-
Прошло 10 лет со смерти Хуана Антонио Самаранча. Такой фигуры катастрофически не хватает МОК
Его обвиняли и в связи с Гитлером, и с КГБ21.04.20 08:39
Седьмой по счету президент Международного олимпийского комитета (МОК) Хуан Антонио Самаранч признан этой организацией одним из самых выдающихся деятелей олимпийского движения минувшего века.
Испанец был парадоксальной личностью и великолепным организатором. Его заслуги в 20-м веке оценены миру по достоинству, но больше всего фигуры подобного масштаба не хватает именно сейчас. Для Самаранча, бизнесмена, политика, деятеля МОК, которому король Испании в 1991 году присвоил титул маркиза, не было неразрешимых задач. Эдакий гениальный прагматик, не боявшийся никаких сложностей. Вы только представьте себе человека с мировым именем, которого на Западе долго и всерьез обвиняли в разные годы то в связях с гитлеровцами, то в работе на КГБ, а ему это совершенно не мешало добиваться успеха во всех своих сложнейших начинаниях. МОК он возглавлял 21 год!
Что до связей с гитлеровской Германией, то речь шла исключительно об экономических проектах, ничего личного, только бизнес. Доказательств никаких, так что обвинения со временем отпали. К тому же, в 1945-м Самаранчу было всего 24. А вот франкистом он был, это неоспоримо.
В 1977-м году Хуан Антонио Самаранч становится Чрезвычайным и Полномочным Послом Испании в Москве. Это, вероятно и послужило поводом для возникших впоследствии слухов, будто Президент МОК агент КГБ.
С доказательствами, опять же, туго. Но Самаранч своих симпатий к Советскому Союзу никогда не скрывал.
Спас МОК
Возглавив МОК в 1980-м, испанец практически спас эту организацию, буквально погибающую от безденежья. В те годы спортсмены-профессионалы де-юре к Играм не допускались. МОК был подлинно общественной организацией. Потомственный бизнесмен Самаранч за 21 год работы превратил МОК в крупнейший трансконтинентальный концерн с многомиллионным оборотом. Именно он привлек внимание крупнейших спонсоров к Олимпийским Играм. Телевизионные трансляции он сумел сделать источником крупнейших доходов МОК. Он очень точно чувствовал время и допустил к участию в Олимпиадах спортсменов-профессионалов, резко подняв уровень Игр. Это в разы подняло интерес к Олимпиадам и, опять же, их доходность.
Спас Игры в Москве
В 1980-м Самаранч спас Игры в Москве, невзирая на бойкот их со стороны Западных стран. Он был категорическим противником переноса Олимпиады и отмены их. А ведь и те, и другие призывы были хорошо слышны. Но президент МОК эти варианты отказался даже рассматривать. Более того, Самаранчу удалось убедить американцев отказаться от идеи провести параллельную Олимпиаду. Ее бы игнорировал МОК. В 1992-м году он вновь проявил себя искусным дипломатом. И вновь спас Игры от скандала, убедив Бориса Ельцина отправить на Олимпиаду в Барселону Объединенную команду (СНГ).
Коммерциализация олимпийского движения
У всякой медали, как известно, две стороны. Сегодня многие заслуги Самаранча ставятся некоторыми критиками ему в минус. Маркиз прикрывал глаза на допинг в спорте высших достижений в погоне за коммерциализацией спорта. Вообще, с идеалами чистоты Олимпизма Пьера Кубертена Самаранч легко расставался. Именно при нем проживание в олимпийской деревне с демонстрацией того, что «мы все одна семья» перестало быть обязательным. Кто-то прилетал на Игры на частном самолете и останавливался в шикарных люксах пятизвездочных отелей, профессионалы же пришли!
Сейчас ему вменяют и безмерное расширение программы Олимпиад в погоне за коммерциализацией и рекламодателями. А теперь, когда Самаранча нет, это привело к падению интереса к Играм. Еще говорили, что сам маркиз погряз в роскоши. Только в Лозанне на его проживание в год тратилось полмиллиона долларов.
Давайте, все же, личное благосостояние дона Хуана Антонио оставим наследникам.
Важен результат
Все остальные обвинения… Коммерциализация олимпизма и МОК была тогда жизненно необходима. А она да, сопровождается и некими сопутствующими явлениями. Но Самаранч знал меру. На Играх в Сиднее-2000 (последняя Олимпиада маркиза на посту президента МОК) было разыграно 300 комплектов наград, а вот в Рио-2016 339.
Допинг пришел в спорт до Самаранча, но борьба с фармакологической подпиткой не убивала в его годы интерес к Олимпиадам и другим турнирам. Не убивала целые виды программы, как, к примеру, тяжелую атлетику, велоспорт, да и легкую атлетику тоже. ВАДА было под МОК, а не наоборот. И самое главное: во времена президентства Самаранча, крупного политика вообще-то, обвиняемого то в связях с гитлеровцами, то с КГБ, олимпийское движение и близко не было столь политизировано, как нынче. Он талантливо обходил все острые углы в том числе и в период холодной войны. И в этом плане великолепно соблюдал заветы Кубертена.
Читайте также
Спорт – это эротическое шоу. После завершения эпидемии это только возрастет
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»