-
Прыжок вниз
20.02.10 17:14
Евгений Плющенко мог стать четвертым в истории фигурного катания двукратным олимпийским чемпионом. Или должен был стать, как мы сами себя убедили после его возвращения в большой спорт. Судьи рассудили иначе: золотую медаль они решили отдать американцу Эвану Лисачеку. Евгений, как и в Солт-Лейк-Сити, довольствовался серебром.
Плющенко предложил вниманию зрителей в меру зрелищную и технически сложную произвольную программу. Ему удался и каскад из четверного с тройным, и тройного с двойным. Не обошлось и без небольших технических огрехов, но казалось, что сложность заявленных и выполненных элементов позволяет рассчитывать на общее первое место. Однако оценки Евгений получил ниже, чем американец Лисачек, обошедшийся без четверного прыжка, но откатавшийся с минимумом помарок.
Во избежание скандала судьи выставили американцу и россиянину одинаковые оценки за «компоненты», хотя именно этот аспект перед произвольной программой внушал нам наибольшие опасения. Махнули арбитры рукой на артистизм, одним словом. Зато нашли возможность подтянуть Лисачека в технике. Почти два балла россиянин проиграл на вращениях и дорожках шагов. То есть судьи не повелись на четверной прыжок и сложные каскады. Формально они имели право премировать Лисачека за его коронные элементы и оштрафовать Евгения за помарки при исполнении тройного акселя и тяжелые выезды из пары каскадов. Четверной прыжок оказался прыжком с верхней ступени пьедестала. Все чисто, считают в Америке и международной федерации, которая все больше напоминает филиал этой уважаемой мировой державы.
«Лисачек доказал, что можно выиграть Олимпиаду и без тройного прыжка», — заявил босс ISU Оттавио Чинкванта. Положим, доказал это не Лисачек, доказали это судьи. Из одиночного катания постепенно выхолащиваются спортивные принципы — это тоже они доказали. Спору нет, красиво разводить руками и показывать чудеса пластики во время вращений тоже важно. Можно еще глаза подвести тушью, а губы подкрасить помадой. Получится спектакль на льду. А не мужское фигурное катание. И бессмысленно спорить о том, какое именно слово в названии вида ключевое. Катание должно быть и фигурным, и мужским. А любителям дорожек шагов в конце концов можно подобрать подходящую партнершу и податься в танцы на льду. Эти самые дорожки должны носить функцию вспомогательного звена, связывающего сложные элементы. Чтобы мужское катание было в то же время и фигурным. А то уж больно много простора для перестановок спортсменов с одной ступени пьедестала на другую у судей появляется.
То, что победу отдали Лисачеку, который аккуратно (не опускаясь ниже определенного уровня, но и не поднимаясь выше) выполнил не самые сложные элементы, — символично. Америка мечтала о золоте в мужском одиночном катании все те 22 года, что советские и российские спортсмены никого не подпускали к вершине. Лисачек и его тренер— типичные американцы, такие же усредненные, как вся эта страна. И с такими же нездоровыми амбициями. Будь иначе, он бы не стал обсуждать прокат Плющенко, как только ему на шею повесили чужую медаль. Разумеется, речь не идет об антироссийском заговоре. Просто это золото нужно было Америке как воздух. Чтобы поднять пошатнувшиеся рейтинги фигурного катания. Когда-то этот вид спорта был в США безумно популярен и финансово состоятелен. Но ушли победы, ушли и деньги. Теперь ситуация может измениться. Пожелаем им удачи.
И не стоит подавать протест. Евгений сделал очень много — больше, чем в силах просто хорошего спортсмена и олимпийского чемпиона. А медаль пусть Лисачек забирает, нам серебро Евгения дороже золота. В конце концов, от Плющенко в фигурном катании останется четверной прыжок — хотя бы как ориентир мастерства, а про «золотые» дорожки забудут через неделю.
Серебряный призер Игр-2010 Евгений Плющенко: «Нужно менять систему»
После завершения туринира мужчин-одиночников Евгений Плющенко выглядел раздосадованным, но не сломленным.
— Я был уверен, что выиграл вторую Олимпиаду. По старой системе выиграл бы что-то вроде 6:0, 6:0. Я безумно благодарен Господу, моим тренерам, моим родителям и моей жене за помощь, без них у меня вряд ли бы была эта Олимпиада. Можно сказать: здорово, человек три с половиной года не катался, вернулся и выиграл серебряную медаль. Да, это здорово. Но когда ты катаешься достойно... А сегодня я вроде бы катался достойно. И кураж был, и правильные движения... Может быть, да, какие-то прыжки были с вырывом... Но это Олимпиада!
После короткой программы мне сказали: ты катался первым, поэтому тебя немножко засудили, не дали оценочку правильную. Но сейчас-то я катался последним! И откатался чисто! Это же тоже должно как-то учитываться. Наверное, им не нужен еще Плющенко, опять Плющенко... Но я хочу спросить: а где люди, которые стоят за моей спиной, которые должны бороться, обыгрывать меня? Я их не увидел. Поэтому мне обидно. Но даже после этого поражения я не собираюсь опускать руки и заканчивать карьеру.
Я подавать протест не буду. Подача протеста зависит от руководства.
О проблемах судейства надо было начинать говорить после короткой программы. Надо было бить в колокола, и кричать, и говорить, и требовать. Но это не мы должны делать, не спортсмены, а федерация, чиновники, люди, которые ответственны за спорт.
И еще. Нужно поменять всю систему подготовки. Я бы хотел предложить некоторые нововведения, которые были бы полезны для спортсменов. Если мы хотим видеть россиян на подиуме в Сочи, то надо менять всю систему уже сейчас. Я могу говорить только про фигурное катание, но думаю, и во всех остальных видах спорта нужно сделать все то же самое.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»