• Рашид Рахимов: Четыре с половиной года в Грозном – приличный срок. Мне не нравится топтаться на месте

    Рашид Рахимов рассказал о работе в «Ахмате», Денисе Глушакове и творческой паузе

    29.10.19 15:04

    Рашид Рахимов: Четыре с половиной года в Грозном – приличный срок. Мне не нравится топтаться на месте - фото

    Фото: sportfakt.ru

    Рашид Рахимов покинул «Ахмат» месяц назад после поражения в гостях от «Сочи» (1:2). Оно отбросило клуб на 15 место. Это был уже второй заход Рахимова в Грозный, до этого он тренировал «Терек» с 2013-го по 2017-й года, занял с ним пятое место – самое высокое в истории. Дальше клуб возглавляли Олег Кононов, Михаил Галактионов, Игорь Ледяхов, но слишком короткие сроки, чтобы обсуждать их всерьез.

    В итоге осенью 2018-го руководители уже «Ахмата» снова обратились к Рахимову. Но сотрудничество не получилось долгим. Рашид Рахимов рассказал «Спорту День за Днем», почему.

    Если не развивать клуб, можно рассчитывать только на кратковременный успех

    – Чем занимались в последний месяц с момента ухода из «Ахмата», Рашид Маматкулович? Отдыхали?
    – Ну да. Ничем, в принципе, не занимался. Нужно было слетать в Европу. Я договорился с двумя-тремя тренерами, нужно было с ними посидеть, поговорить, поделиться мнениями. Больше ничего за этот месяц. У меня была пауза.

    – Это ваши друзья, знакомые, коллеги?
    – Да. Но они иностранцы.

    – Это не называется «излить душу»?
    – Не-ет (смеется). А зачем душу-то изливать, я не понимаю? Просто есть определенный интерес к тому, что они делают. Интересовался, что у них на работе, что нового может появиться. Пока есть время, можно все это примерить на себя.

    – Так вы теперь какой-нибудь заграничный клуб возглавите?
    – Да нет (смеется). Пока не думаю. Пока ничего нет! Предполагать, гадать в такой ситуации не нужно.

    – Чем вообще тренер заполняет такие творческие паузы?
    – Кто чем. Кто-то просто отдыхает. Кто-то смотрит футбол. Кто-то совмещает какие-то моменты. Это все сугубо индивидуально.

    – Анатолий Федорович Бышовец часто говорит: я, дескать, во время пауз начинаю больше понимать наш футбол, чем когда работаю в нем.
    – Это стиль Анатолия Федоровича – такие ответы (смеется).

    – Если подводить черту по вашей последней эпохой в «Тереке»…
    –… в «Ахмате».

    – Да, извините. Так что привело к уходу из клуба?
    – Я говорил, что бывают периоды в жизни, где есть начало и завершение. Настал такой момент, когда нужно завершить. Потому что в общей сложности четыре с половиной года в «Ахмате» многое в себя вместили. Играла команда хорошо. Но когда ты видишь, что нет того движения вперед, то работать просто ради того чтобы работать, не очень хочется. Это достаточно приличный срок. Надо уметь сказать «стоп».

     

    – Почему ни у кого из тренеров не получается добиться успехов с «Ахматом»?
    – Как у меня? (Смеется.)

    – Хотя бы. Вы же заняли с ним пятое место в 2017-м.
    – Ну тут сложно. Четыре с половиной года – это много. Понимаете, чтобы делать шаг вперед, нужно перестраивать всю работу, нужна хорошая структура клуба, нужна инфраструктура вокруг клуба. Нужно очень много вложить, потому что, чтобы добиваться успехов, нужно что-то улучшать все время, менять какие-то вещи. И ориентироваться в такой ситуации на клубы, которые в этом направлении работают и у которых есть такие возможности.

    – Вы, наверное, все это неоднократно говорили руководителям «Ахмата». Они и сами должны понимать.
    – Я считаю, за этот момент нам надо было цепляться, когда были возможности. Я и тогда, когда приходит в команду, говорил: если все время занимать места седьмые, шестые, пятые, рано или поздно это надоест игрокам, тренерам, самому клубу. Тогда нужен толчок, новый стимул. Нужно повысить конкуренцию в команде, дать ей новое качество в виде новых игроков. Нужны вложения. То есть, нужны своевременные изменения. Если ты за такие моменты не цепляешься, то можешь «выскочить» один год, а потом опять опустишься. Примеров достаточно. Мы говорим о той же «Уфе», о том же «Арсенале», которому тяжело после успеха держаться на том же уровне. («Арсенал» в прошлом сезоне РПЛ занял шестое место, а новый сезон начал с вылета из квалификации Лиги Европы. – «Спорт День за Днем».) И много других примеров – годами строят тот же «Краснодар». И сегодня этот клуб не представляет себя за пределами первой пятерки.

    – То есть, постоянно клуб нужно подпитывать деньгами, игроками, увеличивать бюджет?
    – Да все, все, что касается профессионального футбола, развития клуба, самой структуры клуба – это очень важный момент.

    – Подарить машину – не решить вопрос повышения мастерства?
    – Эти вещи не взаимосвязаны, я считаю. Это другое. За какой-то успех, проявленные хорошие качества, за стремление…

    –… за гол на последних минутах.
    – Ну да. Подарок, поощрение. Это никак не связано.

