-
Расширить лигу, сократить зарплаты, закупить гречку
Комплекс мер или беспорядок? Обсуждаем предлагаемые изменения в российском футболе16.03.22 19:45
Восемнадцать, двадцать две, тридцать или сорок команд будет в РПЛ – споры бессмысленные. Точно так же, как кризисные нагнетания, что не будет туалетной бумаги, следовательно, нужно бежать за гречкой. Отложенный ковидом спрос на спортивно-массовые мероприятия непременно увеличит количество российских зрителей на трибунах, но для многих клубов это будет лишь отсрочкой главного испытания – чего вы на самом деле стоите для своих поклонников без еврокубкового хайпа. И тот же вопрос к руководству – чем теперь станете обосновывать трансферную политику?
Многолетний призыв – отобрать деньги у зажравшихся футболистов и отдать их нуждающимся – никогда не был близок к реализации, как сейчас. Пока страна решает задачи во внешней политике, планово сражаясь с беспрецедентными санкциями, можно вообще делать, все что угодно, пусть и на свой страх и риск. Например, завышать цены на товары, не имеющие отношения к международной торговле. Не убирать преддомовую территорию, объясняя это выросшими ценами в связи с тем, что иностранный дворник не вышел на работу. Наконец, создавать РПЛ из 40 команд, при том, что больше трети клубов уже готовы не только полностью отказаться от иностранцев, но и сократить зарплаты своим.
Эти самые клубы вообще привыкли к легкой жизни. Неся «социальную» нагрузку со своими 4-5 тысячами зрителей на трибунах (не важно, современных, построенных к ЧМ, или вышедших из моды, то и дело обледеневающих в холодное время года), им ничего не стоит накатить на арбитра, быстренько разыграть на бумажке выборы президента РПЛ, а теперь вот под полный справедливости шум одним махом заплатить меньше игрокам. Не пересмотреть, заметьте, подход к составлению контрактов в рамках дальнейшей антикризисной программы, а просто подрезать. Здесь и сейчас.
Конечно, ситуации у всех разные. Сергею Галицкому ничего не остается, кроме как экономить, с учетом объема собственных заграничных активов. Можно догадаться, как нелегко легионерам того же «Ахмата» принять то, что их условные 20 тысяч евро превратились в 10. Но войти в положение прочих клубов, чье финансирование отродясь не было завязано на валютные отношения, почему-то никак не выходит. Им стоило бы задуматься о другом: как в новых условиях вести селекцию; выстраивать штат сотрудников; работать с аудиторией; как создать привлекательную клубную среду; как выстроить полноценную связь с городом, которую клуб представляет; на чем именно можно и нужно экономить, а на чем не стоит.
Превратить РПЛ в ФНЛ, а то и ФНЛ-2 легко – достаточно включить в турнир даже не 30-40, а 20-22 команды. При экономии, к которой вдруг решили склониться руководители клубов страны, где все-таки еще пока не топоры и бусы на еду обменивают, а циркулируют деньги, уже в этом году «Урал» с «Уфой» проиграют конкуренцию «Актобе» и «Тоболу», не говоря уже об «Астане» или «Кайрате». И проще будет выдвинуть проект с участием в РПЛ клубов из Казахстана, чем пытаться разобраться с тем, что происходит в Екатеринбурге или Ростове.
Идеи вовсе избавиться от легионеров также выглядят крайностью, хотя еще больше - популизмом. Не уверен, что те, кто сейчас предлагает создать лигу из 22 команд сплошь из российских игроков, две трети которых зарабатывают меньше, чем в Казахстане, хоть на секунду задумались, какие рынки все еще остаются открытыми. Понятно, что мотивация иностранцев ехать в Россию в связи с невозможностью выступать в еврокубках падает до минимума. Но, в конце концов, легионеры разные – есть Крыховяк, а есть Кашчелан. Есть Гисдоль, а есть Шварц. Разные человеческие судьбы, менталитеты, жизненные ситуации. Еще недавно легионеры, например, не хотели ехать в Австралию, потому что думали, что их зовут играть в местный футбол продолговатым оранжевым мячом. Нельзя сказать, что массово поехали и десять лет назад. Но все равно сформировался стабильный запрос небольшой, но надежной прослойки: оставить себя в профессии, просто пожить в новой стране, пусть зачастую и «в ноль». При этом важным требованием принимающей стороны было, чтобы человек был правильный.
Подкреплялась чистота эксперимента потолком зарплат и запретом на трансферы за деньги. Еще недавно все это могло показаться сводом правил детского сада, полулюбительщиной, но в России что-то изменилось, разве нет?
Изгнание легионеров из-за того, что им, якобы, невозможно платить зарплату, и вовсе не более, чем инсценировка – возможно, для каких-то руководителей клубов это сюрприз (думаю, нет), но есть достаточно банков, которые абсолютно легально помогают расплачиваться за услуги с иностранными физлицами. Если, конечно, условная «Уфа» не вызовет подозрений в выводе капитала. Так что не верьте тем, кто выпускает похожие на прокламации регуляторы. Те легионеры, кому некомфортно, сами уйдут с великим облегчением.
Клубам РПЛ непременно придется пересматривать контракты с русскими «паспортистами» и представителями близких нам народов, но не принудительно, а лишь потому что им ничего не останется, кроме как по-другому планировать свои взаимоотношения как со спонсорами, так и с региональными бюджетами.
Здесь все примерно так же, как со сбережением средств: вырубить эмоции, перестать метаться и включить голову.
Фото: сайт РПЛ
Читайте также
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»