• Ринат Билялетдинов: «Другой «Локомотив»

    Тема «Спорта». На новых рельсах

    15.05.11 16:39

    Ринат Билялетдинов: «Другой «Локомотив» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Признаться, был удивлен, когда наша беседа с Билялетдиновым-старшим началась с обсуждения не футбольных тем, а последнего фильма Никиты Михалкова. Впрочем, «Цитадель» вскоре была забыта, и футбол уверенно вышел на первый план.

    Период осмысления прошел

    С: Ринат Саярович, давайте сверим ощущения. Мне наш недавний разговор подсказал, что вы находитесь в предвкушении будущего. Даже в некотором нетерпении…
    Если так чувствуете, значит, это верное ощущение. Да, приближается летний период, на который я возлагаю определенные надежды. Правда, они могли реализоваться еще зимой, особенно после Кубка Азии. Но известные события в регионе помешали. Если там сохранится напряженность, предложение останется невостребованным. Но есть и другие варианты. В одном, однако, вы правы: период отдыха и осмысления прошел.

    С: Как отдохнули?
    Я получил возможность сделать то, на что раньше времени катастрофически не хватало. Например, поработал с видеоматериалами, поднял конспекты прежних лет. И пришел к каким-то выводам. Пусть из истории, но в будущем пригодятся. Такие, знаете ли, рабочие моменты. В том числе пролистал записи, посмотрел фамилии. Не все ребята на виду. Но и не затерялись ведь.

    С: Можно утверждать, что скоро мы снова увидим вас в деле?
    Не скажу, что такого-то числа выхожу на работу. Не хотел бы торопиться, браться за первое предложение. К тому же наработан опыт, который подсказывает: тут нет перспективы, там отсутствует микроклимат, а здесь не тот подбор исполнителей. Всякий раз чувствуешь, что требуется время, которого могут и не дать. Я уже набил шишки, пройдя все ступени нашей футбольной иерархии. Начинал с набора сопливых мальчишек и исполнял обязанности главного тренера «Локомотива».

    С: Когда мы договаривались о встрече, вы обмолвились, что не сегодня, так завтра улетаете…
    Неплохой вариант есть. Но, как говорится, время покажет. Мне нужно лично побеседовать непосредственно с руководством. До конца майских праздников попросил не выдергивать. Я люблю в это время находиться в Москве. Так обожаю салют! Помню, как мои деды надевали медали, а я с гордостью на них посматривал.

    С: Кем вас хотят видеть потенциальные работодатели?
    Мне предложили возглавить клуб высшей лиги. Нет, не российской, другой страны. Я вроде бы их устраиваю. Руководители делают ставку на молодежь в возрасте от двадцати до двадцати трех лет.

     

    C: Не пропало желание работать с молодежью?
    А я уже переключился на взрослый футбол. Куда меньше заглядываю в турнирную таблицу молодежного первенства. Все-таки это уже пройденный этап. В конце декабря от одного такого варианта отказался. Раз так сложилось, посчитал, что лучше сменить направление. Пока еще за старика не считают. Можно ведь с ярлыком детско-юношеского тренера на всю жизнь остаться. А это в какой-то мере неблагодарная работа, которая не предполагает стабильного состава. Как-то шли на первом месте, а летом восемь человек выпали. Кого отдали в аренду, а кого забрали в основной состав. Почетно?

    С: Безусловно.
    Но рисунок игры пришлось вычерчивать заново. А забраться на вершину сложно. Да и относительная это вершина – молодежное первенство. Правда, подобная деятельность тоже нужна. Я испытываю удовольствие, когда уже состоявшиеся футболисты звонят и благодарят за науку.

    Тренеры – как вратари

    С: Я правильно понимаю, что для вас предпочтителен зарубежный вариант трудоустройства?
    Мне не хочется отрываться от корней, но такова реальность.

    С: К слову, о тренерской судьбе. В идеале, говорят, неплохо пройти через каждую ступень: от детского тренера до наставника клуба премьер-лиги. По своему опыту можете сказать, где застревает этот карьерный лифт?
    (После паузы.) Можно, безусловно, прыгнуть через несколько ступеней в иерархии. Но идя поэтапно, велик риск на каком-то уровне остановиться. Да, обратные примеры можно привести. Но их не так и много.

    С: Слуцкий да Гордеев.
    Мы, будучи игроками за тридцать, знали, что существует система. Все заявки, например, стекались в управление футбола. Да и клубов было несравненно больше. Девять зон, в среднем по двадцать коллективов, только во второй лиге. Какие возможности для тренерского старта, а?

