• Проверка на дороге

    15.05.11 14:39

    Проверка на дороге - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    О «Локомотиве» в восторженных (или полувосторженных, что почти одно и то же) тонах заговорили еще до начала сезона, а после того как команда обыграла в первом туре «Динамо», ее, даже несмотря на два пропущенных в конце встречи гола (был бы и третий – времени динамовцам не хватило), вознесли на пьедестал. Тогда мало кто обратил внимание на то, что беготни в исполнении обоих участников матча было заметно больше, нежели игровой мысли. «Локо», так показалось, в большей степени, нежели соперник, придерживался основ игровой дисциплины, но, не исключено, проявлению этого немаловажного качества поспособствовал быстро забитый гол. Затем последовали поражения в Перми и Самаре (с домашней ничьей с «Ростовом» в промежутке между ними) – городах, команды которых в конце прошлого сезона ногтями цеплялись за премьер-лигу. Поражения эти отнесли на счет невезения, хотя какое уж тут невезение, когда «Локомотиву» так и не удалось опровергнуть тактические варианты хозяев поля, которые, особенно футболисты «Амкара», отряжали в оборону по восемь-девять полевых игроков. Серия из трех побед, начавшаяся натужным выигрышем в Черкизове на свежепостеленном газоне у «Волги», пришлась на дебютантов премьер-лиги. Она, похоже, позволила «Локомотиву» прийти в себя.

    Шаг профессионала

    Юрий Красножан проходит сейчас серьезную проверку на футбольной дороге. Часть пути тренера, заставившая о нем заговорить как о специалисте, способном при минимальном, смешном для так называемых элитных российских команд, бюджете и футболистах не самого, мягко говоря, высокого класса, пришлась на Нальчик. Она завершена. Красножан принял вызов, и теперь его проверяют «Локомотивом». Споры относительно профессиональных качеств каждого тренера, проявившего себя на провинциальном уровне, ведутся давно. Виртуальные попытки представить специалиста, поставившего игру не московской и не питерской команде, в одном из столичных клубов или в «Зените» нелепы, поскольку никогда и близко не дадут возможности представить, как сработает тренер (в данном случае из Нальчика) в Москве (в данном случае в «Локомотиве»). Красножана вполне можно считать первопроходцем, рискнувшим переместиться на более высокий уровень. Почему я в этой ситуации не вспоминаю примеры других тренеров из провинциальных городов, появлявшихся в Москве и в ней не преуспевших, скажем, Рашида Рахимова? Только потому, что Красножан «выстрелил» не разово, а на протяжении нескольких лет из года в год подтверждал тренерскую квалификацию, ставя одному из самых бедных в финансовом отношении клубов премьер-лиги игру. Практически все наблюдатели называли это очень качественной работой.

     

    Без неприкасаемых

    Основная задача «Локомотива» (речь не о клубе, а о команде) – поиск стабильности. Не только в игре, но и во взаимоотношениях внутри коллектива. Если в Нальчике Красножан с трудом порой подбирал футболистов для стартового состава, то в «Локо» в его распоряжении большая группа игроков, каждый из которых (кто с полным на то основанием, кто без оного) убежден, что именно он должен выходить на поле с первых минут матча, и требуется колоссальная тренерская выдержка для того, чтобы регулировать сложнейший кадровый процесс.

    Можно предположить (только тренер знает о своей реакции на событие), что Юрий Красножан вздохнул с облегчением, когда ему по телефону сообщили о совершенном в последний трансферный миг переходе Александра Алиева в Киев. Алиев – игрок, как оказалось, одного тренера. Никому (в киевском «Динамо», во всяком случае) не удавалось с ним справляться и направлять энергию Алиева в мирных целях. Только – Семину. Дополнительная и совершенно ненужная головная боль Красножану в том случае, если бы Алиев остался в «Локомотиве», несомненно, была бы гарантирована. К счастью для тренера, все завершилось так, как завершилось. Да, Алиев может забить со штрафного (хотя спустя какое-то время после его появления в российском чемпионате вратари приноровились к ударам украинского полузащитника), но он – футболист без скорости. У Красножана же все строится, как, собственно, и полагается в современном футболе, на общекомандных скоростях. Даже Дмитрий Лоськов в скоростных действиях от партнеров не отстает, равно как не отстает от них 37-летний капитан «Локо» в том, что имеет непосредственное отношение к оборонительной работе (Алиев из нее выпадал).

    Мягкий с виду, излучающий добродушие Красножан с первых же минут пребывания в команде показал, что не относится к категории людей, которым можно сесть на шею. Без криков, шума и ненужных объяснений в прессе новый главный тренер своим тактичным подходом к каждому футболисту, умением доходчиво объяснить футбольные тонкости и тренировками, проводившимися на высоком профессиональном уровне, поставил игру. Не так-то просто отправить в запас недавнего форварда сборной России, но Красножан без ущерба для команды, а на пользу ей и самому Дмитрию Сычеву сделал это.

    Насколько весомо слово главного тренера в селекционной сфере клуба, президент которого с радостью рассказывает о том, как она сама ездит смотреть потенциальных кандидатов в коман­ду и уверенно раздает сугубо игровые характеристики футболистам? Минувшее зимнее межсезонье – первое для Юрия Красножана в «Локомотиве» – ответ на этот вопрос дать, разумеется, не могло. Многое, надо полагать, прояснится летом. Вряд ли тренер собирается снимать с повестки дня вопрос о приобретении высококвалифицированного нападающего, способного усилить атакующие действия команды.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»