» ничего не будет светить до тех пор, пока те, кто имеет возможность приобщить Россию к вершине автоспорта, относятся к ней лишь как к возможности заработать, пытаясь при этом как можно меньше потратить. Косвенно это подтвердил и сам Шнайдер, в пресс-релизе по случаю продажи «Мидланда» заявивший: «На данный момент «Формула-1» в Голландии является гораздо более зрелым видом спорта и имеет более высокий уровень понимания, чем в России. Я уверен, что новые владельцы команды смогут грамотно использовать коммерческие и национальные аспекты голландского «гражданства» команды «Спайкер»».

    Кстати

    Праздник на улице Альберса

    Вчера стало известно, что одним из пилотов «Спайкера» в сезоне-2007 станет голландец Кристиан Альберс. Пилот нынешний чемпионат провел в «Мидланде» и, можно сказать, достался новым владельцам «конюшни» по наследству. «Сначала я получил место в команде, потом команда стала голландской, а теперь они продлевают контракт и готовы мне заплатить – прогресс налицо! Смена собственника открывает интересные перспективы, с Майком Гаскойном и новым поставщиком моторов мы переходим на новый уровень», – сообщил Альберс. Предполагается, что поставщиком двигателей для «Спайкера» станет «Феррари», но официально об этом пока не объявлено.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»