• Расцвела в Испании

    26.08.07 16:02

    Расцвела в Испании - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Завтра в Нью-Йорке стартует Открытый чемпионат США. Это единственный турнир Большого шлема, покорившийся петербургским теннисистам. Точнее, теннисистке Светлане Кузнецовой. Выиграв US Open в 2004-м, Светлана с тех пор прочно обосновалась в элите. Она входит в число претенденток на победу и в предстоящем турнире. А ведь начиналась карьера Кузнецовой далеко не блестяще…

    Когда ты дочь знаменитых родителей (как известно, папа Светланы – прославленный велотренер Александр Кузнецов, а мама – пятикратная чемпионка по велогонкам Галина Царева), отношение к тебе особенное. Может, понимая это, родители девушки не стремились сделать из нее чемпионку.

    «Когда моя жена завершила карьеру, мы полностью сконцентрировались на мужском велоспорте, – рассказывает Александр Кузнецов. Отдавать Свету каким-то другим велотренерам было бессмысленно, и мы стали искать виды спорта, в которых Света могла бы проявить себя. Сначала она занималась плаванием, потом привели ее на корты. Думали заложить фундамент игры – а потом пусть сама решает, хочет заниматься теннисом дальше или нет».

    Судя по всему, захотела Светлана отнюдь не сразу. Многие тренеры считали ее бесперспективной – девочка ничем не выделялась на фоне своих сверстниц. Кстати, за те восемь лет занятий теннисом в родном городе спортсменка сменила порядка семи тренеров.

    «Она была очень взбалмошным ребенком», – рассказала в беседе с корреспондентом «Спорта» о своей подопечной ее первый тренер Инна Огарева.

    Дольше всех Светлана продержалась у Сабины Хачатрян – 4 года, кроме нее и Огаревой тренировалась у Игоря Чернышева, Алексея Белова, Марии Мошковской.

    Так или иначе, но с ракеткой Светлана не рассталась. В 14 лет по настоянию родителей Светлана отправилась в Испанию.

    «В Тартосе, в 180 километрах от Барселоны, находилась наша велосипедная база, – пояснил «Спорту» Кузнецов. – И нам хотелось, чтобы дочь была ближе к нам. Что ж, в Испании Светлане очень понравилось. Она любит большие пространства, где много людей, чтобы вокруг нее все шумело и гудело».

    Здесь Света поступает в Sanchez-Casal Academy, принадлежащую брату знаменитой чемпионки «Ролан Гаррос» Аранты Санчес – Эмилио. Вкус к теннису и желание работать Кузнецова ощутила именно там. И превратилась в звезду. И где теперь те девочки, на фоне которых Свету когда-то не замечали?

    Благодаря Sanchez-Casal Academy Светлана познакомилась и подружилась с Арантой.

     

    «В то время я еще была действующей спортсменкой, но постоянно навещала Эмилио в его академии, рассказывала Аранта. – Тогда-то и обратила внимание на Кузнецову – невооруженным глазом было видно, что у девочки недюжинные способности. Мы стали общаться, а потом и вовсе подружились. Сейчас считаю Свету своей младшей сестрой».

    Но не только дружба и советы брата и сестры Санчес помогли Кузнецовой раскрыться. В Испании она наконец нашла наставника, с которым ей интересно работать. Стефано Ортега уже шесть лет тренирует Кузнецову. Первоначально он занимался с ней как один из преподавателей Sanchez-Casal Academy. Но в 2003 году Ортега стал личным тренером Мартины Навратиловой. Оставшись без наставника, Кузнецова за два года сменила четырех тренеров и в результате снова вернулась к Стефано.

    «Он понимает меня лучше всех остальных. Мы настоящие друзья. К тому же он наполовину немец и иногда гасит проявления моего взрывного характера», – рассказывает Светлана о своем тренере.