    – Нельзя сказать, что вы заставляли себя работать прям через силу в «Ахмате», одолжение делали? Все-таки срок приличный.
    – Да нет, нет. Никто себя не заставлял через силу, наоборот, мне нравилась эта работа. Мне нравилось, что каждый год у нас было движение вперед. После паузы, когда я туда пришел, понимал, что возникнут определенные сложности. Сказал, хорошо, мы будем в середине этот год. Но, если хотим сделать шаг, нужны снова приобретения. Но мы не стали сильнее, в сравнении с прошлым сезоном. Это мое однозначное мнение. Я видел, что мы топчемся на месте, что будем в лучшем случае восьмыми, десятыми. Эта стагнация, топтание на месте мне самому не очень нравилась. Все-таки мы видели другой футбол, мы играли в другой футбол, был результат. Хотелось большего.

    Глушаков себя не исчерпал

    – Есть все-таки специфика работы в Грозном? Нас туда, помню, как-то возили на матч «Зенита». Все время под охраной, вокруг люди с автоматами. Сейчас, конечно, все под-другому, но все-таки…

    – Надо понимать специфику региона. Везде все по-своему. На самом деле надо отдать должное руководителям «Ахмата». Глава Республики старается делать все по максимуму для клуба. У Рамзана Ахматовича много других забот. И доверие от него было. Просто для меня четыре с половиной год работы в «Ахмате» – большой срок. У каждого тренера свои подходы к работе. Когда прихожу куда-то, сразу изучаю, что может клуб, его сильные и слабые качества, какие могут быть ориентиры, какая ментальность людей в регионе. Это важный момент для тренера. А потом ты уже выстраиваешь определенный стиль, который может быть. Я везде работал полтора-два, четыре с половиной года.

    – Сейчас тяжелее добиваться успехов в премьер-лиге? Скажем, если сравнивать «Терек» и «Ахмат»?
    – Это вопрос обученности тренера, его компетенции. Вот это как раз зависит от тренера. Я редко сижу без движения, даже когда отдыхаю. Тот год, когда не работал, был на стажировках и в «Лацио», в «Хоффенхайме», в «Наполи». Достаточно хорошие клубы, у каждого из них свое видение футбола. Но для себя уже давно понял: надо вырабатывать свой стиль, ориентируясь на то, какую команду принимаешь. Ни в коем случае не копируя работу других коллег. Ты можешь какие-то моменты адаптировать под свою работу, но ни в коем случае не копировать.

    – А конкуренция в РПЛ стала сильнее?
    – Наоборот, я думаю, все усреднилось. Посмотрите, какая плотность команд с 6 места по 15-е.

    – В таком чемпионате труднее добиваться успеха?
    – Если нет определенного превосходства, если не чувствуешь запаса прочности, знаешь, что в любой игре все возможно… От исполнительского мастерства игроков все зависит. От везения очень много. Нельзя быть уверенным, что в том или ином матче ты возьмешь три очка.

    Большое интервью о «Спартаке» – единственный шанс напомнить о себе. Скоро мы окончательно забудем про Дениса Глушакова

    – Вы пригласили в «Ахмат» Дениса Глушакова. Как он, способен выйти на тот уровень, который у него был в «Спартаке»?
    – Я думаю, может вернуться на тот уровень. Но это не просто, когда ты в течение большого количества времени находишься в стрессе, переживаешь моменты, которые не очень приятны. У него же не только личные сложности, но и профессиональные. Тяжело от этого отойти. Большой период для восстановления нужен. Ты должен полностью от этого отречься. Я думаю, у него есть возможность, он себя не исчерпал.

    – Мне еще нравился в «Ахмате» Антон Швец, но он очень уж грубый.
    – Да не грубый он. Просто он жесткий. Такие игроки порой играют на этих позициях. Эмоции перехлестывают. Он старается быть неуступчивым, любит единоборства. Говорить, что он грубый, я бы не стал. Футбол – контактный вид спорта. Порой теряешь контроль над своими эмоциями, это да. Вы, наверное, судите по тому, что произошло в матче с «Ростовом».

    – Да, когда игрок «Ростова» подлетел ногами вверх, и Швеца удалили.
    – Не надо по этому эпизоду о нем судить. Он не играет так всегда.

    Самые дорогие игроки РПЛ: кто они и сколько стоят?

    – Вы сказали, что уровень чемпионата усреднился. А за титул кто будет бороться? «Зенит» и «Локомотив»?
    – По большому счету да. «Спартак» еще должен к ним подтянуться, хотя отставание очень большое. («Зенит» опережает «Спартак» на 14 очков после 14 туров. – «Спорт День за Днем».) Все остальное так и останется.

    – Кого из молодых тренеров могли бы отметить в премьер-лиге? Сейчас их много.
    – Никого не хочу обсуждать. Ты выделишь одного кого-то, другой обидится. Я всех уважаю и хорошо знаю тренерскую работу.

    – «Зенит» под руководством Сергея Семака закономерно задает тон второй сезон?
    – «Зенит» по тому качеству, которое у него есть, по составу, по глубине состава должен быть наверху, конечно.

    – На «Матч ТВ» будете выступать?
    – Да-да-да. Я уже был три дня подряд. В четверг буду. На выходных буду.

    – Андрей Аршавин уже ведущий на «Матч ТВ». Вам не предлагали такую роль?
    – Нет, это не мое (улыбается).


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»