• «Работа судьи со среднемесячной зарплатой в 400 тысяч не может быть непривлекательной». Как РФС повышает уровень судейства в России?

    Павел Каманцев рассказал, почему люди все еще хотят стать судьями в футболе

    17.02.23 12:32

    «Работа судьи со среднемесячной зарплатой в 400 тысяч не может быть непривлекательной». Как РФС повышает уровень судейства в России? - фото

    Фото: РФС

    Если ты хочешь стать судьей, то сразу должен готовиться к тому, что на твою долю выпадет много негатива. И чем выше ты взлетишь, тем больше его будет. Но в последние годы работа арбитра стала неконтролируемо взрывоопасной. В каждом сезоне случались громкие скандалы: судьи завершали карьеру, клубы обещали сняться с чемпионата. Ну а в результате желающих встать на путь футбольного арбитра только уменьшалось.

    Мы помним, что завершили карьеру в судействе Алексей Еськов и Михаил Вилков. Длительное отстранение получали Василий Казарцев, Кирилл Левников, Владислав Безбородов, Алексей Сухой, Игорь Панин, Артем Любимов. То есть вообще никто не застрахован.

    Однако в первой половине этого сезона удалось обойтись без громких скандалов. Ошибки иногда случались, но все же до отстранений дело не доходило. Возможно, это связано с тем, что судьи стали работать лучше. Возможно, дело в том курсе, который избрал текущий руководитель Павел Каманцев. Сменив иностранцев Виктора Кашшаи и Витора Перейру, он пытается сделать арбитров гораздо более открытыми. Зимний судейский сбор в Турции стал самым открытым для журналистов из всех, что были ранее. Нам дали возможность пройти тесты на физическую подготовку вместе с арбитрами, а потом даже устроили матч между журналистами и судьями. Подробнее об этом выйдет отдельный материал, но уже сейчас можно поделиться наблюдением, что арбитры – такие же люди, как и мы с вами.

    С приходом Александра Дюкова условия для работы судей заметно улучшились. У них появились регулярные сборы, тренеры по физподготовке, разнообразные инструменты для отслеживания данных во время тренировок и для восстановления. Еще пять лет назад ничего этого не было, а кто-то и не видел в этом необходимости.

    Судьи РПЛ работают в тренажерном зале

    Новый же курс развития нацелен уже не на техническое оснащение арбитров, а на их открытость. Каманцев хочет, чтобы судья стал практически таким же публичным лицом, как и футболист. Именно для этого возник эксперимент с объяснением решений на камеру на Зимнем Кубке РПЛ в ОАЭ. Но перенести его в условия РПЛ пока не представляется возможным, поскольку такие эксперименты сперва заверяет ФИФА и УЕФА, и только потом позволяет задействовать другим.

     

    «Мы не можем делать совсем уж как хотим», – рассказывает Каманцев. – «В следующий раз они нас спросят за излишнюю публичность: “И так уже много шалите”. Такая публичность становится и для них обязательной. Мы находимся в этой системе. Почему есть ограничения для судей по правилам игры, публичным общениям и прочее? Не из-за того, что ФИФА и УЕФА есть дело до нашего судейства.

    Их журналисты спрашивают: “Почему они это делают, а мы нет? Даже эти динозавры и медведи смогли сделать, а мы, такие суперсовременные и продвинутые, так не делаем”. Привести в пример кого-то – это хороший аргумент, особенно если по статистике там только позитивные отзывы. Ну а если в дикой нетолерантной России это прижилось, то у нас в условной Британии это еще лучше будет».

    При этом в среде российских арбитров далеко не все поддерживают настолько широкую открытость. Например, давать интервью сразу после матчей многие считают перебором. Как минимум из-за того, что всем болельщикам в этот момент захочется получить лишь чего-то жареного, а не сухого объяснения, почему арбитр действительно оказался прав, а его команда закономерно проиграла на футбольном поле, а не из-за свистков судьи. 