    Однако многие теннисные специалисты считают, что Кузнецова попала под излишнее влияние испанского тренера. Ортега сопровождает свою подопечную на всех турнирах, а ведь раньше поддержать ее всегда приезжали родители. Александр Кузнецов считает, что сейчас его дочь переживает непростой период в карьере:

    «Последние три года мы дали Свете полную свободу действий и выбора. И произошло отклонение от основ, заложенных с детства. Убежден, Светлана способна добиваться, куда больших результатов, и то, что она этого не делает, вина ее испанских тренеров».

     

    Кстати

    Вчера поздно вечером по москов-скому времени Светлана Кузнецова в финале турнира в Нью-Хейвене встретилась с венгеркой Агнес Шавей. Агнес, которая недавно завоевала свой первый титул в Палермо, а в Нью-Хейвене начала путь по сетке с победы на квалификационном турнире, имеет полное право опасаться более именитой соперницы. И не только из-за внушительного послужного списка 22-летней петербурженки. На нынешнем турнире за Светой закрепилась дурная слава. В четверть-финале от продолжения борьбы с ней отказалась итальянка Франческа Скьявоне, сославшись на травму лодыжки. А в полуфинале не доиграла против Кузнецовой и Елена Дементьева, в третьем сете почувствовавшая головокружение и тошноту.

    Тренер Мария Мошковская:

    Светлана не терпела рутину

    Последним тренером, у которого Светлана Кузнецова занималась в Петербурге, была Мария Мошковская. Она тренировала 13-летнюю Кузнецову в 1998 году, а теперь учит основам игры ее племянника Александра. В 2002-м Мария Станиславовна была признана лучшим женским тренером Санкт-Петербурга, сегодня она главный тренер Всеволожской детской теннисной академии.

    – Какой вы помните Светлану?
    – Активной, импульсивной девочкой. Уже тогда она играла очень мощно, практически в мужской теннис. Но, на мой взгляд, ей не хватало работоспособности. Кузнецова любила играть на счет, а монотонную рутину терпеть не могла. Параллельно с ней у меня занималась другая девочка – полная противоположность Свете. Так вот ее трудолюбивый характер нравился мне гораздо больше.

    – Но ведь именно Кузнецова прорвалась в элиту WTA. Значит, все дело в таланте?
    – Нет. Я считаю, что спортсмен добивается успеха исключительно благодаря трудоспособности. Талант-ливых детей много, но часто они не любят трудиться, их приходится заставлять. На Свету надавить я не смогла – наверное, не хватило авторитета, терпения, опыта. Тогда, в 23 года, я только осваивала работу детского тренера. А Света, видимо, только в Испании поняла, что хочет играть в теннис. И у нее появился стимул. Среда, в которую попала Светлана, автоматически заставила ее трудиться. В Теннисной академии Кузнецова увидела знаменитых игроков и тренеров, и это, бесспорно, стало огромным толчком для нее.

    – Какую роль в успехе Светланы сыграли ее родители?
    – Огромную. Папа, Александр Кузнецов, – очень сильный теоретик спорта. Он разработал методику воспитания и тренировок спортсменов и успешно применил ее на дочери. Он создал все условия для того, чтобы Света добилась успеха. Фраза: «Помести огурец в рассол, и он обязательно засолится» – здесь очень подходит. А мама Светы, Галина Царева, вообще от дочери ни на шаг не отходила.

    – Но в детстве Света не блистала на соревнованиях…
    – Да, 7–8-е место в стране по своему возрасту было ее пределом.

    – Почему в Петербурге Кузнецова так часто меняла тренеров?
    – Мне кажется, наставники не соответствовали требованиям родителей Светы. Ведь у Александра Кузнецова были очень четкие представления, каким должен быть наставник. Думаю, я им не подошла, поскольку в то время была профессионально несостоятельна. Например, в детстве Света совершенно не умела двигаться на корте. А правильно и быстро перемещаться по площадке ее научили только в Испании.

    – Поэтому Светлана часто говорит, что она игрок испанской школы?
    – Нет, стиль игры у нее скорее американский – быстрый, мощный теннис. А вот психология у нее испанская. Света, как и все представители Пиренеев, очень много времени проводит на корте, любит тренироваться. Еще раз повторюсь – в испанской академии ей привили трудолюбие.

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»