    С: Да уж…
    Если человек зарекомендовал себя, то шанс он всегда получал. Сейчас же комплектование происходит во многом спонтанно. Мне доводилось общаться с людьми, которые предмет понимают, а сидят без работы. Что ж, такая специфика. Тренеры – как вратари: нужны в ограниченном количестве. Мастерство, конечно, многое определяет. Но и без везения никуда.

    С: Как и без результата.
    Я могу понять руководителей. Не уверен, кстати, что Филатов и Семин, начинай они в данный момент, получили бы столько времени на создание по крупицам коллектива.

    С: А что изменилось?
    Жажда результата. Каждый желает видеть отдачу как можно скорее. Вот недавно уволили Гордеева. А ведь он проработал в Донецке чуть больше трех месяцев! Что он, скажите, за это время должен был изменить? Если только запомнить имена всех футболистов, разглядеть их индивидуальные особенности и разобраться с тем, почему команда не давала результата. Вот и бросают монету: повезет – не повезет. Я еще во второй лиге с этим сталкивался. Что-то объясняю своим, подходит умудренный опытом коллега: «Ринат, учишь их играть в умный футбол? Так они, наученные тобой, и будут играть, но уже с другим тренером».

    С: Нашли, что ответить?
    Конечно, нашел. Сказал: «Если хотя бы один из них пойдет на повышение, буду доволен». Как в воду глядел. В той команде начинал Бояринцев.

    С: Как вам опыт Тарханова, который через прогресс молодых игроков пытается достичь результата?
    Доверие к молодым заслуживает уважения. Другое дело, что не сумеет молодежь вытянуть целый сезон. «Боруссия», говорят, прошла чемпионат на одном дыхании. Но это же не так! Посмотрите, как тренер постоянно вводил новых футболистов, придавая свежести и эмоций команде. Самаре же хочется пожелать успеха, чтобы и молодые играли, и результат достигался. В таком случае – при поддержке более возрастных – ребята выйдут на новый уровень.

    Режим жесткой экономии

    С: Вы однажды назвали «Локомотив» домом. Тяжело было покидать родные пенаты?
    Конечно!

    С: Нельзя было этого расставания избежать?
    Если бы даже мне предложили новый контракт, не остался бы. Надо работать в нормальных условиях. А в клуб пришли люди с установкой убрать всех заслуженных и авторитетных. Может, «убрать» и жестко звучит. В общем, освободить, чтобы не мешали.

    С: В чем?
    На комбинации «продал своего – купил чужого», уж сами понимаете, можно неплохо заработать. Нет, я сейчас говорю не о госпоже Смородской, а о тех, кого она поставила над молодежной командой. Люди чинами ниже президента, но рангом выше меня, старшего тренера. Я же, придерживавшийся во всем спортивного принципа, им не нужен. Вот и начали в «нужном» ракурсе преподносить мои заслуги.

    С: Например?
    Якобы в молодежке – застой, не показываем красивой игры, не стали чемпионами. Целенаправленно умалчивая о тех, кто прошел через наш коллектив. Как в свое время настояли на аренде Концедалова в Нальчик. Роман вернулся и стал обладателем Кубка в составе «Локомотива». Глушакова, ныне игрока сборной, вытащили из «Ники»…
    Гатагов, Бурлак, Гетигежев, Габулов, Берхамов, Ефимов, Минченков, Камболов, Будаков, Коченков, Старков, Жиляев – дескать, не работа, а средней руки поделка. На моем месте хотели видеть человека, который бы исполнял чужую волю по комплектованию команды. Я это понял сразу. Правда, не докажешь ведь. А последней каплей стало, когда не дали дозаявить игроков из школы в дубль!

    С: Почему?
    Я могу только догадываться. Никогда с такой проблемой не сталкивался! Тем более лимит мы не «съедали». Но заявить хотел, во-первых, россиян, а во-вторых, наших школьников, шестнадцатилетних, которые в этом сезоне стоят на выпуск.

    С: Какое-то объяснение озвучили?
    «В заявке есть из кого выбирать». Если объективно, не придерешься. На мой же взгляд, ребята вполне заслужили. Может, решили сэкономить на контрактах. Правда, и без этого экономили буквально на всем. Мне, мягко говоря, рекомендовали пересесть на другие авиакомпании. Я объясняю выбор тем, что удобно, не ломается тренировочный процесс. Да, ночной рейс дешевле, однако ребята не высыпаются! Вроде мелочь. Потом – добираемся самолетом, который не только опоздал, но и держался на честном слове. Интересно, чем же парни заслужили такое? Выходит, существуем ради экономии? Мы же и так не бизнес-классом обычно пользовались. Наумов два года подряд выделял нам в Грозный чартер! Может быть, тогда неспокойно было и президент решил перестраховаться. Но вы бы видели восхищение ребят!

