• Прыжок в черную дыру

    03.08.06 12:19

    Прыжок в черную дыру - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Два раза в год клубы российской премьер-лиги включаются в увлекательный процесс покупки и продажи игроков. Этот бессмысленный вид деятельности под названием «трансферная активность» имеет характерную российскую специфику. Кратко сформулировать ее можно так: из приличных игроков в Россию никто не едет.

    Не едут по разным причинам. Молодые и перспективные, покупки которых постоянно требуют прогрессивные болельщики, не едут потому, что. подписав контракт с любым российским клубом, они сами ставят «дубовый крест» на своей карьере. Переехать играть в Россию – значит попасть в черную дыру. Российский чемпионат не показывают ни в одной европей-ской стране, «нарезка» изредка попадает в новости «Евроспорта», ни один европейский (куда уж тут говорить о мировом) «телевизионный журнал» не упоминает Россию. Сюда не ездят скауты-селекционеры. Тренер национальной сборной вычеркнет даже из списка дальнего резерва. И на черта? Понятно, что в качестве контраргумента все уже вспомнили Жо, но о нем – дальше.

    Звезды или, если угодно, номинальные звезды, не едут в Россию по другой причине. Здесь, как это ни печально прозвучит, не очень комфортно жить. И ставшие притчей во языцах жены футболистов – лишь подтверждение общего тренда. Из относительно, даже условно относительно, именитых игроков в России «отсачковал» полсезона лишь Катанья, заманенный в Самару профессиональным пиарщиком Германом Ткаченко. Лукарелли, Зе Роберто, Класнич – самые свежие примеры. Росицки, Барош, Недвед – не самые свежие. Не важно, на какой стадии переговоров был получен отрицательный ответ, априори ясно: менять, например, колхозный духом Бремен на даже по европейским меркам исключительной красоты Петербург как-то не хочется.

    За последние несколько лет российский футбол, как бы это ни самонадеянно прозвучало, изменился в лучшую сторону: Кубок УЕФА армейцев, Хиддинк в сборной – понятно, о чем идет речь. Однако трансферная деятельность клубов как оставалась на доисторическом уровне, так и остается. И с учетом этого обстоятельства относительный оптимизм может основываться на двух примерах. Первый – упомянутый Жо, который пока остается исключением по всем параметрам: и с точки зрения того, как он быстро адаптировался, и с той точки зрения, что он вообще сюда приехал. Если Жо через год перейдет вслед за Ярошиком в какой-нибудь «Челси», агентам на переговорах можно будет говорить об обнадеживающей тенденции: «Вот, поиграл против «Шинника» с «Амкаром», а теперь живет на Оксфорд-стрит и завтракает у Абрамовича». Второй – переход в «Зенит» Фатиха Текке из турецкого «Трабзонспора». Скептики могут сколько угодно сочиться желчью: турок, мол, не самый известный клуб, разве это игрок мирового уровня, – но важно другое: в Петербург согласился приехать один из лучших бомбардиров куда более известного, нежели российский, чемпионата, а также один из лучших бомбардиров сборной, которая в 2002 году играла в полуфинале чемпионата мира.

    И может, бог с ними, с Зе Роберто да Класничами. А пока и Текке может стать той «первой ласточкой», после которой в Россию – пусть пока и не в промышленных объемах – потянутся мастеровитые футболисты сильных клубов не последних европейских чемпионатов. Совсем недавно и таких не было.

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»