    Работа ВАР

    Скорее всего, в РПЛ в ближайшее время таких новшеств мы не увидим. Может, и хорошо. В конце концов, от судей в первую очередь стоит ждать управления игрой, сбережения здоровья футболистов и как можно больше правильных решений. Никто не отменял правило: идеальная работа арбитра – когда его не видно.

    С этой точки зрения лучший способ повысить качество судейства – сделать так, чтобы судья не думал ни о чем, кроме футбола. Про качественные условия работы уже уже сказано, но не менее важна финансовая сторона. И Павел Каманцев считает, что зарплаты арбитров сейчас соответствуют высокому уровню.

    «Если говорить о Москве, Хабаровске, Салехарде и других городах, где зарплаты аномально высокие, то, может, те деньги, которые получают арбитры, не являются суперпривлекательными. Но если говорить, к примеру, о моей родной Самаре, то там, судья РПЛ с среднемесячной зарплатой в 400 тысяч рублей не может быть непривлекательной работой. Я не знаю других мест, где человек, не добившийся сверхрезультатов в спорте, может получать такие деньги. Плюс к судьям есть уважение. Клубы не встречают судей с каменными лицами, постоянного негатива к арбитрам нет. У нас есть ситуации, когда часть своей персональной ответственности менеджеры и тренеры перекладывают на судей. Но мы с этим боремся.  У нас отсутствует контекст, но это и понятно: журналисты работают с клубами, и если вы плохо о них пишете, они закрываются. Мы этого не делаем. Поэтому нас «спокойно» можно полоскать. А клуб попробуй пополощи. Мы же знаем кейсы, когда клубы отказывались от сотрудничества с конкретными СМИ. 

    Павел Каманцев

    Мы находимся с клубами в идеологических разных ситуациях. Писать плохо о нас - это хорошо. Но я убежден, что наши судьи лучше, чем наши игроки. У нас не так много топовых российских футболистов. А наша судейская система дала таких арбитров, как Карасев, Безбородов, и так далее. Наша футбольная система такими результатами похвастаться не может. Да, с появлением ЮФЛ и развитием академий, наверное, будет прорыв. Но если говорить про прошлое – много ли вы назовете наших топовых футболистов, играющих в Европе? При этом ресурсы потрачены колоссальные. С помощью лимита для наших футболистов создали прекрасные условия. Игроком в России быть супер. Даже средний игрок в России получает сверхдоход. 

    В нашей индустрии судьи лучше игроков, менеджеров и всех остальных. У нас не так много кейсов, когда клубы брали иностранного игрока, развивали его и получали деньги. Сейчас это невозможно в силу политики, но и раньше таких кейсов почти не было. "Ростов" сейчас занимается развитием молодых игроков. Но нельзя сказать, что это делает вся лига. Судьи ограничены этическими вещами. Про нас могут сказать плохо, а мы в ответ - нет. При этом мы не считаем себя ущербными. До всей этой ситуации российские судьи были востребованы в Европе».

    Наши судьи лучше наших футболистов. Такой посыл несет своими словами Каманцев. И это еще мы не увидели в полной мере эффекта от внедрения ЮФЛ в систему российского футбола, где не только игроки юного возраста стали получать важнейший игровой опыт, но и судьи обрели возможность набивать первые шишки, чтобы не набивать их потом на уровне Второй, Первой или Премьер-лиги.

    В данный момент мы видим, что судьи в ЮФЛ порой допускают совсем глупые ошибки, теряют нити игры. Но РФС относится к ним не так строго, как в РПЛ. За игровые ошибки не отстраняют, только за попытки воздействия на результат. Но раньше такие ошибки судьи допускали на уровне профессионального футбола, где в большей степени команды бьются за результат.

    Пока все прогнозы по развитию судейства выглядят уверенно только на бумаге. Но картинка складывается действительно неплохая. Если ранее мы констатировали слабости российского судейства без явной перспективы к улучшению, то теперь появилась надежда на то, что это развитие не обойдет нас стороной.

    Фото: РФС


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»