-
Психолог сборной России, академик Альберт Родионов: Тренер должен прощать
04.09.07 16:02
Альберт Родионов – спортивный психолог, 40 лет проработавший с национальными командами нашей страны, профессор, заведующий кафедрой психологии Российского государственного университета физической культуры, президент Российской ассоциации психологов спорта. Он работал с Александром Гомельским, Валерием Лобановским, Всеволодом Бобровым. В настоящее время Альберт Вячеславович консультирует мужскую сборную по баскетболу, находящуюся в Испании. В интервью «Спорту» специалист поведал о шансах нашей команды, а также рассказал о значимости работы спортивного психолога.
– Альберт Вячеславович, Дэвид Блатт сказал, что слабое место в подготовке баскетболистов сборной – это психология. Как вы считаете, что он имел в виду?
– Не столько психология, сколько взаимоотношения тренера и команды. Дэвид Блатт – профессионал, опытный тренер, но он, к сожалению, почти не говорит по-русски, а игроки, за исключением Кириленко и Хряпы, плохо знают английский. Поэтому не понимают тонкостей его замыслов. Они только недавно поняли, что Блатт предпочитает играть «маленькими» игроками. На мой взгляд, наставник все-таки уделяет недостаточно внимания психологической подготовке. Нет, он не против самой науки психологии. Когда я даю ему результаты тестирования игроков, он говорит: «Спасибо, это так интересно». Но когда надо провести диагностику, отвечает: «Хорошо, но сейчас я не могу. И на следующей неделе не могу». Психолог должен работать с командой постоянно, жить с ней. Недооценка психологической подготовки в последние годы стоила нам большого количества медалей.– Но ведь считается, что лучший психолог – это сам тренер.
– Олег Романцев тоже так считал. Тренер наносит последний мазок. А создавать настрой, формировать мотивационную сферу должен психолог. Дело не только в том, что базовые знания, получаемые будущим тренером, не позволяют решить серьезных проблем. Чтобы воздействовать на психику игрока, нужно установить с ним теплые, доверительные отношения. А работа тренера предполагает авторитарное давление на подопечного. С тренерами-иностранцами эти проблемы особенно актуальны. Дэвид Блатт, например, израильтянин и, на мой взгляд, не очень хорошо понимает менталитет русского человека. Те же серб или литовец это делают лучше.– Волейболистов вот тренировал сербский специалист. Он и по-русски хорошо говорит. Но результат все равно оказался печальным…
– Выступление команды во многом зависело от Семена Полтавского. А у Зорана Гайича отношения с ним не сложились. Полтавский – человек, которому надо многое прощать. Это вообще хороший способ управления игроком. Когда тренер-диктатор прощает, у игрока остается чувство благодарности. Я видел, как прощали Александр Гомельский и Владимир Кондрашин. У Гомельского литовские игроки после отбоя постоянно уходили гулять. Он знал об этом. Но закрывал глаза, потому что это были профессионалы и великие игроки. А с других Гомельский спрашивал строго.– Но ведь женская сборная по волейболу добилась высокого результата с тренером-иностранцем.
– С женщинами проще. Их почти не надо мотивировать. Если тренер-мужчина нашел подход к русской женщине, она для него горы свернет. У наших женщин и национальная гордость развита сильнее, чем у мужчин. Они к флагу и форме относятся более трепетно. На пьедестале плачут искренне. А мужчины относятся ко всему этому немного цинично.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»