• Режим выживания

    20.02.07

    Автор: Спорт день за днём

    Читайте Спорт день за днём в

    «Челси» устами исполнительного директора Питера Кеньона сообщил о клубных потерях за последний финансовый год: 120 миллионов евро, что заметно меньше (на 90 миллионов) предыдущих потерь. В «Челси» считают, что через три сезона выйдут на самоокупаемость – такова бизнес-задача.

    В российском клубном футболе вряд ли найдутся желающие с конкретными цифрами (не сопоставимыми, понятно, с лондонскими) в руках поговорить на подобную тему. Прозрачности в бюджетах клубов у нас не обнаружить. Во многом потому, что бюджеты эти входят составной частью в бюджеты крупных компаний и корпораций и «теряются» в миллиардных дебрях.

    Между тем любой российский клуб в любой момент может угодить в финансовую яму. В яму, впрочем, – полбеды. Из ямы, наверное, выбраться все же можно. А если в пропасть?

    Только у «Локо», пожалуй, существуют исторические корни в финансовых взаимоотношениях с нынешним основным кормильцем – РЖД. «Дорога» при всех ее руководителях (советские времена не исключение) не оставляла «Локомотив» без достойного внимания. Один из министров, Николай Аксененко, помнится, даже подвергался резкой критике со стороны вышестоящих контролирующих органов за то, что слишком много средств – по мнению органов – выделял на нужды локомотивского спорта. Аксененко между тем заслуживает, на мой взгляд, памятника на Аллее Звезд в Черкизове, если таковая со временем появится. За один только футбольный стадион, по сей день остающийся единственной нормальной для проведения матчей любого уровня ареной, и за базу в Баковке.

    У всех остальных ведущих российских клубов появились новые источники финансирования, если сравнивать с прошлым.  От исчезновения каждого из них, внезапного или постепенного (особой разницы нет), никто не застрахован. Все висят на финансовом волоске. И «Зенит», поддерживаемый нынче мощным «Газпромом». И «Спартак», весьма уютно чувствующий себя на плечах одного из руководителей «Лукойла». И тот же «Локомотив» – кто знает, как поведет себя РЖД в будущем? И «Москва», пользующаяся пока благосклонностью «Норильского никеля». И даже ЦСКА, ближе других подошедший, благодаря постоянным выступлениям в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА, к режиму самоокупаемости.