Российский судейский корпус проводит сезон-2009 в условиях, приближенных к экстремальным. Им, вообще-то говоря, не привыкать: сама суть работы арбитра подразумевает состояние войны с окружающим враждебным миром. Судьи — под вечным подозрением; их без устали ругают, дисквалифицируют и даже, случается, бьют. Кое-кто из числа особо рьяных критиков, как рассказывают знающие люди, регулярно пытается всучить им взятки. А уж как реагируют на эти попытки арбитры, одному Богу ведомо. Хотя, возможно, и он не в курсе.
Корпоративная клубная инициатива, согласно которой жалобы на судейство до конца как минимум первого круга писать запрещено, выглядит на фоне российских реалий довольно странно: качество арбитража от количества рекламаций никак не зависит, а судьи ошибались, ошибаются и будут ошибаться во все времена. Зато по окончании моратория ведомство Сергея Зуева наверняка расстреляют из шестнадцати крупнокалиберных пулеметов разом, потому что претензии копятся, они никуда не делись и деться, в сущности, не могли. Клубы рассчитаются со своими мучителями за все, и ожидание этой неизбежной кары накладывает на работу судейских бригад отпечаток нервической обреченности. Кстати, контракт Сергея Зуева с РФС подходит к концу, и продлить соглашение ему не предложено. Внятный, не требующий толкования сигнал.
Как бы то ни было, глава КФА считает, что по ходу первой трети турнирной дистанции судьи выглядели в общем и целом достойно. И, знаете ли, гораздо легче согласиться с такой оценкой, чем поспорить с ней. При единственном необходимом условии: нужно возвыситься над схваткой, отринуть частности и попытаться оценить картину в целом.
Бригада Гвардиса (5-й тур, «Локомотив» — «Зенит» — 1:1)
На 81-й минуте центрального матча тура случилось невероятное: выпустив на поле вместо россиянина Погребняка турка Текке, тренерский штаб «Зенита» превысил лимит на легионеров, имеющих право одновременно находиться на поле. Текке стал седьмым лишним и был таковым ровно четыре минуты — до того мгновения, когда опомнившийся Дик Адвокат восстановил торжество закона, заменив хорвата Крижанаца россиянином Широковым.
Инцидент получил небывалый резонанс, усугубленный тем, что регламент чемпионата России, оказывается, не содержит четких указаний на тему «кто здесь виноват и что всем нам делать?». Мнения полярно разделились, но в итоге КДК РФС посчитал главными виновниками бригаду арбитров под руководством Александра Гвардиса (лайнсмены Владислав Ходеев, Андрей Малородов и резервный судья Тимур Арсланбеков). «Судейская бригада не выполнила свои функции, она в полном составе отстранена до конца первого круга. Эти арбитры не имеют права обслуживать матчи премьер-лиги, но смогут работать на играх первого и второго дивизионов», — прокомментировал решение президент РФС Виталий Мутко. «Главный судья и его ассистенты в целом со своими обязанностями справились. И неслучайно все трое подали апелляции в экспертно-судейскую комиссию. Единственный, кто должен быть наказан в соответствии с нашими регламентами, — резервный арбитр», — возразил ему глава КФА Сергей Зуев.
Прения, впрочем, ни к чему не привели: судьи ушли со сцены, а «Зенит», облегченно вздохнув, выплатил 500 тысяч рублей штрафа. Хотя при других раскладах мог рассчитаться и тремя очками.
Станислав Сухина (9-й тур, ЦСКА — «Зенит» — 2:1)
Такие игры обязательно снабжаются характеристикой «повышенная сложность». У них свой, особый нерв, богатая предыстория и, как правило, нетривиальный сюжет. Соответственно и на судей падает тройная, если не больше, нагрузка — прежде всего психологического, разумеется, свойства.
Арбитр из Малаховки Станислав Сухина провел в этот день один из лучших в своей карьере матчей. Невзирая на «электрический» характер поединка, судья не стал тянуть одеяло на себя, четко определил грань между дозволенным и запрещенным, ни в одном из множества спорных эпизодов не потерял лицо и обошелся всего четырьмя желтыми карточками (причем три их них получили хозяева).
К арбитражу Сухины (равно как и к действиям его помощников Евгения Волнина и Сергея Пантелеева) не было претензий ни у зрителей, ни у игроков, ни у тренеров. Определенные дискуссии вызвал назначенный Сухиной за пять минут до конца матча пенальти (Тимощук сыграл рукой неумышленно, конечно, но контакт был столь отчетливым, что двойных толкований не допускал). Он сделал свою работу на твердую пятерку, и это, кстати, отразилось в рапорте делегата встречи Алексея Спирина. «Сухина провел матч на высоком уровне, — отметил в послематчевом комментарии один из авторитетнейших российских судей.— Он был последователен в принятии решений. Особенно это касается эпизодов, связанных с контактом мяча и рук игроков. А тульский арбитр Пантелеев блестяще «взял» момент, в котором «Зенит» сравнял счет: игрок гостей Ионов, сделавший передачу Семшову, не находился в положении «вне игры». Отличная игра!».
Альмир Каюмов (5-й тур, «Амкар» — «Кубань» — 1:0)
В самом конце матча защитник «Амкара» Иван Черенчиков, автор единственного в этой встрече гола, исполнил, сам того не желая, номер, который навсегда останется в памяти зрителей, футболистов и московского судьи Альмира Каюмова. В одном из эпизодов находящийся на своей половине поля Черенчиков задумал длинный поперечный пас — то, что на языке футбола называется переводом мяча с фланга на фланг. Черенчиков подработал мяч под удобную правую, определил адресата и выполнил передачу. И все бы, нет сомнений, у парня получилось, если бы на пути мяча не оказалась голова Каюмова. Арбитр рухнул на газон как подкошенный, не на шутку напугав автора результативной передачи. Но мгновением позже, отойдя от состояния грогги, высказал в лицо Черенчикову целый ряд претензий. После матча незадачливый амкаровец даже к телекамерам специально вышел, чтобы принести судье публичные извинения. Впрочем, играющая на его губах ироничная ухмылка не оставляла сомнений в том, что виновным он себя не считает. Дело, как говорится, житейское.
Мало было Альмиру Измаиловичу жестокого нокдауна, так делегат матча Сергей Анохин еще и свою лепту в эту драму внес. Он выставил судье неудовлетворительную оценку, посчитав поводом эпизод, случившийся в штрафной гостей на 41-й минуте: бразильский защитник краснодарцев Вильям Боавентура сыграл рукой, однако пенальти назначен не был. Правда, сам судья с такой оценкой своей работы категорически не согласился, подал апелляцию, и чуть позже экспертная судейская комиссия под председательством Никиты Симоняна рефери оправдала.
Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie,
данных об IP-адресе и местоположении, помогающих нам сделать его удобнее для вас.Подробнее