    С: Представляю…
    В тот период обходилось без разговоров об экономии. Наоборот, чувствовалась забота о молодежи. В прошлом же сезоне летишь ночью на самолете, который знай себе разваливается, – и лети. Лишь бы отчитаться в экономии трех тысяч рублей. А попробуйте после этого выйти и биться за победу в Томске. Я никого не обвиняю. Такие времена, значит, были.

    Исчезла объективность в оценке

    С: Ничто в «Локомотиве» не удерживало?
    Если бы Юрий Семин остался, наверное, передумал бы. Все-таки с полуслова понимали друг друга.

    С: Может быть, такое отношение и диктовалось тем, что в вас видели человека Семина?
    Если так рассуждать, то меня можно также назвать человеком Бышовца или Рахимова. Во вред главной команде никогда не поступал, кто бы ее ни возглавлял. Никому не собирался доказывать, что я – человек клуба. Привык нравиться работой и честным отношением к делу. Почему, скажите пожалуйста, я должен отрекаться от того, с кем столько лет отработал? Как бы ни говорила госпожа президент, что Юрий Палыч – человек старой формации, но Семин шагает в ногу со временем. А твердить за кем-то, пусть и высокопоставленным, что тренер больной и старый… Зачем? Да, президент и тренер главной команды должны знать о состоянии дел в молодежном составе. Но не с чьих-то слов. В таких случаях возможен эффект испорченного телефона. Когда высшее руководство увлечено другими проектами, а доверяет нечистоплотным людям, которые отказывают в объективности, то как работать? На белое скажут «черное», заслуги будут принижаться, а недочеты возведут в ранг застоя.

    С: В кругу семьи решение поддержали?
    Динияр, например, понимал, к чему идет, и очень болезненно воспринимал нападки на Юрия Палыча. Потому что знает, как Семин ратует за дело душой. А если что и не получалось, расхлебывал наравне со всеми. Когда сказал сыну, что я – следующий, он расстроился. Все-таки какая-то ниточка, связывавшая с «Локомотивом», оборвалась.

    С: А раньше вы об уходе задумывались?
    Я допускал, что когда-нибудь покину «Локомотив». Тренер главной команды волен поменять старшего тренера молодежки. Но претензий никто не предъявлял. Ни Семин, ни Муслин, ни Бышовец, ни Рахимов. Потому как футбольные люди. И они знали, что никаких дел с куплей-продажей иметь не буду. Что бы ни обещали.

    С: А обещали?
    Мне один агент говорил: «Парня не берете, а он через год в основе будет. Возьмите – и мы впишем в контракт, чтобы вам как подготовившему…» Я же отвечал: «Спасибо, но не вижу у него перспектив». Если кого-то рекомендую, отвечаю за свои слова. Кому бы ни сказал, объективно оценивая, что не заиграет на высшем уровне, даже при самых благоприятных условиях, так и получалось. Ни разу не ошибся! Потому, наверное, и устраивал руководителей. Но вот исчезла объективность в оценке деятельности. Неужели нельзя прямо сказать о желании работать с другим тренером? Зачем принижать профессиональные заслуги и замалчивать положительные факты? Наверное, ради собственной выгоды… В свое время Филатов, который назначал меня на пост старшего тренера дублирующего состава, напутствовал: «Должны расти игроки. Если сумеешь довести их до основного состава, будет отлично». Филатов – вспыльчивый, но объективный человек.

    С: Не страшно за «Локомотив», в руководство которого, как вы говорите, пришли нефутбольные люди?
    Может, как пришли, так и уйдут…  А может, прикипят душой к «Локо». Не исключаю и такого поворота. Люди пускают корни. Да и не враги ведь себе. Красножан, естественно, хочет доказать, что способен давать результат не только в периферийном клубе. Госпожа президент наверняка жаждет перекрыть успехи времен ЦСКА. По крайней мере, от тех, кому не доверяли, избавились. Может, и создадут другой «Локомотив» – лучше, чем прежний. Со своими взаимоотношениями, со своими традициями. Я-то уж смотрю со стороны. Не желая им худа. «Локомотив», конечно, вызывает чувство ностальгии. Правда, слежу за ним так же, как за ЦСКА, «Зенитом», «Динамо». Не скрою, симпатии остались. К игрокам, например. Но нельзя жить, стремясь повторить прошлое. Толку от этого не будет. Другое время, другие люди.

