-
«Пусть все вокруг горит огнем — медали Родине даем». Как Станислав Жук менял фигурное катание
Спорт как средство воспитания гражданина и патриота12.10.18 00:52
В январе 2015 года СДЮШОР ЦСКА по фигурному катанию было присвоено имя Станислава Жука. Тренера, ученики которого принесли СССР 138 медалей (67 золотых, 36 серебряных, 35 бронзовых), завоеванных на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы. Тренера, которому запретили появляться на родном катке после кляуз завистников, уставших ему проигрывать. Справедливость восторжествовала слишком поздно, когда Станислава Алексеевича уже не стало. Несмотря на годы, проведенные в Москве, для Ленинграда он сделал также очень много.
Знаковая встреча на «Динамо»
— Роль тренеров в достижениях воспитанников сложно переоценить — на них возложена ответственность за результаты, физическую и психологическую подготовку спортсменов. Увы, но имена тех, кто готовит чемпионов, обычно остаются на тренировочном катке. Мне кажется, что присвоение армейской школе по фигурному катанию имени одного из самых прославленных тренеров ЦСКА Станислава Жука очень символично. Это событие стало выражением уважения клуба к памяти Станислава Алексеевича и всем, кто воспитывает новых звезд,— этими словами Елена Водорезова отдала должное своему учителю и заставила лишний раз задуматься тех, кто своими поступками очернил последние годы жизни великого тренера.
Жук вошел в историю как новатор. Представьте. Чемпионат Европы — 1958, Станислав со своей женой Ниной в статусе чемпионов СССР приехали в Братиславу и буквально шокировали своей программой не только зрителей, но и судей. Параллельные прыжки, в том числе в два с половиной оборота, акробатические поддержки, причем одной рукой — никто тогда не делал ничего подобного. Как показывает история, ко всему новому люди привыкают крайне долго, гладя по головке своего внутреннего ретрограда, начинающего скулить от наступающего на пятки прогресса. Судьи нашли к чему придраться, уличив советскую пару в превышении времени программ и в чересчур опасных поддержках. Чемпионами Европы должны были стать хозяева, чехословаки, что в итоге и произошло. Но и своим серебром Жуки остались довольны.
Принято считать, что вся карьера Жука строилась на соперничестве с представителями Ленинграда, в основном с Олегом Протопоповым и Людмилой Белоусовой. Однако это всего лишь совпадение. Город на Неве в жизни Станислава Алексеевича имел огромное значение. Именно сюда он приехал из Ульяновска, поступил в Техникум физического воспитания и навсегда связал свою жизнь с фигурным катанием. Именно здесь он познакомился с девушкой Ниной, родившейся в блокадном Ленинграде и ставшей в будущем его женой. Николай Панин, Ксения Цезар, Федор Дятлин, Петр Орлов — имена с большой буквы, на которые равнялись все ребята, начинавшие путь в фигурном катании в Северной Пальмире. На стадионе «Динамо» и случилась знаковая встреча будущего семейства Жуков. Теперь равняются в том числе и на них.
К сожалению, добиться большего за пределами родины Жукам так и не удалось. Могло быть лучше, но вмешивались и факторы, к фигуристам отношения не имевшие. Чемпионат Европы — 1961, состоявшийся в Западном Берлине, советские спортсмены пропускали по политическим причинам, а ЧМ — 1961 был отменен в связи с катастрофой Боинга-747, в которой погибла вся сборная США.Станислав Жук искал и другие варианты саморазвития, поэтому выступал в государственном ансамбле «Балет на льду» при Союзгосцирке, солируя вместе с женой Ниной. Однако всем вокруг было понятно, что душа уроженца Ульяновска, ставшего профессиональным фигуристом в Ленинграде, хочет большего.
Предательство «маршала Жукова»
Отдушиной для Станислава Алексеевича стала именно тренерская работа. Здесь он мог воплотить в жизнь все то, что ему в свое время дал Петр Орлов и чего хотелось самому. «Пусть все вокруг горит огнем — медали Родине даем» — именно с таким лозунгом Жук с остервенением принялся за лепку новых героев. Меньше чем за два года Станислав Алексеевич сделал свою младшую сестру Татьяну и Александра Гаврилова бронзовыми призерами ЧЕ и ЧМ — 1963. А дальше пошло-поехало.
— Мне говорили: дескать, кого ты, Стас, берешь! Это же какая-то каракатица! Но я сразу понял, что из девчушки выйдет толк.
Как вы думаете, о ком так говорил Жук? Не поверите, но об Ирине Родниной! Из болезненной девочки, уже тренировавшейся в ЦСКА, он сделал великую чемпионку, не проигравшую ни одного соревнования после своей первой победы! В паре с Алексеем Улановым она стала олимпийской чемпионкой 1972 года, за что Жука отметили орденом «Знак Почета». Но эта пара просуществовала недолго, так как Уланов влюбился в Людмилу Смирнову и захотел кататься именно с ней. Жук же остался с Родниной, отыскав для нее в Ленинграде перворазрядника Александра Зайцева. Уже спустя полгода они стали чемпионами мира, даже несмотря на диверсию сотрудника братиславской арены, выключившего музыку во время выступления советской пары.
Зайцев называл Жука за глаза «маршалом Жуковым». Объяснялось все жесткостью, с которой Станислав Алексеевич порой руководил своими учениками. Для него во главу угла всегда ставился результат, поэтому миндальничать со спортсменами он не любил. За что и поплатился. Опять же за глаза ученики Жука создавали образ монстра, поэтому, будучи уже состоявшимися спортсменами, не хотели так же на сто процентов отдаваться спорту. Тренер это видел и высказывал регулярные претензии. Так Роднина и Зайцев ушли к Татьяне Тарасовой.
Неудивительно, что Жук все чаще стал выпивать, глуша обиду алкоголем. Но он никогда не позволял себе опускаться, ища новые вызовы. Будучи всю жизнь парником, он не побоялся работы с одиночниками, в результате чего Сергей Четверухин стал первым советским фигуристом, завоевавшим медали на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх. Дальше дошло дело до работы с девушками-одиночницами, среди которых самым ярким бриллиантом стала Елена Водорезова. Болезни не дали ей реализоваться в полной мере, но она все же успела стать первой советской фигуристкой, взявшей медаль чемпионата Европы.
Сегодня существует около двух десятков элементов, придуманных Станиславом Жуком. Именно он придумал систему судейства, при которой каждый элемент оценивается в отдельности. Он занимался разработкой системы коэффициентов сложных элементов, ездил по всей стране, отсматривал талантливых ребят. «Он был требовательный, но за своих учеников всегда стоял горой»,— вспоминала Нина Жук. Именно таким он и останется в памяти поклонников фигурного катания.
Фото: РИА «Новости»
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»