-
Репутационный изъян
13.06.11 22:35
К информационным войнам, о которых рассказывается в материалах темы этого номера, относятся, безусловно, и три сообщения, появившиеся в часы, когда обсуждение вопроса об увольнении Юрия Красножана достигло пика. Сначала на одном из сайтов привели высказывание Вадима Евсеева: «Говорили, что у президента клуба конфликт с футболом. Оказывается, у нее конфликт еще и с головой». Спустя время на этот сайт позвонил агент Евсеева и заявил, что его клиент ничего о конфликте с головой не говорил: «Евсеев уважительно относится к президенту “Локомотива”». И, наконец, на следующий день в одной из газет Евсеев выступил сам: «Ольга Смородская – простой в общении человек. Она знает, чего хочет и как этого добиться». Фразу о «конфликте с головой» Евсееву либо приписали, либо она была произнесена, но затем дезавуирована. Остановимся на варианте с припиской, сделанной, по всей вероятности, теми, кто хотел вбить клин во взаимоотношения Вадима Евсеева с «Локомотивом» вообще и президентом клуба в частности. Кто знает, быть может, тем самым намеревались не допустить потенциального появления в «Локо» Евсеева в будущем в каком-то качестве, скажем, клубного функционера или одного из тренеров.
Репутация клуба
Между тем история с внезапным, несомненно, поразившим всех причастных к футболу людей увольнением Юрия Красножана нанесла заметный удар по репутации клуба. «Локомотив» выпукло предстал организацией, которой наплевать на интересы публики: ее, дескать, дело – покупать билеты и абонементы на матчи, поддерживать команду, клубное руководство и не задавать глупых вопросов по поводу выдворения за черкизовский порог главного тренера. Все равно не ответим и ничего не расскажем. Хотим – нанимаем на работу специалиста, хотим – увольняем его. Такой подход, разумеется, правомерен, но только в одном случае: если допустить, что «Локомотив» играет не для зрителей, которых на трибунах стадиона в прежние времена вообще не было, но которых затем – игрой и открытостью – привлечь удалось, а для руководства РЖД во главе с Владимиром Якуниным и членов совета директоров. Публика, на мой взгляд, вправе знать причины, побудившие «Локомотив» выгнать тренера, за короткий отрезок времени сумевшего поставить команде игру и вывести ее в группу лидеров российского чемпионата, придумав для объяснения своего решения глупейшую и нелепейшую формулировку – «за упущения, допущенные в работе». Смешных формулировок на моей памяти в советской (российской) футбольной жизни было немало, но смешнее «упущений…», пожалуй, лишь та, с которой из московского «Динамо» в начале 50-х прошлого века освободили потрясающего вратаря Алексея Хомича, «тигра», славившегося исключительной реакцией и прыгучестью, – «за потерю прыгучести». Особенно – возвращаюсь к «упущениям…» – если не забывать, что «допущены» они были человеком, благодаря работе которого о «Локомотиве» вновь (давно такого не было, со времен продуктивной деятельности тандема Валерий Филатов – Юрий Семин) заговорили, как о самобытной команде, способной с кем угодно бороться в России за самые высокие места и возобновившей – в заметном объеме – поставки футболистов в сборную России.
Репутация президента
Ольга Смородская еще совсем недавно говорила о тренере: «Я считала и считаю, что Юрий Анатольевич замечательный тренер. Он умеет поставить командную игру. Он любит работать с молодежью. И вообще у него очень вдумчивый подход к работе». Сейчас она, ссылаясь, правда, при этом на совет директоров, утверждает: «В его (Красножана. – C) работе есть существенный изъян». В сочетании с «допущенными упущениями» «существенный изъян», содержание которого президент «Локомотива», понятно, не раскрывает, выглядит надуманным обвинением, не имеющим под собой никакой основы.
К репутации Ольги Смородской увольнение Красножана ничего нового, наверное, не добавило. И без того известно о странных кадровых решениях президента клуба, с виду импульсивных и эмоциональных, но на самом деле направленных на ужесточение личной власти. В «Локо» по всем вопросам существует только одно мнение. Вряд ли Ольга Смородская пыталась навязывать тренеру свое понимание футбольной тактики и свое видение состава команды, но известно, что она любит обсуждать тактические варианты и удивляется, когда во время интервью репортеры даже не пытаются узнать ее мнение об игровом и тренировочном процессах.
Справедливость суждения, появившегося почти сразу после того, как Ольга Смородская получила неожиданное назначение в «Локо»: «От Смородской можно ожидать чего угодно», увольнением Юрия Красножана лишь подтвердилась. Постоянно обсуждавшаяся за футбольными кулисами непредсказуемость шагов президента «Локомотива», их зачастую сумасбродность, превратилась в совершенную предсказуемость.
Репутация тренера
Юрий Красножан, ни словом ни полусловом не комментирующий свое увольнение (вовсе не исключено, что ему в ультимативной форме было объявлено: любое не устраивающее «Локомотив» – читай: совет директоров и Ольгу Смородскую – заявление может остановить процесс компенсационных выплат), на следующий день после первого вброса информации в СМИ, то есть за сутки до заседания совета директоров, сказал несколько важных, по моему ощущению, фраз агентству РИА: «На мой взгляд, у нас в “Локомотиве” царит хорошая, рабочая атмосфера – как внутри команды, так и в клубе в целом. Любые, в том числе нелицеприятные, темы мы спокойно обсуждаем внутри коллектива. Так как “сенсацию”, родившуюся вчера (4 июня. – C) в Интернете, мы не обсуждали, могу предположить, что это некий «вброс» извне, рассчитанный на то, что он дойдет до руководства РЖД. Судя по всему, многим людям не нужен уравновешенный, стабильный и развивающийся по нормам морали “Локомотив”. Символично то, что эта возня началась на фоне скорого открытия летнего трансферного окна… Кому-то, видимо, так сильно хочется поживиться на предполагаемых приобретениях клуба, что эти персонажи готовы переступить через здравый смысл и элементарную совесть… Решение, принятое советом директоров, даст ответ, доверяют ли руководители клуба своим сотрудникам или же ориентируются на разного рода домыслы».
Ответ дан. Он явно свидетельствует об ориентации на «разного рода домыслы». К домыслам, вне всякого сомнения, относятся измышления относительно того, что Юрий Красножан «сдал» матч махачкалинскому клубу «Анжи».
Нет смысла говорить о тех, кто запустил эту утку. Смысл есть в том, чтобы объяснить лишний раз, как это сделал, например, один из комментаторов («НТВ-Плюс») матча «Локомотив» – «Анжи» Константин Генич, человек, футбол знающий не понаслышке, сам поигравший и работавший на этой игре рядом с полем, что никто никому ничего не сдавал, – ни тренер, ни команда. Стартовый состав «Локо» вполне объясним, сделанные в перерыве замены (к сведению наиболее рьяных порицателей Красножана за то, что он оставил в запасе Лоськова и Игнатьева: без них счет в первом тайме был 0:0) объяснимы тоже. Иной вопрос, что Красножан не угадал с ротацией состава, промахнулся, но так он в этом и признался, сказав сразу после матча: поражение тренерское.
Репутация Юрия Красножана из-за событий, связанных с его непродуманным увольнением, не пострадала. Тренеру сочувствуют. Коллеги не понимают, что на самом деле произошло, но благодаря случившемуся точнее стали понимать происходящее в «Локомотиве» – в клубной его части, существующей нынче в условиях жесткого диктата, проявлений авторитаризма и дилетантских подходов к тому, что относится к футбольной игре.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №22 (15-21 июня 2011 года).
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»