-
Равнодушное время
ЧМ-2018. Своя поляна26.12.10 17:00
Время, как известно, никого не любит и никого не ненавидит. Время ко всем равнодушно. Время, уверяют ученые, – единственная величина, так или иначе возникающая абсолютно во всех законах бытия. Но что такое время, на самом деле не знает никто. Получив право на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года, Россия обязательно убедится еще и в том, что время относительно, потому что две тысячи семьсот семьдесят ближайших дней растянутся в бесконечность, тогда как восемь грядущих лет пролетят как одно мгновение.
Минус полтора года
Если быть точным, восьми лет у России нет. Есть всего-навсего шесть с половиной, поскольку начиная с 2005-го, ровно за год до старта чемпионата мира, на месте будущих баталий проводится Кубок конфедераций. Кубок конфедераций – турнир, сам по себе не имеющий практически никакого спортивного значения, – считается генеральной репетицией предстоящего планетарного форума. Он преследует одну, но глобальную цель: ФИФА должна убедиться в том, что страна проведения будущего чемпионата мира находится в готовности, близкой к полной. До старта Кубка конфедераций с ФИФА можно заигрывать, можно ее слегка динамить и водить за нос (в рамках приличий, разумеется), но к лету 2017 года все эти маневры потеряют смысл. Летом 2017-го ФИФА обязана быть уверенной в том, что все 16 стадионов в 13 городах огромной страны построены: на них может не хватать розеток и декоративной облицовки, но не более того. Что передвигаться между кластерами и внутри них можно с более или менее гарантированными удобствами, приличествующими цивилизованной стране. Что сеть отелей, готовых принять туристов, включает в себя не только пятизвездные «Плазы» и «Марриотты», но и скромные кемпинги, которые по карману студенту, клерку и домохозяйке…
И так далее, и тому подобное. Кубок конфедераций – это примерно 80–85 процентов готовности страны к чемпионату мира. А полтора года, на всякий случай, – одна пятая часть тех восьми лет, которые кажутся сегодня такими долгими.
Политический аспект
Накануне голосования в Цюрихе с новой силой разгорелись страсти вокруг Украины, которой делегировано право проведения чемпионата Европы 2012 года. Украину в западноевропейской прессе склоняли на все лады, не делая, что самое главное, ровно никаких различий между Киевом и Москвой. Банальный, но достаточно выгодный для разогрева скучающей публики прием – напомнить ей о том, что «эти украинцы» (читай – русские) едва не перестреляли друг друга в процессе подготовки к Евро-2012, а политические дрязги, сопровождавшие «оранжевый» период правления Виктора Ющенко, поставили сам факт проведения турнира под реальную угрозу срыва.
Гарантом проведения чемпионата мира в России выступило государство. На фоне нестабильной (до недавнего, к счастью, времени) политической ситуации на Украине Россия выглядит настоящим колоссом, гарантирующим качество уже самим фактом своего существования. Но это, конечно, обманчивое впечатление, и недавние события в Москве, замешанные именно на футбольной тематике и тут же подхваченные мутными движениями самого разного рода и толка, – лишнее тому подтверждение. Стоило, право слово, почитать английскую прессу, которая на протяжении всей минувшей недели не уставала злорадствовать на тему: «Посмотрите, кому отдали чемпионат мира».
Перед Россией стоит очень серьезная задача – не только прогарантировать, но и обеспечить полнопрофильную внутреннюю стабильность. Другое дело, что задача эта возникла не сегодня и не вдруг и чемпионат мира по футболу, в сущности, имеет к ней достаточно опосредованное отношение. Вот ровно такое: мундиаль становится еще одним инструментом влияния не только на экономическую, но и на политическую ситуацию в стране, а пользоваться этим инструментом получают возможность как конструктивные, так и деструктивные силы. В этом кроется серьезная опасность, и пример Украины должен послужить нам наглядным уроком.
Звонок другу
В рейтинге политических симпатий России-матушки Германия, Франция и Италия составляют друг другу очень серьезную конкуренцию. Но это они пусть между собой решают, с кем Россия дружит больше и кому от этого какая выгода, а нам важно вот что: вся большая тройка наших ближайших европейских союзников имеет достаточно свежий опыт организации чемпионата мира по футболу. Германия принимала турнир (который на данный момент считается образцовым во всех отношениях) в 2006 году, Франция была хозяйкой чемпионата мира в 1998-м, Италия – в 1990-м. То есть все последние футбольные форумы, проходившие на европейской территории, проводили страны, с которыми у современной России выстроены максимально тесные и предельно позитивные отношения. Это очень сильный козырь, который мы, разумеется, обязательно разыграем. Его реализация, вероятно, будет стоить стране определенных жертв в иных, не имеющих отношения к футболу, сферах, и первое, что приходит в голову простого обывателя, – контракты на поставку газа. Это универсальное оружие, которым Россия пользуется при первом удобном случае. Вы нам, то бишь, весь пакет услуг, связанных с решением оргпроблем по мундиалю, мы вам – скидочки по газу. Цинично, говорите? Зато действенно. Особенно с учетом того, что локомотивом в этом вопросе выступает тандем людей, облеченных высшей государственной властью.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»