    Идеальная выездная модель

    С: На ваш взгляд, в чем причины последних бед «Локо»?
    Дело не в Бышовце и не в Рахимове. «Локо» мешала добиваться серьезных результатов трансферная политика. Я не получал заданий в селекционном отделе. Не мне с этим и разбираться. Но возникает вопрос: «Почему за миллионы куплены игроки, которые и тысячу не отработали?» Посмотрите, какие разные футболисты приобретались, но пазл, как я люблю говорить, так и не складывался. Недокомплект – нехорошо, перекомплект – хуже. Игрок видит, что в очереди стоит четвертым, и морально «сгорает». Давление колоссальное! Да, можно находиться в прекрасной физической форме. Но важно еще быть в игровом тонусе. А вот с этим возникают проблемы.

    С: «Локо» образца этого сезона можно назвать сложенным пазлом?
    Если раньше предпочтение отдавалось надежному контролю мяча, то сейчас «Локо» навязывает быструю игру. Да, она чревата потерями, но как же усложняет жизнь сопернику! Я бы сказал, идеальная модель для выездных матчей.

    С: А что мешало так действовать в прошлом сезоне?
    Юрий Палыч вынужден был придерживаться иной модели, потому что наследство такое досталось. Вагнер и Шарлес неплохо оснащены технически, могут вести игру. Но как они это делают?

    С: Как?
    По бразильским стереотипам. Причем стереотипам не уровня национальной сборной, а середняка местного чемпионата. Если вы смотрели их первенство, то они играют…

    С: Практически стоя!
    Именно так. В центре поля – разреженное пространство, на отборе они экономят силы. И мы из них комплектуем команду! Не зря в английской премьер-лиге практически перевелись бразильцы. Как здорово Робиньо выглядел в «Реале» и как неубедительно в «Манчестер Сити». К тому же, возвращаясь к «Локо», не хватало острия. Лет пять об этом твердили. Качество нападающих не позволяло сделать игру эффективной.

    С: А Одемвингие?
    Питер, несомненно, обладает сильными качествами. Как только появился, неплохо себя проявлял. Но он быстро понял, что у нас больно бьют. Да и зачем ломаться, если деньги те же самые? Можно играть, не утруждаясь и не напрягаясь. И по-своему Одемвингие прав.

    С: Какой же выход?
    Не нужно изобретать велосипед! В Европе довольно распространен подход, когда комплектование проводит селекционный отдел, а главный тренер приглашается работать с этим составом. И только после нескольких лет работы, в случае успеха, он получает право голоса. А так им обладают повидавшие виды специалисты, которые по нескольку лет ведут игроков, подходящих именно под общекомандный стиль. Мы же берем то, что плохо лежит. Бессистемно. Надо двадцать? Возьмем тридцать. А уж из них точно выберем. Почему тогда сорок не подписать? Да и где найти всем место на поле? Гинер в ЦСКА сейчас ведет селекцию по примеру Палыча в прошлые годы. В «Локо» тоже люди приходили на ведущие роли, а сейчас накупили и на лавке маринуют. Немного погодя начинают рассовывать «добро» по арендам. В нынешнем «Локомотиве» хотя бы видно общее направление движения. Но, опять же, именно Семин чувствовал необходимость в быстрых футболистах и приглашал, например, того же Владислава Игнатьева.

    С: Как вам кажется, чем Бурлак и Оздоев так привлекли Юрия Красножана?
    Тарас обладает неплохим первым пасом и прицельным ударом. На мой взгляд, он уже выглядит не слабее Баши. К слову, я еще два года назад рекомендовал перевести Бурлака в главную команду.
    Магомед, в свою очередь, неплохо оснащен технически. Выбор позиции позволяет ему экономить метр-два, что уже большое подспорье. Если подсказывать и подучивать, давать набираться игрового опыта, то будет еще прибавлять.

    С: Кто-то из молодых способен так же громко о себе заявить?
    Полоз! Дима наделен отменными скоростными данными. На моей памяти, лучше бежал только Жиляев. Разница между ними была в сотых долях секунды. Но Полоз очень инфантилен, без спортивной злости. Я приводил ему пример Клинсманна, который, добившись успеха в Германии, отправился за новым вызовом за границу. Но у нас ведь какой менталитет: заработал сто рублей, взял гармонь в руки и, пока не подерется, не проиграется в пух и прах, на работу не выйдет…


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»